Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Механика Виды смазки и смазочных материалов
просмотров - 53

Роль смазки

СМАЗЫВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ МАШИН

Применение смазочных материалов для уменьшения силы трения известно с глубокой древности. На смену применяемым веками органическим масла, главным образом растительным, в конце XIX века пришли минœеральные (нефтяные) масла. По мере развития науки и техники нефтяные масла совершенствовались; затем появились синтетические смазочные материалы, твердые и, наконец, самосмазывающиеся материалы.

Основное назначение смазочных материалов - уменьшения сопротивления трению и обусловленной им потери энергии, снижение износа поверхностей трения. Наряду с этим смазочные материалы выполняют и другие функции:

- отводят тепло из зоны трения, и прилегающих узлов и деталей;

- предотвращают задир, заедание и заклинивание поверхностей трения;

- препятствуют проникновению к поверхностям трения агрессивных жидкостей, газов и паров, а также абразивных частиц (пыли. грязи и т.п.);

- оказывают демпфирующее действие;

- защищают металлические поверхности от коррозии;

- уменьшают энергетические "затраты", что позволяет снизить потери мощности машин и механизмов.

Смазочные материалы бывают жидкими (масла, вода, серная кислота высокой концентрации в некоторых машинах химической промышленности, эмульсии и другие жидкости), газообразными (воздушная и газовая смазки), пластичными и твердыми (тальк, графит, дисульфид молибдена и др.).

По типу разделœения поверхностей трения смазочным слоем различают гидродинамическую, гидростатическую, граничную и полужидкостную смазки.

Гидродинамическая (газодинамическая) смазка – жидкостная (газовая) смазка, при которой полное разделœение поверхностей трения осуществляется в результате давления, самовозникающего в слое жидкости (газа) при относительном движении поверхностей.

Гидростатическая (газостатическая) смазка – жидкостная (газовая) смазка, при которой полное разделœение поверхностей трения деталей, находящихся в относительном движении или покое, осуществляется в результате поступления жидкости (газа) в зазор между поверхностями трения под внешним давлением.

Граничная смазка – смазка, при которой трение и износ между поверхностями, находящимися в относительном движении, определяются свойствами поверхностей и свойствами смазочного материала, отличными от объемных.

Полужидкостная смазка – смазка, при которой частично осуществляется жидкостная смазка.

Масла по происхождению разделяют на следующие группы:

- минœеральные или нефтяные;

- органические - растительные из семян (касторовые, горчичные, сурепные);

- животные (сало, технический рыбий жир, костное, спермацетовые);

- синтетические.

В промышленности наиболее широкое (до 95%) применение нашли минœеральные масла. По способу получения они бывают: дистиллятные, полученные вакуумной перегонкой мазута; остаточные, полученные из остатка от вакуумной перегонки мазута - из гудрона; компаундированные, полученные смешиванием дистиллятных и остаточных масел.

Учитывая зависимость отобласти применения выделяют следующие масла: моторные, индустриальные, трансмиссионные, гидравлические, индустриальные, турбинные, компрессорные, приборные, Пищевые масла и жидкости, и др.

Наиболее значительной по объему производства и ассортименту является группа моторных масел, подразделяемых на масла для бензиновых (карбюраторных) двигателœей, дизелœей и на универсальные масла для двигателœей разных конструкций.

В группе индустриальных масел для промышленного оборудования выделяют масла для гидравлических систем, зубчатых передач закрытого типа (редукторов), направляющих и др. Трансмиссионные масла подразделяют на масла, используемые для смазывания механических, гидромеханических и гидростатических передач.

К органическим относятся растительные и животные масла, обладающие высокой смазывающей способностью, но имеющие плохую стойкость при высоких температурах. По этой причинœе в чистом виде их практически не используют, иногда добавляют к минœеральным маслам для улучшения смазывающих свойств.

Современные синтетические смазочные материалы имеют очень высокое качество. Их применение позволяет резко расширить диапазон рабочих температур и увеличить сроки эксплуатации. Широкое применение синтетических углеводородов в компрессорах, редукторах, паровых турбинах приводит к снижению энергозатрат, уменьшению рабочей температуры и, в конечном итоге, к повышению эффективности работы оборудования.

Температурный диапазон применения таких смазочных материалов шире, чем у минœеральных масел и смазок, они могут обладать как более низкими, так и более высокими коэффициентами трения по сравнению с минœеральными смазочными материалами. Синтетические смазочные материалы с низкими коэффициентами трения рекомендуется использовать в силовых трансмиссиях для снижения энергетических потерь, а с высокими коэффициентами трения - в качестве рабочих жидкостей для фрикционных вариаторов. Синтетические смазочные материалы обладают высокой долговечностью, высоким сопротивлением окислению, не содержат соединœений, вызывающих образование осадка.

Смазочные материалы и системы смазки должны удовлетворять следующим требованиям:

- гарантировано смазывать узел трения в заданных техническими условиями эксплуатации интервалах температуры, давления и скорости скольжения;

- поддерживать установленные значения функциональных показателœей узла трения в пределах определœенного срока эксплуатации и хранения;

- не оказывать вредного воздействия на контактирующие с ними материалы;

- быть экологически и пожаро-, взрыво-безопасными.


Читайте также


  • - Виды смазки и смазочных материалов

    Роль смазки СМАЗЫВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ МАШИН Применение смазочных материалов для уменьшения силы трения известно с глубокой древности. На смену применяемым веками органическим масла, главным образом растительным, в конце XIX века пришли минеральные (нефтяные) масла. По... [читать подробенее]