Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Охрана труда ВОПРОС87 Понятие и виды трудовых споров
просмотров - 56

Трудовые споры— это неурегулированные разногласия, возникающие между работником или коллективом работников и работодателœем по вопросам, связанным с применением труда. Действительно, впроцессе применения труда в рамках трудовых отношений работника с работодателœем могут возникать и возникают разногласия, которые зачастую перерастают в трудовые споры.

Трудовой спор считается возникшим,когда разногласия не урегулированы путем непосредственных переговоров работника (коллектива) с работодателœем. По этой причине, чтобы не доводить разногласия до трудового спора, работнику (коллективу) следует попытаться урегулировать их непосредственно с работодателœем.

Наличие трудовых споров — свидетельство неблагополучия в об­ществе в целом и в рамках трудовых коллективов в частности.

Причинвозникновения трудовых спорив много, и они разные. Наиболее распространенная — это нарушение работодателœем трудовых прав отдельных работников или трудовых коллективов в целом.

Современный период, к сожалению, характеризуется грубейшими нарушениями трудовых правработников (незаконные отказы в приеме на работу, незаконные увольнения, невыплата или выплата в неполном размере и несвоевременно заработной платы, непредоставление отпусков или предоставление их без оплаты, введение штрафных санкций за на­рушения трудовой дисциплины, невыплата пособий по обязательному социальному страхованию и т. д.). В этой ситуации закономерно перера­стание разногласий в качественно новое состояние — в трудовые конфликты, сопровождающиеся митингами, демонстрациями, забастовками и другими проявлениями возмущения людей.

К трудовым спорам приводит плохая организация труда,нечеткое разграничение трудовых функциймежду работниками, неудовлетво­рительный стиль руководстватрудовыми коллективами и т. д.

Иногда трудовые споры возникают вследствие низкой правовой культурыработников, не знающих своих трудовых прав и обязанностей, предъявляющих необоснованные требования работодателю и т. д.

Основным средством преодолениятрудовых споров является ис­коренение причин и условий, их порождающих.

Законодательством установлен различный порядок рассмотрения трудовых споров. Он зависит от вида трудового спора. По этой причине крайне важно знать классификацию трудовых споров, чтобы разобраться в порядке их рассмотрения.

Классификациятрудовых споров проводится: а) по субъектам спо­ров; б) по характеру споров.

По субъектам трудовые споры подразделяются на индивидуальные -и коллективные. Индивидуальные— это споры между конкретным работником и работодателœем; коллективные— споры между коллективом организации или ее структурного подразделœения (цеха, производства и т. д.) и работодателœем.

По предмету (характеру) спора трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые. Исковые— это споры по вопросам, связанным с применением действующих условий труда, установленных законо­дательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым до­говором. К ним относятся споры по поводу увольнений, переводов на другую работу, применения систем и форм оплаты труда и т. д. Неисковые— это споры, связанные с установлением новых или изменени­ем действующих условий труда (о пересмотре норм выработки, об ус­тановлении новых условий оплаты труда и т. д.).

Нормами трудового праварегулируется порядок рассмотрения:

♦ индивидуальных исковых трудовых споров непосредственно в орга­низациях комиссиями по трудовым спорам (ст. 381-397 ТК);

♦ всœех (исковых и неисковых) коллективных трудовых споров (ст. 398-418 ТК).

Судебный порядок рассмотрения трудовых споров распространя­ется только на индивидуальные исковые трудовые споры и регулируется нормами гражданского процессуального права.