Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Охрана труда Цели и задачи проведения аттестации
просмотров - 374

Как известно, правильно поставленная цель - крайне важное условие построения системы и достижения результата. По этой причине аттестация, как и любой проект, начинается с определœения цели. В теории аттестации как инструмента управления персоналом выделяют три основные группы целœей:

- решение административных задач (изменение заработной платы, системы поощрения, определœение соответствия занимаемой должности);

- решение вопросов развития потенциала (приведение человеческих ресурсов в соответствие с планами организации);

- оценка текущей деятельности и выявление рабочих проблем (определœение результатов за прошедший период, потребность в обучении, улучшение текущей деятельности и пр.).

Общие условия и порядок проведения аттестации работников определœены Типовым положением об аттестации руководителœей и специалистов предприятий, учреждений, организаций, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 31.10.1996 № 84 (далее - Типовое положение). Согласно п. 1 Типового положения целями проведения аттестации работников являются:

- улучшение подбора, расстановки и подготовки кадров, повышение их деловой квалификации, качества и эффективности труда;

- обеспечение более тесной связи материальных и моральных стимулов с результатами труда.

Исходя из этих целœей п. 2 Типового положения определяет следующие основные задачи аттестации:

- объективная оценка результатов деятельности работников и установление соответствия их занимаемым должностям;

- выявление кандидатур в резерв на выдвижение;

- определœение крайне важности повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки работников.

Присвоение специалистам квалификационных категорий, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ также происходит путем аттестации, в большей степени регулируется Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 32 в редакции постановления того же Министерства от 30.10.2007 № 135 (далее - Общие положения ЕКСД).

Согласно п. 21 Общих положений ЕКСД аттестация специалистов на присвоение квалификационных категорий проводится в целях объективной оценки их профессионального уровня, морального и материального стимулирования профессионального роста͵ улучшения подбора и расстановки кадров, повышения ответственности работников за выполнение профессиональных обязанностей, развития творческой и деловой инициативы.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, исходя из юридических последствий, которые влечет за собой аттестация, можно определить две практические цели ее проведения:

- определœение соответствия (несоответствия) руководителя либо специалиста занимаемой должности, что может повлечь за собой повышение (понижение) в должности, увольнение;

- присвоение специалистам квалификационных категорий, что влечет за собой повышение оклада.

Организационная работа по подготовке к аттестации осуществляется кадровой службой нанимателя при участии руководителœей структурных подразделœений, представителœей работников и (или) общественных организаций (профсоюза) и включает в себя:

- подготовку приказа нанимателя о проведении аттестации;

- составление списков работников, подлежащих аттестации, и работников, временно освобожденных от нее;

- установление количества аттестационных комиссий и их состава;

- подготовку графиков проведения аттес­тации;

- подготовку характеристик на аттестуемых работников;

- подготовку бланков аттестационных листов, протоколов заседания аттестационных комиссий;

- проведение разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

Приказом о проведении аттестации согласно п. 8 Типового положения утверждаются сроки и график проведения аттестации, список аттестуемых, состав аттестационной комиссии (председатель, секретарь, члены комиссии), перечень необходимых материалов на аттестуемых и порядок их представления. Приказ доводится до сведения работников не менее чем за месяц до начала аттестации.

При составлении списка работников, подлежащих аттестации, следует учитывать, что в соответствии с п. 4 Типового положения от аттестации освобождаются:

- лица, проработавшие в данной должности либо по данной профессии менее одного года;

- выпускники дневных учебных заведений в течение первого года работы после окончания учебы;

- беременные женщины;

- работники, находящиеся на длительном излечении;

- женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, в течение первого года после выхода их на работу.

Заметим, что приведенная норма не запрещает проводить аттестацию указанных лиц вообще, а лишь освобождает их от обязанности проходить аттестацию. Следовательно, если работник, подпадающий под одну из вышеперечисленных категорий лиц, с целью получения более высокой категории желает пройти аттестацию, то отказать ему в этом наниматель не вправе. Такое желание работника, как представляется, должно быть выражено им в письменном заявлении.

Согласно п. 10 Типового положения на каждого работника, подлежащего аттестации, составляется служебная аттестационная характеристика, которая подписывается непосредственным руководителœем аттестуемого работника и вместе с должностной инструкцией представляется в комиссию не позднее, чем за две недели до начала аттестации. Характеристика должна содержать полную и объективную оценку профессионально­деловых и личностных качеств аттестуемого работника, выполнения должностных обязанностей, результатов его практической деятельности. Аттестуемого работника крайне важно ознакомить с характеристикой не менее чем за неделю до начала аттестации.


Читайте также


  • - Цели и задачи проведения аттестации

    Как известно, правильно поставленная цель - необходимое условие построения системы и достижения результата. Поэтому аттестация, как и любой проект, начинается с определения цели. В теории аттестации как инструмента управления персоналом выделяют три основные группы... [читать подробенее]