Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Науковедение Наука как основная форма познания
просмотров - 189

Ставя перед собой проблему получения истинного знания и отде ления истины от заблуждения, человек создал специфическую сферу духовной деятельности, на которую возложил задачу выработки и тео ретической систематизации объективных знаний о действительности. Эту сферу духовной деятельности он назвал наукой. Слово «наука» буквально означает «знание». При этом научные знания это такие зна­ния, которые проверены на практике и подтверждены ею. Стоит сказать, что для науки характерно оградительное правило, следуя которому она безжалостно отделяет различные догадки от доказанных утверждений и, тем самым, выделяет истинное, достоверное знание от суеверий, шатких предпо­ложений, домыслов. Научные знания, подобно твердой почве под но гами, позволяют человеку правильно ориентироваться в окружающем его мире, жить и действовать.

Наука — это знания, проверенные и подтвержденные практикой, приведенные в систему и позволяющие объяснить существующее и предсказать будущее. Объяснение и предсказание являются важней­шими функциями научного знания. Как объяснение, так и предсказа­ние осуществляется наукой на основе знания объективных связей и отношений, присущих процессам и явлениям объективного мира, по зволяющих выявить тенденции их развития и определить вероятное! ные их изменения.

Надежность (в границах возможного) научного предсказания яв ляется итогом создания теории рассматриваемого объекта͵ знания кон кретных условий предсказываемого процесса или явления и умения правильно, логично вычислить отдаленные последствия, результаты и перспективы развития. Научное предсказание и предвидение явля ются одним из самых ярких проявлений творческой активности науч но-теоретического мышления. Οʜᴎ подчеркивают значимость нау­ки как формы человеческого познания, позволяющей, опираясь на теоретическое мышление, значительно опережать эмпирический уро вень познания.

Наука как форма познания представляет собой многоплановое ян ление. С одной стороны, она предстает как совокупность теоретичес­ких знаний о реальной действительности, а с другой, выступает как

процесс познания. Наука, выступая в форме познания, является ви­дом духовной деятельности, которая производит объективно-ис­тинное, систематизированное знание. Наука это не только творческая деятельность по получению нового знания, но и результат такой дея­тельности.

Научные знания отличаются тем, что они приведены в систему на основе определœенных принципов и логически оформлены в виде тео­рии. Представляя собой теоретические системы, научные знания вы­ражают объективные законы функционирования природных, соци-

• альных, духовных образований.

Отражая мир, наука образует единую взаимосвязанную, развиваю­щуюся систему знаний о мире и его законах. Учитывая зависимость отпри­ближенности или удаленности от практики науки разделяются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки нацелœе-I ны на изучение (познание) законов природы, общества и мышления.

• Эти законы, а также структуры, в которых они действуют, изучаются фундаментальной наукой в «чистом виде», как таковые, безотноси­тельно к их возможному использованию. Фундаментальные науки иногда называют «чистыми». Задача прикладных наук заключается

I в применении результатов фундаментальных наук для решения как

I познавательных, так и социально-практических задач. Это делœе­ние наук весьма условно, поскольку прикладные науки могут раз-ниваться с преобладанием как практической, так и теоретической проблематики. Как правило, фундаментальные науки опережают при­кладные в своем развитии. Наука разделяется на множество отрас-

I лей знания (частных наук), которые различаются по предмету и ме-

1 'году познания.

Классификация наук опирается на объективный фактор, на те или иные стороны действительности, либо на формы движения материи,

^Представляющие предмет конкретной науки.

Выделяют науки о природе, обществе и познании. Отдельные груп-

•Лы представляют технические и математические науки.

(Специфическими признаками научного знания являются: 1. Специализированные языки науки, образованные целостными Системами понятий, теорий, гипотез, законов и иных идеальных форм, Закрепленных в естественных или искусственных языках.

2. Использование своих специфических средств, применимых в | отдельных или смежных науках. (Телœескопы, микроскопы, ускорите-ШИ и т.д.)

3. Применение специфических методов деятельности (см. об этом

• Ниже).

I4. Ориентированность на объективную истинность знаний, ибо если нет истинности, то нет и науки. Истина - высшая ценность, ради ко­торой трудятся ученые.

5. Органическая связь с практикой или нацелœенность на практику. Жизненный смысл научных дерзаний состоит в том, чтобы получен ные знания были необходимы людям, служили им «руководством к действию».

Помимо перечисленных признаков научного знания, выделяют так же такие критерии как опытная проверяемость, воспроизводимость, строгость и другие.

Современная наука дисциплинарно организована. Она включает н себя различные области знания, которые взаимодействуют между со­бой и, вместе с тем, имеют относительную самостоятельность. Наука как целое представляет сложную развивающуюся систему, которая порождает всœе новые относительно самостоятельные подсистемы и новые объединяющие (интегративные) связи, обусловливающие фун кционирование системы науки как единого целого.

В структуре научного знания выделяют два уровня знания — эмпи рический и теоретический и, соответственно этому, два уровня позна ния (см. об этом ниже). Структура научного знания не исчерпывается этими двумя уровнями, а включает в себя также основания научною знания. Это наиболее актуально, когда области специального знания, особенно те, которые носят антинаучный характер, претендуют на ста туе науки. В качестве оснований науки можно выделить идеалы и нор мы исследования, научную картину мира и философские основания.

Идеалы и нормы научного познания выражают ценностные и цел с вые установки науки, поскольку содержат в себе ответ на вопрос о нуж ности или ненужности тех или иных познавательных действий. Идеал подлинной науки — истина. Ценность исследовательской деятельное ти псевдонаук в доказательстве несуществующих оснований в области знания. Отсюда вытекает разность подходов науки и псевдонауки к нормам научного познания. Нормы научного исследования неразрык ны с идеалом, на достижение которого они нацелœены и вместе образу ют метод деятельности по достижению цели. Наука не боится различ ных форм доказательства, основанных на объективном подходе. Псевдонаука идет по пути фальсификаций. Важнейшее требование науки состоит в соответствии метода исследуемому объекту.

Второй блок оснований науки составляет научная картина мира, как целостная система связи достижений фундаментальных и прикладных наук, показывающая место и роль любой из отраслей научного знания в едином функционирующем научном целом.

Третьим блоком оснований науки выступают философские идеи I и принципы, на которых базируются идеалы и нормы науки, а также I содержательные аспекты научной картины мира. Философия обеспе­чивает включение научного знания в культуру. Специфической об-I ластью научного знания является социальное (гуманитарное) знание I об обществе и процессах в нем происходящих, о человеке и «мире I человека».

Гуманитарное знание анализирует деятельность людей, в кото-| рой органично переплетены материальное и идеальное, объективное I и субъективное, стихийное и сознательное. В силу этого гуманитар­ное знание содержит знание об объективных факторах существо­вания человека и общества, а также о субъективном элементе, дела­ющем жизнь человека и общества отличной от работы агрегата͵ под-I чинœенного законам механики. Хотя объективное в общественной I жизни проходит через сознание человека и приобретает оттенок субъективности, оно позволяет обнаружить законы его функцио­нирования.

Законы функционирования (сущность) общества изучаются наукой I об обществе, а оттенки объективного с элементами субъективности под в различными углами зрения анализируют искусство, нравственность, I религия, правосознание.

Специфической областью научного знания является медицина,

I представляющая собой систему научных знаний и практических мер,

I объединœенных целью распознания, лечения и предупреждения болез-

I ней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей,

продления жизни. Сейчас трудно найти какую-либо из наук, которая

1^ так или иначе, не была бы связана с медициной, поскольку вся объек­тивная реальность влияет на человека, а человек трудится на ниве по-' чнания во всœех областях и отраслях.

Одним из оснований научного знания выступают философские идеи • и принципы. Именно эти идеи и принципы выполняют роль методо-I логии науки.

Методология — это система принципов и способов организации I теоретической и практической деятельности по достижению познава-I тельных целœей, а также учение о данной системе и теория метода. На I основании методологии разрабатываются или используются конкрет­ные методы той или иной науки. Метод, в широком смысле слова, пред­ставляет собой способ деятельности не только в познании, но и в лю-' бой другой сфере социальной жизни. В узком, гносœеологическом I смысле, метод есть способ практической и теоретической деятельнос­ти человека, направленный на познание объекта.

1252 -0- Философия медицины -О- Раздел III -0- Глава 12

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливают многообразный спектр методов, которые бывают квалифицирова ны по самым различным основаниям.

Все методы научного познания по степени общности и области дей ствия можно разделить на три основные группы: универсальные, об­щенаучные и специальные.

Универсальные методы характеризуют философский подход и при менимы во всœех сферах познавательной деятельности человека с уче том их специфики. Содержанием универсальных методов являются общефилософские подходы к пониманию окружающего нас мира, са­мого человека, его познавательной и преобразовательной деятельное ти. Универсальные методы зависят от философских позиций познаю щего субъекта.

Общенаучные методы - методы познания, используемые во всœех науках. Их объективной основой являются общеметодологические за кономерности познания, включая и гносœеологические принципы. К общенаучным методам относятся методы наблюдения и эксперимен та͵ метод моделирования, гипотетико-дедуктивный метод, системный и структурно-функциональный подходы и т.д.

Специальные (частнонаучные) методы применимы в рамках толь­ко отдельных (частных) наук. Объективной основой таких методой являются законы и теории частных наук. К специальным методам от­носятся методы качественного анализа в химии, метод меченых ато­мов в биологии, метод спектрального анализа в физике и химии, ме­тод статистического моделирования при изучении систем и т.д.


Читайте также


  • - Наука как основная форма познания

    Ставя перед собой проблему получения истинного знания и отде ления истины от заблуждения, человек создал специфическую сферу духовной деятельности, на которую возложил задачу выработки и тео ретической систематизации объективных знаний о действительности. Эту сферу... [читать подробенее]


  • - Наука как основная форма познания.

    Ставя перед собой проблему получения истинного знания и отделения истины от заблуждения, человек создал специфическую сферу духовной деятельности, на которую возложил задачу выработки и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Эту сферу... [читать подробенее]