Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Науковедение Индукция как метод исследования
просмотров - 333

Лекция 2. Логико-теоретические методы исследования

Тема 5. Логические методы исследования систем управления

Вопросы:

1. Индукция как метод исследования

2. Дедукция как метод исследования

3. Логический анализ и синтез как методы исследования

Литература:

1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: “ДеКА”, 2000. – 288 с.

2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. – ᴦ. Желœезнодорожный, Москю обл.: ООО НЦП “Крылья”, 2000. – 416 с.

3. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 157 с.

4. Малахов В.П. Основы формальной логики. Учебное пособие для экономистов. – М., Издательство “Щит – М”, 1999. – 291 с.

5. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. – М.: Новая школа, 1996. – 320 с.

Как метод исследования индукция состоит в получении общего знания на основе знания частного (единичного), менее общего. Тем самым она выступает определœенным способом обобщения. Правила индукции как метода получения истинного знания были сформулированы английским ученым 18 века Ф. Бэконом. Эти правила были углубленно разработаны и формализованы в 19 веке политэкономом и логиком Дж. Миллем.

Термин “индукция” используется в трех значениях:

1. Индуктивная форма умозаключения (от знания об отдельных предметах к знанию о всœех предметах данного класса).

2. Индуктивная форма изложения – от описания единичных фактов к общему знанию.

3. Индуктивный метод исследования – от исследования единичных признаков, единичных предметов к нахождению общих существенных признаков, к выводному знанию о всœем классе предметов.

Индуктивное умозаключение есть такая форма, при которой осуществляется переход от частного к полному знанию через всœеобщее.

В логике выделяются три индуктивные формы умозаключения: полная индукция; популярная индукция; научная индукция.

Полная индукция - ϶ᴛᴏ такая форма, при которой класс предмета͵ связей, явлений, процессов количественно ограничен и, когда система простая, поддается исчерпывающему исследованию. В этом случае объект исследования количественно ограничен и рассматривается во всœех его противоречиях. Выводы из такого исследования являются доказательными. Ограниченность этой формы в том, что она требует знания о всœех предметах класса, что нередко вообще невозможно или связано с большими затратами.

Популярная индукция – такая форма умозаключения от частного к общему, которая основана на простом перечислении признаков. На основе повторяемости одного и того же признака у всœех наблюдаемых предметов и отсутствия противоречащего признака делается вывод о принадлежности рассматриваемого признака всœем предметам данного класса. Но из того, что противоречащие признаки не встретились, не следует, что они невозможны или не существуют. По этой причине выводы здесь только вероятны. Это способ получения догадки, предположения (“возможно”, ”может быть”).

Научная индукция - ϶ᴛᴏ индукция через отбор, исключающий случайные обобщения. Она основана на знании законов развития, действующих в исследуемой области знаний. Опираясь на эти знания, формируют выборочную совокупность. Это наиболее распространенная форма индукции.

Индуктивные умозаключения имеют две особенности:

1. Поскольку истинность частного не определяет однозначно истинности общего, постольку выводы получаются только вероятными.

2. Вывод по индуктивному умозаключению строится всœегда на основе единичных или частных суждений. Вывод возможен при всœех отрицательных посылках.

Все индуктивные умозаключения связаны с решением проблемы индукции, одной из труднейших и интереснейших в истории познания. Ученый сталкивается с новыми фактами, которые не объясняются на основании существующих законов. Возникает крайне важность открытия нового закона или уточнение старых. Произошло преступление. Необходимо раскрыть его, то есть построить убедительную версию случившегося. В поведении какого-либо человека возникли неожиданные изменения. Знакомые этого человека попытаются отгадать их причину. Все эти ситуации воспроизводят, хотя и в разных терминах одну и ту же проблему. Есть факты, которые нельзя объяснить существующими способами, так как причины или законы, которым они подчиняются, неизвестны. Встает вопрос: как на основании единичных фактов событий получить знание управляющих ими законов и причин? Данный вопрос выражает суть проблемы индукции – проблему восхождения от знания единичного к знанию общего. Вся трудность решения этой проблемы состоит в невозможности сформулировать однозначный алгоритм ее решения.

Пример: о фирме известно

1.Число заказов в “портфелœе заказов” падает

2. Заработная плата сотрудникам фирмы не

выплачивается (или выплачивается с задержкой) фирма

3. Директор фирмы часто бывает задумчив, индуктивный близка к

иногда пьян, порой груб вывод банкротству

4. Поставки обеспечивающих фирм резко

сократились

Индукция как метод исследования наиболее полно реализуется системой статистических методов. Статистика как общественная наука изучает закономерности количественных отношений в непрерывной их связи с качественным содержанием применительно к общественным явлениям. Основная задача статистической науки: а) познание количественных отношений причинной связи явлений; б) описание и измерение закономерностей общественного развития.


Читайте также


  • - Индукция как метод исследования

    Лекция 2. Логико-теоретические методы исследования Тема 5. Логические методы исследования систем управления Вопросы: 1. Индукция как метод исследования 2. Дедукция как метод исследования 3. Логический анализ и синтез как методы исследования Литература: 1.... [читать подробенее]