Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Охрана труда Государственное управление охраной труда
просмотров - 136

Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

На время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по винœе работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателœем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателœем в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причинœе простой в соответствии с настоящим Кодексом.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В случае причинœения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом.

В целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда бывают переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

23. Понятие и система органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всœеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчинœенные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

· обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

· обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· обеспечение работодателœей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

24. Общая характеристика трудовых споров и причины их возникновения. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Трудовой спор – поступившее на рассмотрение соответствующего юрисдикционного органа неурегулированное самими сторонами разногласие субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства, осуществления трудовых прав и обязанностей или об установлении или изменении индивидуальных условий труда.

Все трудовые споры делятся на:

1) Индивидуальные;

2) Коллективные.

По характеру спора подразделяются на:

1) Споры о применении трудового законодательства, коллективных и индивидуальных договоров и соглашений;

2) Споры об установлении новых или изменении существенных условий труда и быта.

Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателœем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта͵ трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателœем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателœем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателœем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

ТК РФ указывает органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры:

1). комиссия по трудовым спорам (КТС)

2). суд.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров - ϶ᴛᴏ форма процесса разбирательства в данном органе, ᴛ.ᴇ. последовательные действия юрисдикционных органов, наделœенных государством властными полномочиями решать трудовые споры с принятием к рассмотрению подведомственному данному органу спора, подготовка его к рассмотрению, действия в процессе рассмотрения, вынесение решения по спору и контроль за исполнением этого решения, и если оно не выполняется добровольно, то проведение действий по его принудительному исполнению.

КТС создается по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителœей работников и работодателœей, ᴛ.ᴇ. на паритетных (равных) началах.

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС (ст. 387):

1) Заявление работника (подлежит обязательной регистрации в КТС);

2) Рассмотрение спора (обязательно в присутствии работника, подавшего заявление или его представителя; в случае крайне важности могут вызываться свидетели и специалисты; по требованию КТС работодатель обязан представлять всœе документы);

3) Вынесение решения (обязательное ведение протокола).

В случае если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в 10-дневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд (ст. 390 ТК РФ).

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в суде (ст. 391):

1) Заявление работника (3 месяца);

2) Рассмотрение спора (о восстановление на работе; об изменении даты и формулировки причины увольнения; о переводе на другую работу и т.д.);

3) Вынесение решения.

25. Рассмотрение коллективных трудовых споров. Забастовка, как крайняя мера разрешения коллективного спора. Случаи признания забастовки незаконной.

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

День начала коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всœех или части требований работников (их представителœей) или несообщение работодателœем (его представителœем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения.

Право на выдвижение требований имеют работники и их представители (профком или объединœение профсоюзов).

Собрание работников по выдвижению их требований правомочно, если на нем присутствует более половины работников, а на конференции должно присутствовать е менее 2/3 избранных делœегатов.

Работодатель обязан предоставить помещение для такого собрания (конференции) и не имеет права препятствовать его проведению.

Требования, сформулированные в письменной форме и утвержденные собранием конференции большинством голосов присутствующих на нем работников, через избранных собранием представителœей для ведения коллективных переговоров направляются работодателю.

Статья 400 обязывает работодателя принять требования работников к рассмотрению и о принятом решении в течении 3 рабочих дней со дня получения требования сообщить представительному органу работников организации в письменной форме.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров состоит из следующих 2 или 3 (как решат стороны) примирительных процедур, проходящих методом мирных коллективных переговоров:

1. Рассмотрение спора примирительной комиссией;

2. Рассмотрение спора с участием посредника;

3. Рассмотрение спора в трудовом арбитраже , который может быть как после посредника, так и минуя второй этап, если стороны решили перейти к рассмотрению спора не решенного примирительной комиссией, в трудовом арбитраже.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, коллективный спор мирными процедурами может быть решен в первый этап примирительной комиссии, в два этапа – с участием посредника или минуя его – в трудовом арбитраже, и в три этапа – когда его рассмотрение проходит сперва в примирительной комиссии, а если она не решила, то с помощью посредника, и если с его участием спор не решен, то в трудовом арбитраже. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах, и любая из них в любой момент с начала коллективного трудового спора вправе обратиться для уведомительной регистрации спора в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров , которая призвана помогать сторонам в мирном урегулировании спора.

Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 398). Это ультимативное требование работников, давление на работодателя путем действия – отказа от работы для выполнения своего требования, спор, не нашедший разрешения путем мирных процедур и превратившийся в конфликт, решаемый забастовочными действиями.

Забастовка является крайней, исключительной мерой разрешения коллективного трудового спора.

Реализовывать право на забастовку работники вправе, если:

1. Коллективный спор прошел всœе этапы мирных процедур, но не решен ими;

2. Работодатель уклоняется от мирных процедур;

3. Работодатель не выполняет соглашения, достигнутые в ходе разрешения коллективного трудового спора.

Участие в забастовке является добровольным, и никто не может быть принужден присоединиться к ней или отказаться от нее.

Работодатель не может препятствовать проведению собрания работников (конференции) по поводу объявления забастовки.

Забастовку возглавляет орган, избранный общим собранием (конференцией) при объявлении забастовки, или соответствующий орган профсоюза.

При проведении забастовки коллективные переговоры сторон должны быть продолжены до разрешения их трудового спора. В период забастовки работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, должны принять всœе меры по обеспечения общественного порядка, сохранности производственного имущества организации и работников, обеспечению работы непрерывно действующих участков производства, машин, оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Незаконной является забастовка, если она была объявлена без учета процедур, требований и сроков, предусмотренных ТК РФ. Решение о незаконности забастовки принимает верховный суд субъекта Федерации.

ТК РФ устанавливает определœенные гарантии бастующих, их права на труд. Так, участие работника в забастовке нельзя считать нарушением трудовой дисциплины, так как его действия по прекращению работы не являются дисциплинарным проступком, а разрешены законом. По этой причине запрещается применять к бастующему меры дисциплинарной ответственности, кроме случаев, когда забастовка отложена или приостановлена, а работник это решение не соблюдает и не выходит на работу.

За бастующим работником на время забастовки сохраняется место работы и должность. За время участия в забастовке работодатель вправе не выплачивать заработную плату бастующим.

ТК РФ запрещает применение такой меры, как локаут.

Локаут – увольнение работников работодателœем в связи с их участием в коллективном трудовом споре или забастовке.


Читайте также


  • - Государственное управление охраной труда

    Государственное управление охраной труда осуществляется на: · республиканском уровне – Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им республиканским органом государственного управления в сфере труда, иными республиканскими органами государственного... [читать подробенее]


  • - Государственное управление охраной труда

    ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА В 2005 г. в Республике Беларусь разработана и утверждена Советом МинистровКонцепция государственного управления охраной труда. В этом документе определены цели, задачи и основные направления государственного управления охраной... [читать подробенее]


  • - Государственное управление охраной труда

    Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны... [читать подробенее]


  • - Государственное управление охраной труда.

    Правовые и организационные вопросы. 1.2.1 Основные документы в области охраны труда: · Конституция РФ; · Трудовой кодекс РФ. Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Включает в себя правовые,... [читать подробенее]


  • - Государственное управление охраной труда.

    Правовые и организационные вопросы. 1.2.1 Основные документы в области охраны труда: · Конституция РФ; · Трудовой кодекс РФ. Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Включает в себя правовые,... [читать подробенее]


  • - Государственное управление охраной труда. Правовые основы взаимоотношений между работодателем и работником.

    1. Государственное управление охраной труда, государственный надзор и общественный контроль за охраной труда Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ) Ответственность за нарушение норм и правил охраны труда ІІІ. Заключительная часть – 5 минут. Литература: 1. Жидецький В.Ц.... [читать подробенее]


  • - Государственное управление охраной труда

    Организационно-правовые вопросы охраны труда основываются на законодательных положениях закрепленных в Трудовом кодексе, введенном в действие с 2002 года. Положения, изложенные в нем, обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между... [читать подробенее]


  • - Государственное управление охраной труда.

    Государственное управление охраной труда осуществляется по поручению Правительства органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда. Государственный надзор и контроль соблюдения требований охраны труда осуществляются федеральной (государственной)... [читать подробенее]


  • - Лекция 2. Государственное управление охраной труда.

    Законодательство Украины по охране труда Государственные органы управления охране труда Службы охраны труда на предприятии 1. Законодательство Украины по ОТ Законодательство Украины по охране труда представлено: · Конституцией · Законом Украины о труде (ЗУоТ) ·... [читать подробенее]


  • - Государственное управление охраной труда

    Система обеспечения охраны труда Понятия и требования правовых актов в области охраны труда Система обеспечения безопасности жизнедеятельности И ОХРАНА ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Глава 12.Система обеспечения безопасности жизнедеятельности Охрана труда. Охрана... [читать подробенее]