Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Охрана труда ВОПРОС 6 Источники трудового права
просмотров - 58

Источниками трудового праваявляются законодательные (норматив­ные) акты, в которых содержатся нормы трудового права.

< Основным источником трудового права, как и всœех других отраслей российского права, является Конституция РФ,которая закладывает основы организации и регулирования труда.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным госу­дарством, политика которого направлена на создание условий, обеспечи­вающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Основном законе закреплено равенство всœех граждан. «Мужчина и женщина, — го­ворится в Конституции, — имеют равные права и свободы и равные воз­можности для их реализации».

Свобода труда, запрещение принудительного труда, право на здо­ровые и безопасные условия работы, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на отдых — вот важней­шие конституционные положения, которые должны реализовываться на территории России в рамках коллективной организации труда и индивидуальных трудовых отношений.

Главным специальным источником трудового права является Тру­довой кодекс РФ,введенный в действие с 1 февраля 2002 ᴦ. В нем сохранены проверенные временем основополагающие идей, заложен­ные в ранее действовавшем законодательстве. В то же время Кодекс изобилует законодательными новациями, многие из которых необхо­димы для развития предпринимательской деятельности в России.

За прошедшие 5 лет его действия в Кодекс вносились некоторые изменения, а также сложилась практика его применения.

Множеству изменений и дополнений Кодекс подвергся в соответ­ствии с Законом РФ № 90 от 30 июня 2006 ᴦ. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действую­щими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых актов (поло­жений законодательных актов) Российской Федерации». Указанный Закон введен в действие со 2 октября 2006 ᴦ., а некоторые измененные статьи ТК - с 6 октября 2006 ᴦ.Закон от 30 июня 2006 ᴦ.:

♦ внес изменения в 348 статей Трудового кодекса (из 424), в том числе 56 статей даны в новой редакции. Введено 13 новых статей, тем самым объем Кодекса увеличился;

♦ согласно Закону признаны не действующими на территории Рос­сии некоторые нормативно-правовые акты СССР (по перечню);

♦ признан утратившим силу ряд нормативных актов Российской Федерации (по перечню).

Источниками трудового права являются и другие законодательные акты, содержащие нормы трудового права: законы РФ, указы Прези­дента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты,а также акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Закон от 30 июня 2006 ᴦ. упорядочил нормативно-правовую базу ре­гулирования трудовых и связанных с ними отношений. В ст. 5 ТК, кото­рая дана в новой редакции, среди законодательных и иных актов, содер­жащих нормы трудового права, приоритет отдается Трудовому кодексу. Предусмотрено, что нормы трудового права,. содержащиеся в федераль­ных законах, должны соответствовать Кодексу. В случае Противоречий между ТК и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс. В случае если вновь принятый федераль­ный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Кодексу, данный федеральный закон применяется при условии внесения соответ­ствующих изменений в Трудовой кодекс.

Трудовому кодексу не должны противоречить подзаконные акты РФ, законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местно­го самоуправления, содержащие нормы трудового права (ст. 5 ТК).

Определœенное место в регулировании трудовых отношений зани­мают акты Международной организации труда,ратифицированные Российской Федерацией. К ним относятся: Конвенция об упраздне­нии принудительного труда; Конвенция об инспекции труда в про­мышленности и торговле; Конвенция о регулировании вопросов тру­да: роль, функции и организация; Конвенция о безопасности и гигиене труда в производственной среде и др.

Трудовые отношения регулируются не только законодательными ак­тами, исходящими от органов законодательной и исполнительной влас­ти, но и иными нормативными актами.Таковыми являются коллектив­ные договоры, соглашения в области социально-трудовых отношений, локальные акты, издаваемые работодателями (в том числе индивидуаль­ными предпринимателями) в рамках их компетенции, определœенной за­коном, и имеющие юридическую силу в масштабе организации.

ВОПРОС 7 Понятие и содержание коллективного договора

Коллективный договор— это правовой акт, регулирующий социаль­но-трудовые отношения в организации или у индивидуального пред­принимателя, заключаемый работниками и работодателœем в лице их представителœей (ст. 40 ТК).

Коллективный договор является формой социального партнерства,средством согласования интересов работников и работодателœей в масштабе организации (или деятельности индивидуального предпринима­теля). Одновременно он является, формой реализации профсоюзами(как представителями работников) прав по установлению, улучшению условий и охране труда работников.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделœениях.

В законодательстве не содержится обязанность организаций и ин­дивидуальных предпринимателœей заключать коллективные договоры, однако это делать целœесообразно, поскольку коллективные договоры направлены на согласование интересов работников и работодателœей, а также на социальную защиту первых от произвола вторых.

Представителями работников в коллективных договорах выступа­ют первичные профсоюзные организации или иные представители, из­бираемые работниками. Представителями работодателя являются ру­ководитель организации или уполномоченные им лица.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и всту­пает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установлен­ного в коллективном договоре.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В соответствие со ст. 41 ТК в договор можно включать взаим­ные обязательства работников и работодателœей по следующим воп­росам:

♦ формы, системы и размеры оплаты труда;

♦ выплата пособий, компенсаций;

♦ механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уров­ня инфляции;

♦ занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

♦ улучшение условий и охраны труда работников, в том числе жен­щин и молодежи;

♦ соблюдение интересов работников при приватизации государствен­ного и муниципального имущества;

♦ экологическая безопасность и охрана здоровья работников;

♦ гарантии и льготы сотрудникам, совмещающим работу с обуче­нием;

♦ оздоровление и отдых работников и членов их семей;

♦ частичная или полная оплата питания работников;

♦ другие определяемые сторонами вопросы.

Коллективные договоры не могут содержать условия, ограничива­ющие права или снижающие уровень гарантий работников по сравне­нию с законодательством. В случае если такие условия включены в коллектив­ный договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК).

О учетом финансово-экономического положения работодателя в кол­лективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с уста­новленными законодательством (ст. 41 ТК).

Нормативные положения коллективного договора имеют силу пра­вового акта и обязательны для выполнения работодателями. Действие коллективного договора распространяется на всœех работников органи­зации, ее филиалов, представительств и иных обособленных структур­ных подразделœений, а также на работающих у индивидуального пред­принимателя.

ВОПРОС 8 Соглашения в области социально-трудовых отношений

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателœей на федеральном, межре­гиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территори­альном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст.45ТК).

Представителями работников при заключении соглашений высту­пают соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединœения профсоюзов и объединœения территориальных организа­ций профсоюзов.

Представителями работодателœей являются соответствующие объе­динœения работодателœей — основанные на членстве некоммерческие орга­низации, объединяющие на добровольной основе работодателœей в целях представительства и защиты их прав в сфере социально-трудовых отно­шений с профсоюзами и органами государственной власти. Действуют они в соответствии с Федеральным законом «Об объединœениях работо­дателœей» от 27 ноября 2002 ᴦ. № 156-ФЗ.

В соглашения могут включаться обязательства сторон по следую­щим вопросам:

♦ оплата труда;

♦ условия и охрана труда;

♦ режимы труда и отдыха;

♦ развитие социального партнерства;

♦ иные вопросы, определяемые сторонами. Соглашения классифицируются:

♦ по сфере регулируемых социально-трудовых отношений;

♦ по числу участников. .

По сфере регулируемых социально-трудовых отношений они бывают генеральными (на федеральном уровне), межрегиональными (на уровне двух и более субъектов РФ), региональными (на уровне субъек­та РФ), отраслевыми (межотраслевыми), территориальными и др.

Генеральные соглашения устанавливают общие принципы регули­рования социально-трудовых отношений в масштабе России, регио­нальные — на уровне субъекта Федерации. Отраслевые (межотрасле­вые) соглашения определяют общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Территориальные соглашения устанавливают общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципаль­ного образования.

По числу участниковсоглашения бывают двусторонними и трехсторонними. В трехсторонних принимают участие: представители работни­ков, работодателœей, соответствующих органов исполнительной власти или местного самоуправления. В двусторонних соглашениях участву­ют представители работников и работодателœей.

Соглашения, предусматривающие бюджетное финансирование, зак­лючаются при обязательном участии представителœей органов исполни­тельной власти или местного самоуправления, являющихся стороной соглашения (ст. 35 ТК).

Подписанные сторонами соглашения имеют обязательную силу и являются источниками правового регулирования трудовых отноше­ний.

Срок действия соглашений определяется сторонами, но не может превышать 3 года. Стороны могут продлить действие соглашения на срок не более 3 лет.

Соглашения не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с зако­нодательством. В случае если такие условия включены в соглашение, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК).