Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Медицина I I I I II I I I I J I Ц I I I I I I I I Ц I I I I М I I I 3 страница
просмотров - 265

д) имеют значение всœе перечисленные признаки.

161. Чрезмерное фантазирование со стремлением в фантазиях реализовать неосуществленные в жизни желания у детей и подростков с теми или иными физическими недостатками (слепотой, глухотой, поражениями опорно-двигательного аппарата͵ и т. п.) следует отнести:

а) к бредоподобным фантазиям,

б) к фантазии с навязчивыми идеями,

в) к сверхценным, гиперкомпенсаторным фантазиям,

г) ко всœему перечисленному, zO верно а) и б).

162. Сверхценный характер фантазий отличается следующими особенностями:

а) преобладанием фантазий отмеченного, познавательного характера (составление схем географических карт, планов, таблиц и т.п.),

б) чертами насильственное™,

в) «аффективной заряженностью» в отношении определœенной тематики,

Приложение

г) верно а) и в),

д) неверно всœе перечисленное.

163. Основным признаком образного патологического фантазирования, соединœенного с псевдогаллюцинированием, является:

а) яркие образные представления фантазий содержат чувственный компонент (визуализированные представления),

б) с течением болезни уменьшается произвольная деятельность мышления в процессе образного фантазирования,

в) образные фантазии приобретают элемент насильственности,

г) верно а) и б),

д) неверно всœе перечисленное.

164. Наиболее характерным признаком реактивных (ситуационных) уходов у детей является:

а) нарушение влечений,

б) аугистическая тенденция к одиночеству,

в) личностные реакции протеста͵

г) верно а) и б),

д) неверно всœе перечисленное.

165. К основным признакам мутизма как реакции протеста у детей следует отнести:

а) наличие в основе мутизма сверхценных переживаний (обида, ущемленное самолюбие и т. п.),

б) возникновение в связи с психической травмой,

в) сочетание с другими невротическими расстройствами.

г) верно всœе перечисленное,

д) неверно всœе перечисленное.

166. У девочки-подростка отказы от еды стали возникать как средство неосознанного избавления от психотравмирующей ситуации. В этом случае речь идет:

а) о декомпенсации психастенической психопатии,

б) о синдроме психической анорексии,

в) об аноректическом поведении в рамках истеро-невротичес-кого расстройства,

г) о сверхценном дисморфоманическом реагировании,

д) об атипичной эндогенной депрессии.

167. Состояние ребенка определяется высокой степенью истощае-мости психических процессов наряду с повышенной раздражитель-

Приложение

ностью, гиперестезией по отношению к физическим и психическим раздражителям. Его можно расценить как:

а) апато-абулический синдром,

б) депрессивный синдром,

в) астенический синдром,

г) деперсонализационное расстройство,

д) неверно всœе перечисленное.

168. Длительное (недели и более) расстройство настроения с подавленностью, грустью, жалобами на скуку, капризностью, плаксивостью, двигательной заторможенностью, снижением аппетита и нарушением сна, общим недомоганием, жалобами на боли в животе при отсутствии соматического заболевания следует расценивать как:

а) астенический синдром,

б) неврозоподобный синдром,

в) фобический синдром,

г) депрессивный синдром,

д) истерический синдром.

169. После перенесенного гриппа у ребенка появилось стойкое снижение настроения с эмоциональной слабостью, истощаемостью внимания, вегетативно-сосудистой лабильностью. Это состояние следует оценить как:

а) постинфекционную астению,

б) депрессию,

в) дистрофическое состояние,

г) проявление невроза,

д) неверно всœе перечисленное.

170. У ребенка раннего возраста повышенная возбудимость вегетативной нервной системы, сниженный аппетит, частые нарушения сна, пугливость, склонность к страхам. Указанное состояние следует расценить как:

а) астено-невротическое,

б) невропатию,

в) невроз испуга,

г) шизотипический дизонтогенез,

д) синдром Каннера.

171. Упорное стремление детей кусать ногти, сосать палец, выдергивать волосы, раздражать половые органы, раскачиваться перед сном

Приложение

с получением при этом определœенного удовольствия или ослабления внутреннего напряжения следует характеризовать как:

а) ритуалы,

б) гиперкинœезы,

в) патологические привычные действия,

г) тики,

д) импульсивные действия.

172. Двигательная расторможенность, непосœедливость, общая возбудимость, неустойчивость внимания у детей характерны:

а) для неврозоподобного синдрома,

б) для гиперкинœетического (гипердинамического) синдрома,

в) для психопатоподобного синдрома,

г) для кататонического синдрома,

д) для гебефренического синдрома.

173. У ребенка на несправедливое, по его мнению, отношение со сторо-ны взрослых возникают реакции протеста. Их следует расценивать как:

а) психопатические реакции,

б) энцефалопатические (психопатоподобные) реакции,

в) патохарактерологические реакции,

г) симптом «стекла и дерева»,

д) симптом «фамильной ненависти».

174. Стойкое нелœепое убеждение в плохом, недоброжелательном отношении к ребенку окружающих или определœенных лиц, не подтверждаемое объективными сведениями, характеризуется как:

а) навязчивые вдеи отношения,

б) сверхценные идеи отношения,

в) бредовые идеи отношения,

г) конфабуляции,

д) неверно всœе перечисленное.

175. У девочки 5 лет поведение стойко и длительно определяется приподнятым настроением, фантазией со стереотипным повторением сказочного сюжета͵ где ей принадлежит центральная роль. Она отождествляет себя с образом сестрицы Аленушки. Такое состояние следует расценить как:

а) сверхценные фантазии,

б) бредоподобные фантазии,

в) аффективно-бредовое состояние,

Приложение

г) фантазии здорового ребенка,

д) навязчивые фантазии.

176. Депрессивное настроение у ребенка сопровождается тревогой, боязливостью, эпизодами страха с чувством угрозы, постороннего присутствия (придет старик, схватит Баба-Яга), утратой критики. Shro состояние следует расценить как:

а) систематизированный бред,

б) образный бред,

в) бредоподобные фантазии,

г) аффективно-бредовое состояние,

д) проявление помрачения сознания.

177. У ребенка 9 лет без реальной основы возникла стойкая подозрительность и недоверчивость, которая не приобрела законченного словесного оформления. Такое состояние следует расценить как:

а) паранойяльный бред,

б) бредовую настроенность,

в) образный бред,

г) сверхценные идеи отношения,

д) аффективно-бредовое состояние.

178. У ребенка 12 лет стойкое и постоянное ложное убеждение в плохом к нему отношении конкретного лица с рядом логических доказательств. Это оценивается как:

а) фантастический бред,

О) образный бред,

в) систематизированный бред,

г) резидуальный бред,

д) бредоподобные фантазии.

179. Недоброжелательное отношение или даже ненависть к близким людям при отсутствии с их стороны отрицательного отношения к ребенку следует расценить как:

а) возрастные особенности здорового ребенка,

б) сверхценную антипатию,

в) бредовую антипатию к близким людямт

г) навязчивые идеи отношения,

д) патохарактерологическое развитие.

180. У подростка на фоне пониженного настроения возникла стойкая убежденность в собственной обезображивающей чрезмерной фи-

Приложение

зической полноте, возникло активное стремление к отказу от пищи. В этом случае имеет место:

а) бредовая психическая анорексия,

б) сверхценная психическая анорексия,

в) аффективно-бредовое состояние (бред в форме психической анорексии),

г) психологически понятная реакция в пубертатном возрасте здорового подростка с повышенным вниманием к своему физическому «Я»,

д) депрессивно-деперсонализационный синдром.

181. У подростка имеется своеобразное мировоззрение антагонизма, враждебности к людям вообще в плане цдеи: «От людей добра не жди, верить никому нельзя». В этом случае формируется:

а) сверхценная идея отношения,

б) навязчивая идея,

в) бред отношения,

г) пубертатные особенности психики,

д) шизоидизадая характера.

182. Подросток логически обосновывает неприязненное отношение к себе окружающих тем, что у него «отталкивающая внешность». Поведение определяется переживаниями больного. В этом случае имеет место:

а) идея отношения,

б) дисморфоманическая бредовая идея,

в) вдея отношения, сочетающаяся с дисморфоманическими бредовыми идеями,

г) навязчивая дисморфофобическая идея,

д) шизоидизация характера.

183. Возбуждение ребенка выражается в бесцельной маятникообраз-ной ходьбе от препятствия к препятствию, однообразном беге по кругу («манежный 6ei»), стереотипных подпрыгиваниях, выкриках бессмысленных звукосочетаний, повторений слов и действий окружающих. В этом случае имеет место:

а) возбуждение в структуре аффективных расстройств,

б) психопатоподобный синдром,

в) психомоторный пароксизм,

г) кататоническое возбуждение,

д) непароксизмальное помрачение сознания.

Приложение

184. Ребенок застывает в одной позе, у него застывший взгляд, маскообразное лицо, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, полное молчание (мутизм), негативизм. Это состояние следует характеризовать как:

а) психогенный ступор,

б) кататонический ступор,

в) истерический ступор,

г) экетрапирамидный акинœето-ригидный синдром,

д) аментивное помрачение сознания.

185. Расстройства сознания в рудиментарном виде характерны:

а) для дошкольного возраста͵

б) для подросткового возраста͵

в) для взрослых,

г) для пожилого возраста͵

д) для любой возрастной группы.

186. Наиболее частым проявлением депрессии в дошкольном возрасте является:

а) тоскливость с идеями собственной неполноценности,

б) тревожная боязливость с сенситивными идеями отношения,

в) сочетание капризности или боязливости с неврозоподобными расстройствами типа энуреза, тиков, трихотилломании, двигательных навязчивостей,

г) двигательная заторможенность,

д) суицидальные попытки.

187. Наиболее частой причиной смерти при депрессии у подростков является:

а) присоединившееся к депрессии соматическое заболевание,

б) истинные суицидальные действия,

в) парасуицид&льные действия, возникшие по типу реакции протеста͵ шантажа, «ухода» от психотравмирующей ситуации,

г) кахексия,

д) неверно всœе перечисленное.

188. У детей раннего возраста при аффективных нарушениях наиболее ярко выступает следующий компонент синдрома:

а) собственно аффективный,

б) идеаторный,

в) моторный,

г) соматовегетативный,

д) верно а), б) и в).

Приложение

189. Для детских аффективных синдромов (в отличие от таковых у взрослых) характерны:

а) полиморфные аффективные синдромы малой глубины,

б) простые аффективные синдромы психотической глубины,

в) сложные аффективные синдромы с расстройствами сознания,

г) сочетание сложных аффективных синдромов с бредом,

д) неверно всœе перечисленное.

190. Наиболее частыми масками маниакальных состояний у подростков являются:

а) увеличение массы тела,

б) похудание,

в) выносливость к физическим нагрузкам,

г) малая восприимчивость к соматическим инфекциям,

д) поведенческие (психопатоподобные) нарушения.

191. В основе депрессивной «школьной фобии» лежит:

а) замедление темпа мышления,

б) переживания своей учебной и социальной несостоятельности,

в) идеи отношения,

г) истощаемость психических процессов,

д) навязчивые страхи.

192. Проявлением депрессии у подростка может быть:

а) нарушение поведения,

б) снижение школьной успеваемости,

в) снижение настроения,

г) суицидальные попытки,

д) верно всœе перечисленное.

193. Для процессуальной дисморфомании у подростка характерен:

а) симптом зеркала,

б) отрицательный симптом зеркала,

в) астено-ипохондрический синдром,

г) симптом аугометаморфопсии,

д) верно б) и в).

194. Для процессуального астено-ипохондрического синдрома подросткового возраста характерны всœе перечисленные признаки, кроме:

а) вычурности ипохондрических жалоб,

б) выраженности сенестопатий,

в) сохранности подростковых поведенческих реакций,

г) снижения настроения,

д) наличия дисморфомании.

,— ,— »—>— и~ »-« ,— _* ^- ,— ,—« _«^-^-^-^-ООООООООООООООООО

A A A A A A L А А» А А А А А <к А А А А А А А А А А А А А <к А А А А

,— >— >—►—.— ►-»>— н-,— н-к- н-н-н-н-^-00000000000000000 ^C)000>sl^(^L^Ln4^^WtON)H-^O^DVOOOOOvlOSONUiUi^WWl4)K)H-00 ^OOtOONO^OOWOSO^OOtoasO-P-OOtOONO^OOtOOSO^OOtOONO^OOK)

^и-н-^-.— н-и-н-н-н-н-н-н-к-н-ООООООООООООО-.ООО

A A A, A A A A A, Li Li A A A Li Li A A A A A A A AJ T А А А

и-.— н-и-и-и-^-и— n—n—h-h-и-и— h-h-OOOOOOOOOQOOOOOO

о^ооюа\о^оою<7\0^ооюо\о-Р>.оою<7\о^ооюо\о^ооюа\о^

>i X!' JL' J, i i i i ill i ji ji i i i i • i j. 111 !ii i

•—I— •— •— и-k-^n-»— и-»— к-»— н-»-.и- OOOOOOOOOOOOOOOO VOOOvJsJONONUi^^OJOJW-H-OO^OOOOvlvlON^U^^WWK)»-»-©

III I I I I I I I I I I lilJIJI II I I M I I I I I I cxPwwwwai'-iw^^^^MPOtaPtjaiaiwwwwowPai^'iw