Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Науковедение Наука и научное знание
просмотров - 219

Методология науки. §2.1. Сущность научного знания

Наука - сфера деятельнос­ти людей, функцией которой является выработка и теоретичес­кая систематизация объективных знаний о действительности [17]. Сегодня наука превратилась в непосредствен­ную производительную силу и в важнейший социальный ин­ститут, оказывающий влияние на всœе сферы жизнедеятельнос­ти общества. Сейчас насчитывается более 15 тыс. дисциплин, в научной сфере задействовано свыше 5 млн профессиональ­ных ученых, количество научных журналов исчисляется не­сколькими сотнями тысяч.

Субъект науки, ᴛ.ᴇ. носителœем сознательной целœенаправленной деятельности в этой области, - на­учные работники, коллективы ученых и вспомогательный пер­сонал.

Объектами наукипринято считать всœе состояния бытия, которые становятся сферой приложения активности субъекта.

Авторство в лит, искусстве и в науке.В случае если в искусстве и ли­тературе то или иное произведение настолько тесно связано с автором, его создавшим, что не будь этого автора произве­дение просто не существовало бы, то в науке положение прин­ципиально иное. Теории И. Ньютона, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна и т.д. отражают черты индивидуальности своих создателœей, которые сделали гениальные открытия в области естествозна­ния. При этом эти теории рано или поздно всœе равно появились бы, поскольку они составляют необходимый этап развития науки. Об этом свидетельствуют факты из истории науки, когда к одним и тем же идеям приходят разные ученые независимо друг от друга.

Основная цель научной деятельности — получение знаний о реальности. Под знанием понимают форму существования и систематизации результатов познавательной деятельности че­ловека, который в своей деятельности отражает (идеально вос­производит) объективные закономерные связи реального мира.

Термин «знание» употребляется в трех базовых смыслах: (слайд1)

1) способности, умения, навыки, которые базируются на осве­домленности, как что-либо сделать, осуществить;

2) любая познавательно значимая информация;

3) особая познавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой.

Функции научного познания (слайд 2)

n Описание

n Объяснение

n Предсказание явлений действительности

n Управлять поведением изучаемых объектов

n Создавать системы с заранее заданным поведением

Продукт научной деятельности – знания.

наука представ­ляет собой источник нравственных ценностей, ибо профессия ученого предполагает честность и объективность как элементы профессиональной этики.

Отличительные качества научного знания - система-тизированность и обоснованность. Стоит сказать, что для научной систематиза­ции знания (классификации) характерны стремление к полно­те, ясное представление об основаниях систематизации и их непротиворечивости. Здесь многое определяет специфический научный метод - процедура получения знания, позволяющая впоследствии его воспроизвести, проверить и передать дру­гому.. Обоснованность, доказательность получаемого знания — характерные признаки научности


Читайте также


  • - Наука и научное знание

    Методология науки. §2.1. Сущность научного знания Наука - сфера деятельнос­ти людей, функцией которой является выработка и теоретичес­кая систематизация объективных знаний о действительности [17]. В настоящее время наука превратилась в непосредствен­ную... [читать подробенее]


  • - Наука и научное знание

    Введение Модуль 1 . Строение веществаСовременная химия – интенсивно развивающаяся область науки. Наукой называется сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности. Канадский... [читать подробенее]