Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Менеджмент Понятие и виды юридической ответственности.
просмотров - 208

В теории права под юридической ответственностью принято понимать несколько различных, но взаимосвязанных между собой явлений.

1. Юридическая ответственность - это обязанность правонарушителя претерпеть наказание за совершенное им правонарушение или преступление.

2. Юридическая ответственность - это вид государственного воздействия на правонарушителя за совершенное им правонарушение.

Иными словами, это деятельность специальных государственных органов по реализации своих обязанностей наказывать правонарушителœей, и, одновременно, претерпевание правонарушителœем лишений, предусмотренных в наказании.

Юридическая ответственность имеет следующие признаки:

1. Это особый вид государственного принуждения.

2. Это принуждение, применяемое только к правонарушителям.

3. Юридическая ответственность носит, как правило, негативный для правонарушителя характер.

4. Юридическая ответственность, как и основания ее наступления, виды наказания, порядок привлечения к ответственности, предусмотрена нормами права и не может применяться произвольно тем или иным должностным лицом. К юридической ответственности могут привлекать только специально уполномоченные государственные органы (суд, прокуратура, органы внутренних дел, налоговая полиция, ФСБ и т. д.).

5. Реализация юридической ответственности происходит в особом процессуальном порядке с соблюдением специальных норм права, Учитывая зависимость отвида юридической ответственности (уголовная, административная), применятся тот или иной законодательно оформленный порядок привлечения лица к ответственности.

Выделяются следующие виды юридической ответственности:

а) уголовная.

Основанием ее наступления является совершение преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. Этот вид юридической ответственности заключается в применении к преступнику таких видов наказаний, как смертная казнь, лишение свободы, конфискация имущества, штраф, исправительные работы, и реализуется только судом в особом уголовно-процессуальном порядке (в строгом соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса);

б) административная.

Применяется к лицу, совершившему административный проступок. Административная ответственность предусматривает применение таких видов наказаний, как штраф, конфискация имущества, лишение специального права (к примеру, права управления транспортным средством), и реализуется как судом, так и другими органами (органами внутренних дел, комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и т. д.);

в) гражданско-правовая.

Основанием ее наступления является совершение гражданско-правового деликта (к примеру, причинœение вреда жизни или здоровью гражданина, неисполнение или ненадлежащее исполнение условий заключенного договора). Эта ответственность реализуется арбитражными судами и судами общей юрисдикции и заключается в принуждении правонарушителя возместить причинœенный вред, выплатить штраф или неустойку;

г) дисциплинарная.

Основанием наступления этого вида юридической ответственности является совершение дисциплинарного проступка (к примеру, прогул в течение рабочего дня). Дисциплинарная ответственность включает в себя такие виды наказаний, как замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, и назначается руководством предприятия, учреждения, организации или командирами воинских частей и подразделœений;

д) материальная.

Основанием ее наступления является нарушение норм трудового права, связанное с причинœением материального ущерба предприятию, учреждению или организации (к примеру, нарушение порядка и условий хранения материальных ценностей). Налагается администрацией предприятия или судом. Основным видом наказания является возмещение причинœенного ущерба.

ТЕМА 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Российская Федерация является федеративным государством. Причем её субъекты имеют равный статус и объем полномочий, именуясь различно.

Так, субъектами Российской Федерации являются:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный окруᴦ.

Конституция разграничивает предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на:

· исключительное ведение Российской Федерации,

· совместное ведение Российской Федерации и её субъектов,

· исключительное ведение субъектов Российской Федерации.

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосœе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определœение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определœение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континœентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита͵ включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательства, а также законодательство о недрах и об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Предметы ведения субъектов Российской Федерации строятся по принципу «остаточного регулирования», то есть вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всœей полнотой государственной власти.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации.

Финансирование реализации вопросов, отнесенных к полномочиям и предметам ведения субъектов Российской Федерации, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Реализация указанных выше предметов ведения означает возможность осуществления правового регулирования только по тем вопросам, которые отнесены к предметам ведения. То есть, субъект Российской Федерации не вправе принимать нормативные акты, регулирующие уголовное судопроизводство, а федеральные органы государственной власти в свою очередь не могут устанавливать правоотношения, связанные с исполнением бюджета субъекта Российской Федерации.

Полномочия между Российской Федерации и её субъектами могут перераспределяться посредством заключения договоров и соглашений.

Заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации, и в той мере, в которой указанными особенностями определœено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий. В договоре о разграничении полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, определяются условия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действия договора о разграничении полномочий и порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного расторжения договора о разграничении полномочий.

Порядок подготовки и предварительного согласования проекта договора о разграничении полномочий федеральными органами государственной власти определяется Президентом Российской Федерации.

Договор о разграничении полномочий подписывается Президентом Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Соглашение подписывается руководителœем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

ТЕМА 4. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.


Читайте также


  • - Понятие и виды юридической ответственности в сфере рекламы

    В соответствии с теорией права юридической ответственностью является применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние. В качестве характерных признаков юридической ответственности выделяются следующие: • связь с... [читать подробенее]


  • - Понятие и виды юридической ответственности в сфере рекламы

    В соответствии с теорией права юридической ответственностью является применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние. В качестве характерных признаков юридической ответственности выделяются следующие: • связь с... [читать подробенее]


  • - Понятие и виды юридической ответственности.

    В теории права под юридической ответственностью понимается несколько различных, но взаимосвязанных между собой явлений. 1. Юридическая ответственность - это обязанность правонарушителя претерпеть наказание за совершенное им правонарушение или преступление. 2.... [читать подробенее]


  • - Понятие и виды юридической ответственности.

    В теории права под юридической ответственностью понимается несколько различных, но взаимосвязанных между собой явлений. 1. Юридическая ответственность - это обязанность правонарушителя претерпеть наказание за совершенное им правонарушение или преступление. 2.... [читать подробенее]


  • - Понятие и виды юридической ответственности.

    Особенности дисциплинарной ответственности. Формы гражданско-правовой ответственности. Нарушение обязательств. Понятие и условия наступления гражданско-правовой ответственности за Ответственность личности имеет социальную природу,... [читать подробенее]


  • - Понятие и виды юридической ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании земель.

    Тема 9. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель. 9.1. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании земель. 9.2. Административная ответственность за нарушение законодательства... [читать подробенее]


  • - Понятие и виды юридической ответственности

    Юридическая ответственность выступает разновидностью государственного принуждения. Юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения и представляет собой правоотношение ответственности. Правонарушение является юридическим фактом и порождает... [читать подробенее]


  • - Понятие и виды юридической ответственности

    Ответственность может быть различной: политической, мораль­ной, юридической. Возможны и другие виды ответственности. Политическая ответственность наступает в сфере политической дея­тельности за нарушение норм, регулирующих политические отношения. Она выражается, в... [читать подробенее]


  • - Понятие и виды юридической ответственности

    Причинная связь между деянием и вредным результатом; 6) юридическая ответственность. Правонарушением может быть названо только такое деяние, которое имеет соответствующий состав. К составу правонарушения отнесены: субъект, т.е. физическое лицо, способное согласно... [читать подробенее]


  • - Понятие и виды юридической ответственности

    Правонарушения Виды правонарушений Несмотря на общность признаков, правонарушения весьма разнообразны. Они могут классифицироваться по различным ос­нованиям: по степени и характеру общественной вредности, по продолжительности совершения, по сфере нарушаемого... [читать подробенее]