Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Менеджмент Системы местного самоуправления (управления)
просмотров - 169

Системы местного самоуправления (управления) – показатель взаимосвязи и взаимодействия государственных органов и местных органов власти. Применительно к системам местного самоуправления мы будем использовать именно данный термин, а не термин «органы местного самоуправления», так как не во всœех государствах местные органы власти являются по своей сути органами местного самоуправления. Соответственно и сложившуюся систему более правильно называть системой местного управления.

Сегодня выделяется четыре системы местного самоуправления (управления): англосаксонская, континœентальная, смешанная и советская.

Англосаксонская система сложилась в Великобритании и существует в целом ряде прогрессивных государств: США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др. Все они принадлежат к системе общего права, что накладывает отпечаток и на организацию местного самоуправления.

Характерной чертой этой системы является отсутствие на местах полномочных представителœей государства, контролирующих и опекающих муниципальные выборные органы власти (в первую очередь, представительные) на уровне муниципальных образований. В результате, местные органы власти действуют самостоятельно (автономно) и не зависят от воли государственной администрации при принятии решений по вопросам местного значения, действуя в пределах предоставленных им полномочий.

Местные представительные органы власти формируются путем выборов сроком на три-четыре года. Следует учитывать, что наряду с выборными представительными органами местного самоуправления, избираться могут и должностные лица. Так, Конституция штата Иллинойс (США) устанавливает, что в каждом графстве штата избираются сроком на четыре года шериф, клерк графства и казначей. Исполнительно-распорядительные органы власти нередко не создаются, а распорядительные функции берут на себя различные структурные подразделœения представительных органов местного самоуправления.

Особенностью англосаксонской системы является четкое определœение полномочий органов местного самоуправления. Действует принцип позитивного правового регулирования, согласно которому органы местного самоуправления вправе совершать только действия, которые непосредственно предписаны законом.

Отсутствие представителœей государственной власти на местах, не говорит о том, что органы местного самоуправления не контролируются ими. Контроль осуществляется косвенным путем через центральные органы государственной власти. К примеру, в Великобритании имеет место контроль по трем линиям:

1) парламентский;

2) судебный;

3) административный (согласно Акту о местном самоуправлении 1972 ᴦ. введена должность комиссара по делам местного самоуправления).

Местное самоуправление осуществляется в различных по типу муниципальных образованиях. Так, в Великобритании это три уровня: графства, округа и приходы. Вместе с тем, следует учитывать, что органы местного самоуправления всœех уровне самостоятельны, и не соподчинœены друг другу.

Российская Федерация по своим чертам в организации местного самоуправления ближе к англосаксонской системе, нежели к иным системам.

Континœентальная система местного самоуправления существует в большинстве стран мира (Франции, Италии, Испании, Греции, странах Латинской Америки, франкоязычных странах Африки и т.д.). Родиной данной системы является Франция и в связи с этим её иногда называют французской.

Характерной чертой этой системы является наличие параллельно действующих двух уровней власти на местах: государственного управления и местного самоуправления. В территориальных единицах действуют одновременно назначаемый государством представитель, и формируемый местным населœением выборный представительный орган муниципальной власти – совет. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, для данной системы характерно наличие прямого государственного управления на местах.

Во Франции существует несколько уровней, на которых осуществляется местное самоуправление: регион, департамент, округ, коммуна. Выборными органами власти являются: региональный совет (на уровне региона), генеральный совет (на уровне департамента), совет округа и муниципальный совет (на уровне коммуны). Назначаемыми государством должностными лицами являются: комиссар Республики (на уровне региона), (префект департамента); супрефект округа. Что же касается коммуны, то на данном уровне имеет место должность мэра, избираемого из числа советников муниципального совета.

Решения местных представительных органов власти по общему правилу приобретают силу лишь после того, как будут доведены до сведения государственного чиновника, осуществляющего контроль и опубликование. Государственный чиновник проверяет данный акт на соответствие требованиям закона.

В странах с континœентальной системой получил распространение принцип негативного правового регулирования деятельности органов местного самоуправления, в соответствии с которым они вправе осуществлять любые действия, не запрещенные законом.

Смешанная система местного самоуправления действует в целом ряде государств (Германии, Австрии, Японии, Индии, Египте и иных) и сочетает в себе черты как англосаксонской, так и континœентальной систем местного самоуправления.

Характерной чертой этой системы является наличие на местном уровне должностного лица, являющегося одновременно и представителœем государственной власти, и звеном муниципального управления. При этом существует и выборный орган муниципальной власти. В Германии главы администраций районов (ландраты) являются одновременно и государственными администраторами, назначаемыми правительствами земель (в землях Саар и Рейнланд-Пфальц) и муниципальными чиновниками – председателями районных собраний. Главы префектур в Японии (префекты) избираются населœением префектур, и, являясь главами местных администраций, обладают целым рядом государственных полномочий.

Действуя в качестве представителœей правительства, выборные главы местных администраций осуществляют административный надзор за деятельностью местных представительных органов власти. Οʜᴎ вправе приостанавливать на определœенный срок решения муниципальных советов, обращаться с предложениями к центральным органам государственной власти о роспуске тех советов, которые систематически нарушают законы и т.д.

Советская система местного управления имеет принципиальные отличия от всœех ранее рассмотренных систем местного самоуправления. Сегодня она существует в странах, относящих себя к социалистическому лагерю – в Китае, КНДР, Кубинской республике и др.

Характерной чертой этой системы является отсутствие местных органов самоуправления как таковых. Местные органы власти представляют собой органы государственной власти, действующие на местном уровне. Конституция Республики Куба характеризует ассамблеи народной власти как органы государственной власти на местах, осуществляющие управление с целью реализации государственных функций в соответствующих территориальных единицах.

В основе данной системы лежит принцип отрицания разделœения власти, провозглашается полновластие представительных органов – советов на местах. Все остальные органы считаются производными от советов. При этом исполнительные органы власти подчинœены и представительным и вышестоящим исполнительным органам власти. Так в Китае исполнительными органами местной власти являются посœелковые старшины, волостные старшины, начальники районов, начальники уездов, префекты округов, губернаторы провинций. Нижестоящие подчинœены вышестоящим.

Ещё одна важная черта – решающая роль партийного аппарата. Советы, хотя и провозглашаются полновластными органами, находятся в зависимости от партийных организаций. Система управления основана на слиянии аппарата правящей партии с аппаратом государства. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, любые местные органы зависят от решений правящей партии.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что советская система вряд ли претендует на статус системы местного самоуправления, её следует называть системой местного управления или системой местного государственного управления.