Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Литература Алгоритм составления интегрального конспекта.
просмотров - 87

Конспект

Особенности научно-информативных жанров

Заслуживают внимания научно-информативные тексты, которые являются вторичными, ᴛ.ᴇ. представляют собой краткий пересказ научных текстов большего объема. Главная задача автора научно-информативного текста (тезисов, автореферата͵ конспекта͵ реферата͵ аннотации, рецензии, отзыва) – в сжатом виде дать основную информацию, содержащуюся в тексте-источнике, в связи с этим возникает проблема правильного отбора информации – той информации, которая является наиболее существенной в первичном тексте, той информации, которая представляет научный интерес.

Конспект —единственный из всœех вторичных текстов не предназначен для публикации. Он предполагает свертывание информации текста первоисточника и представление ее в форме, удобной для того, чтобы составитель конспекта мог впоследствии эту информацию развернуть, восстановив исходное содержание. Для конспектирования отбирается информация субъективно необходимая для составителя, и при этом опускается информация, объективно важная, но уже известная составителю и не представляющая для него особой ценности.

По количеству конспектируемых источников конспекты подразделяются на монографические, составленные по одному источнику, и сводные, или обзорные, составленные по нескольким источникам на одну тему.

Учитывая зависимость отобъема выделяются конспекты краткие (отбираются лишь положения общего характера); подробные (общие положения дополняются доказательствами, пояснениями, другим иллюстративным материалом) и смешанные, допускающие изложение одних частей первоисточника подробно, других — более кратко.

С точки зрения смысловой эквивалентности конспекта и исходного текста выделяют интегральные и селœективные конспекты.

Интегральным предлагается назвать конспект, который передает всœе основные положения и важнейшие смысловые связи, т. е. всю смысловую сетку первоисточника, но в форме, удобной для составителя.

Селœективным назван конспект, включающий отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражающие базовых положений первоисточника.

Подводя итоги сказанному выше, можно отметить, что конспект — своеобразный жанр среди всœех жанров вторичных текстов. Он не предназначен для публикации и применим только для индивидуального пользования.

1. Прочитать текст и составить его план. План текста образует система опорных слов. Содержание каждой смысловой части текста сворачивается и обозначается опорным словом, которого достаточно для последующего развертывания всœей информации данной смысловой части. Названия пунктов плана могут отличаться от названий смысловых частей, данных в тексте первоисточника.

2.Прочитать каждую из смысловых частей текста еще раз, отбирая основную информацию, раскрывающую пункт плана.

3.Переформулировать эту информацию для упрощения записи и записать.

При конспектировании учебных текстов крайне важно сохранять в конспекте логическую последовательность развития содержания первоисточника. Для этого крайне важно очень кратко фиксировать и ранее известную информацию, так как неизвестные ранее факты всœегда связываются с уже известными и только так осмысливаются. В случае если записать только новую информацию, через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время будет трудно вспомнить, с чем она была связана.

Аннотация

В отличие от конспекта всœе остальные жанры вторичных текстов, отобранные для более подробного рассмотрения: реферат, аннотация, — предназначены для печати и, следовательно, одним из базовых свойств их будет отражение объективно важной информации, а не субъективно важной, как в конспекте.

С аннотацией потребители информации сталкиваются чаще всœего, так как она расположена с обратной стороны титульного листа книги. Именно из аннотации потребитель узнает о теме и основной проблематике книги, для кого она предназначена, и другую, не менее важную информацию.

Таким образом,аннотация— это краткая характеристика произведения печати с точки зрения его содержания, проблематики, структуры, читательского адреса и др. Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?», перечисляются вопросы, которые освещены в первоисточнике, но не раскрывается само содержание этих вопросов.

Объем аннотации практически не зависит от объема первоисточника и обычно колеблется, как утверждается в требованиях к аннотации, от 150 до 200 знаков (хотя реальный объем аннотации может достигать 300 — 400 знаков).

В отличие от конспекта͵ строящегося по свободному плану, аннотация — текст, имеющий жесткую структуру. При составлении аннотации не важно умение отбирать информацию, но важно умение выделить и сформулировать тему первоисточника, его основные проблемы и определить читательский адрес.

Одним из обязательных элементов аннотации является библиографическое описание.

Вот как выглядят варианты библиографического описания:

1. Фамилия И. О., Фамилия И. О., Фамилия И. О. Название книги: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 2002. — 111 с.

2. Название книги / Под ред. И. О. Фамилия. М.: Наука,2003.— 111 с.

3. Название книги: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. И. О. Фамилия. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та͵ 2003. — 111 с.

Помимо библиографического описания, обязательными элементами аннотации являются содержательная характеристика первоисточника, указание на адресата. Вместе с тем, часто могут встречаться формулировка цели автора, указание на особенности структуры произведения, иллюстративного материала, место произведения в ряду подобных, сведения об авторе и его творчестве, общая оценка произведения.


Читайте также


  • - Алгоритм составления интегрального конспекта.

    Конспект Особенности научно-информативных жанров Заслуживают внимания научно-информативные тексты, которые являются вторичными, т.е. представляют собой краткий пересказ научных текстов большего объема. Главная задача автора научно-информативного текста... [читать подробенее]