Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Литература Библиографическая справка.
просмотров - 148

Проверь себя!

НИКОЛАЙ АСЕЕВ

ДАВИД БУРЛЮК

(1882-1967)

***(1913)

Каждый молод, молод, молод,

В животе чертовский голод,

Так идите же за мной,

За моей спиной!

Я бросаю гордый клич,

Этот краткий спич!

Будем кушать камни, травы,

Сладость, горечь и отравы,

Будем лопать пустоту,

Глубину и высоту,

Птиц, зверей, чудовищ, рыб,

Ветер, глины, соль и зыбь!

Каждый молод, молод, молод,

в животе чертовский голод,

всё, что встретим по пути,

может в пищу нам идти.

Ушёл и бросил беглый взгляд

Неуловимого значенья,

И смутно скрылся зад

Им зарождённого влеченья,

Проткнулась тощая стезя,

И заколдованные злаки

Лишь рвутся следом, егозя,

Воспоминанья раки.

(1889-1963)

ФАНТАСМАГОРИЯ (1913)

Летаргией бульварного вальса

Усыпленные лица подёрнув,

В электрическом небе качался

Повернувшийся солнечный жернов;

Покивали, грустя, манекены

Головами на тайные стражи;

Опрокинулись тучами стены,

Звёзды стали, стеная, в витражи;

Над тоскующей каменной плотью,

Простремглавив земное круженье,

Магистралью на бесповоротье

Облаками гремело забвенье;

Под бичами крепчающей стужи

Коченел бледный знак Фаренгейта͵

И безумную песенку ту же

Выводила полночная флейта.

Общая характеристика направлений литературы «серебряного века»

Критерии для сопоставления Символисты Акмеисты Футуристы
Цель творчества Стремление создать картину идеального мира, существующего по закону Вечной Красоты. Расшифровка тайнописи, воплощённой в слове; пророчество. Острый взгляд на подробности жизни. Понимание мира как совокупности простых предметов; острых, резких, вещественных знаков. Возвращение поэзии ясности, вещественности; приятие окружающего мира в его зримой конкретности. Вызов традиции. Одержимость идеей разрушения старого мира.
Особенности формы Господство намёков, иносказательное знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, лёгкость слова. Понимание слова как кодированного послания, элемента тайнописи Конкретная образность, «прекрасная ясность». Стремление придать слову одно конкретное определœение, точное значение. Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа. Обилие неологизмов, интерес к «самовитому слову», словесным деформациям.

Глава VI. Максим Горький. (Алексей Максимович Пешков).

(1868 – 1936гᴦ.)

Всё в человеке,

Всё – для Человека…

М.Горький.

16 марта 1868год – родился Алексей Пешков в Нижнем Новгороде в семье столяра, Максима Савватиевича Пешкова (1839-1871). Рано осиротев, детские годы провёл в доме своего деда Каширина. С 11 лет, оставшись после смерти матери сиротой, вынужден был идти «в люди»; работал «мальчиком» при магазинœе, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и по другим ремёслам.

1884 год – Казань, пробует поступить в университет – безуспешно: «университетом становится сама жизнь».

1888год — арестован за связь с кружком Н. Е. Федосœеева – первыми марксистами. Находился под постоянным надзором полиции. Был переведён весовщиком на станцию Крутая Царицынской желœезной дороги.

1888 -1889 год – Первое хождение по Руси с целью пропаганды идей марксистов.

Весна 1891-1892гг – Второе хождение по стране (дошёл до Кавказа):

«Хождение моё по Руси было вызвано не стремлением к бродяжничеству,

а желанием видеть, что за народ вокруг меня»

12 сентября 1892года – в тифлисской газете «Кавказ» опубликован первый рассказ «Макар Чудра». Вернувшись в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны в «Волжском вестнике», «Самарской газете», «Нижегородском листке» и других печатных изданиях.

Ранние романтические произведения. Поэма «Девушка и Смерть»(1892), «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» (1895), «Песня о Буревестнике» (1901).

Жанр: народно-романтические легенды и сказания: автор вложил в них собственные переживания, идеи, мысли о будущем, мечты, опережающие действительность. В ранней героической романтике с особой силой звучит утверждение свободы и человеческого достоинства.«Я в мир пришёл, чтобы не соглашаться».

Своими произведениями М.Горький хотел заставить людей действовать в жизни. Молодой писатель мучительно искал ответы на вопрос о смысле жизни и назначении человека: «Кто скажет, зачем он живёт? А ты можешь научиться делать людей счастливыми?» - восклицает Макар Чудра, герой одноимённого рассказа.

Цикл о босяках. Наряду с созданием мира романтического героя, Горький изображает «свинцовые мерзости» русской жизни, воссоздавая сложный духовный облик «бывших людей» в рассказах: «Челкаш», «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов», «Однажды осœенью».

Его босяки не столько жертвы социальной несправедливости, сколько бунтари, отвергающие обыденность окружающего мира.

Октябрь 1897- январь 1898 – жил в посёлке Каменка (ныне город Кувшиново Тверской области) на квартире у своего друга Николая Захаровича Васильева, работавшего на Каменской бумагоделательной фабрике и руководившего нелœегальным рабочим марксистским кружком. Впоследствии жизненные впечатления этого периода послужили писателю материалом для романа «Жизнь Клима Самгина».

1899 – роман «Фома Гордеев», поэма в прозе «Песня о Соколе».

1900-1901гг – роман «Трое», личное знакомство с Чеховым, Толстым. Участие в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Петербурга, написание прокламации, призывающую к борьбе с самодержавием; арестован и выслан из Нижнего Новгорода.

1902год A. M.Горький обратился к драматургии. Пьесы «Мещане», «На дне».

«На дне».Жанр: социально-психологическая и философская драма, в которой воссоздана жизнь обездоленных, поставленных на грань выживания, но сохранивших прежние свойства своей натуры, многие привычки и представления. Эти люди мучительно ищут ответы на вопросы, поставленные социальной действительностью.


Читайте также


  • - Библиографическая справка.

    1870год – родился в городе Наровчат Пензенской губернии: отец – мелкий чиновник, мать – из семьи обедневших татарских князей. 1873год – после смерти отца переезд в Москву, жизнь во Вдовьем доме. 1876год – сиротское училище. 1880-1890гг – учёба в закрытых учебных заведениях: а)... [читать подробенее]


  • - Библиографическая справка.

    Тест по биографии и творчеству М.И.Цветаевой. Марина Ивановна Цветаева (ВНЕ ТЕЧЕНИЙ). (1892 – 1941гг.) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд… М.И.Цветаева.1. К какому литературному направлению принадлежало творчество М.И.Цветаевой? а) символизм б)... [читать подробенее]


  • - Библиографическая справка.

    16 ноября 1880 – родился в семье А.А.Блока (Петербург); после развода родителей жил в семье деда Бекетова (ректора Петербургского университета). 1890 –учёба во Введенской гимназии (позже – имени Петра I) Лето 1895 – сближение семейства Блоков и Менделеева. Начало увлечения... [читать подробенее]


  • - Библиографическая справка.

    Проверь себя! НИКОЛАЙ АСЕЕВ ДАВИД БУРЛЮК (1882-1967) ***(1913) Каждый молод, молод, молод, В животе чертовский голод, Так идите же за мной, За моей спиной! Я бросаю гордый клич, Этот краткий спич! Будем кушать камни, травы, Сладость, горечь и отравы, Будем... [читать подробенее]


  • - Библиографическая справка.

    1891, 15 мая – в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии родился Михаил Афанасьевич Булгаков 1900-1909- годы учёбы в гимназии 1907 – смерть отца поэта, Афанасия Ивановича 1909- поступление на медицинский факультет Киевского университета. 1916 – окончание университета... [читать подробенее]


  • - Библиографическая справка

    ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ КАМЫШИ Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чём они шепчут, о чём говорят? Зачем огоньки между ними горят? Мелькают, мигают – и снова их нет. И снова забрезжил блуждающий свет. ... [читать подробенее]