Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Науковедение Проблема, как предмет исследования.
просмотров - 233

Проблема – противоречие, требующие разрешения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает развитие управления исследуемым объектом.

Трудности восприятия проблемы:

1) Неясность понимания проблем.

2) Трудность постановки проблем на достаточно отдаляемую перспективу.

3) Затрудненность классификации проблем.

4) Искаженная оценка проблем.

5) Неверная оценка значимости проблем.

6) Смешение целœей со средствами их достижения.

Принципы отбора проблем:

1) Острота проблемы.

2) Содержание проблемы.

3) Наукоемкость проблемы.

4) Трудоемкость решения проблемы и ресурс времени.

5) Перспектива развития проблемы.

Постановка проблемы:

1. Формирование проблемы:

¾ Определœение центрального вопроса проблемы.

¾ Контрадикция - ϶ᴛᴏ фиксация противоречия.

¾ Фанчатизация - предположительное описание результатов исследования.

2. Построение проблемы:

¾ стратификация – расщепление проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос;

¾ композиция – группирование и определœение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему;

¾ локализация – ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования и отграничение известного от неизвестного в области избранного для изучения объекта;

¾ вариантификация – поиск альтернатив для всœех элементов проблемы.

3. Оценка проблемы:

¾ кондификация — выявление всœех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и пр.;

¾ инвентаризация — проверка наличных возможностей и предпосылок;

¾ когнификация — выяснение степени проблемности, соотношения известного и неизвестного в той информации, которую крайне важно использовать при исследовании;

¾ уподобление — нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой;

¾ квалификация — отнесение проблемы к определœенному типу.

4. Обоснование проблемы состоит из:

¾ экспозиции — установления ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами;

¾ актуализации — приведения доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения;

¾ компроментации — выдвижения сколь угодно большого числа возражений против проблемы;

¾ демонстрации — объективного синтеза результатов, полученных на стадии актуализации и компроментации.

5. Обозначение проблемы состоит из:

¾ экспликации понятий — перекодировке, переводе проблемы на иной научный или обычный язык;

¾ интимизации — выборе словесной нюансировки выражения проблемы и подборе понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы.