Категории
Литература
Занятие 27. Русь уходящая в творчестве С.А.Есенина просмотров - 596
Тексты: Сорокоуст. Возвращение на родину. Русь советская. Русь уходящая. Письмо от матери. Ответ.
1. Выучите наизусть фрагмент одного из произведений.
2. Найдите в поэтических текстах реалии прошлой (дореволюционной) и советской действительности. Какие поэтические средства использует автор, чтобы показать свое неприятие новой (советской) жизни?
Занятие 28. Поэма С.А.Есенина «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины
1. Покажите тематическое многообразие поэмы. Представьте сюжет и композицию произведения. Как в поэме соединяется эпическое и лирическое?
2. Опишите героя-рассказчика, Прона Оглоблина и Анну Снегину.
3. Какую роль играет в произведении лирическая – любовная линия. Почему поэма названа именем героини?
Занятие 29. Литература о гражданской войне
Занятие 30. Человек в огне гражданской войны (по роману А.Фадеева «Разгром»)
Прочитайте одно из произведений, указанных к занятиям 28, 29. Подготовьте сообщение по одной из тем:
1. Дороги в революцию (Морозка, Мечик, Левинсон, Метелица, Бакланов и др.)
2. Друзья и враги Морозки и Мечика.
3. Духовные падения и подъемы Морозки.
4. Цепь молчаливых предательств Мечика.
5. Противопоставление подвига и предательства в романе А.Фадеева.
6. Сложность образа руководителя партизанского отряда Левинсона.
Можно также предложить собственную тему. Предварительно согласуйте ее с преподавателем.
Занятие 31. Человек в огне гражданской войны (по очеркам И.Бабеля «Конармия»)
Темы сообщений:
1. История создания очерков И.Бабеля.
2. Гражданская война глазами красных.
3. Образы красноармейцев в очерках (Прищепа, Павличенко, Афонька Бида и др.)
4. Трагедия русской семьи в очерках И.Бабеля.
5. Образ рассказчика в сборнике очерков И.Бабеля.
6. Крах веры в произведениях И.Бабеля.
Занятие 32. М.А.Булгаков: жизнь и творчество
Индивидуальное задание:
Используя различные источники, выпишите из произведений писателя высказывания, ставшие афоризмами.
Занятие 33. «Шариковщина» как социальное и моральное явление в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»
1. Найдите в повести художественные детали, характеризующие эпоху середины 20-х годов 20 века. Расскажите об этом времени, используя текст произведения.
2. Каково в контексте повести «Собачье сердце» значение «говорящих» имен персонажей?
3. Каков художественный смысл операции профессора Преображенского?
4. Опишите, как строятся отношения между интеллигентами и «передовыми пролетариями» в повести?
5. Дайте характеристику Шарикова. Что такое, по вашему мнению, шариковщина? Приведите примеры шариковщины в повести и в реальной жизни.
Занятие 34. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тексты: гл. 2,16,25,26.
1. Сопоставьте романную биографию Иешуа и историю Иисуса Христа. Какие эпизоды в них сходны? Чем они различаются? Каково значение фактических «неточностей» в проявлении авторской художественной установки?
2. Проанализируйте диалог Понтия Пилата и Иешуа в гл. 2. Какие мысли этого диалога были дороги автору и почему?
Занятие 35. Москва и москвичи 30-х годов (по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Тексты: гл. 12, 20, 21, 23, 28 и др.
1. Найдите в указанных главах и в других по вашему желанию художественные детали, характеризующие москвичей 30-х годов. Найдите и прокомментируйте описание Москвы: ее улиц, домов, других объектов.
2. Напишите сочинение на тему: «Мой любимый эпизод романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». При выполнении работы воспользуйтесь памяткой «Примерный план анализа эпизода», приведенной в этом пособии.
Занятие 36. Литература 30-50-х годов
Занятие 37. Эпоха и судьба Родины в поэме А.А.Ахматовой «Реквием»
1. Используя содержание поэмы и даты создания отдельных отрывков, расскажите об истории написания «Реквиема».
2. Объясните смысл названия произведения.
3. Как в поэме соединяется биографическое и широко историческое? С помощью каких художественных приемов А.Ахматовой удается передать трагедию советского народа в сталинское время?
4. Как вы себе представляете памятник А.А.Ахматовой, о котором упоминается в «Эпилоге»?
Занятие 38. Отражение противоречий коллективизации в романе М.Шолохова «Поднятая целина»
Тексты: ч. 1 гл. 3-7, 9-11
1. Опишите расстановку социальных сил в Гремячем Логу перед проведением коллективизации.
2. Расскажите о процессе раскулачивания в этом селе.
3. Расскажите о начале создания колхоза.
Занятие 39. Герои романа «Поднятая целина» и их судьбы
Тексты: ч. 1 гл. 23-25, 28, 31
Задания по группам:
Подготовьте рассказ об одном из организаторов колхоза:
1 группа – о Давыдове;
2 группа – о Разметнове;
3 группа – о Нагульнове.
Используйте примерные вопросы:
1. Что известно о прошлом героя, какова история его семьи?
2. Насколько сознательным является его приход в колхоз?
3. В каких эпизодах, сценах наиболее ярко проявляется характер героя как руководителя колхоза? Подробно проанализируйте эти сцены.
4. Каковы убеждения героя? Как он их отстаивает?
Занятие 40. Судьба крестьянства в романе «Поднятая целина»
Тексты: ч.1 гл. 32, 33, 35, 36
1. Проанализируйте одну из массовых сцен в романе, к примеру:
· гл. 4 - собрание гремяченского актива и бедноты;
· гл. 9 – собрание в школе по созданию колхоза;
· гл. 33 -35 - бабий бунт.
2. Покажите на примерах из произведения сложность, неоднозначность процесса коллективизации на селе.
Занятие 41, 42. Литература «в изгнании» (эмигрантская литература)