Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Литература Занятие 27. Русь уходящая в творчестве С.А.Есенина
просмотров - 189

Тексты: Сорокоуст. Возвращение на родину. Русь советская. Русь уходящая. Письмо от матери. Ответ.

1. Выучите наизусть фрагмент одного из произведений.

2. Найдите в поэтических текстах реалии прошлой (дореволюционной) и советской действительности. Какие поэтические средства использует автор, чтобы показать свое неприятие новой (советской) жизни?

Занятие 28. Поэма С.А.Есенина «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины

1. Покажите тематическое многообразие поэмы. Представьте сюжет и композицию произведения. Как в поэме соединяется эпическое и лирическое?

2. Опишите героя-рассказчика, Прона Оглоблина и Анну Снегину.

3. Какую роль играет в произведении лирическая – любовная линия. Почему поэма названа именем героини?

Занятие 29. Литература о гражданской войне

Занятие 30. Человек в огне гражданской войны (по роману А.Фадеева «Разгром»)

Прочитайте одно из произведений, указанных к занятиям 28, 29. Подготовьте сообщение по одной из тем:

1. Дороги в революцию (Морозка, Мечик, Левинсон, Метелица, Бакланов и др.)

2. Друзья и враги Морозки и Мечика.

3. Духовные падения и подъемы Морозки.

4. Цепь молчаливых предательств Мечика.

5. Противопоставление подвига и предательства в романе А.Фадеева.

6. Сложность образа руководителя партизанского отряда Левинсона.

Можно также предложить собственную тему. Предварительно согласуйте ее с преподавателœем.

Занятие 31. Человек в огне гражданской войны (по очеркам И.Бабеля «Конармия»)

Темы сообщений:

1. История создания очерков И.Бабеля.

2. Гражданская война глазами красных.

3. Образы красноармейцев в очерках (Прищепа, Павличенко, Афонька Бида и др.)

4. Трагедия русской семьи в очерках И.Бабеля.

5. Образ рассказчика в сборнике очерков И.Бабеля.

6. Крах веры в произведениях И.Бабеля.

Занятие 32. М.А.Булгаков: жизнь и творчество

Индивидуальное задание:

Используя различные источники, выпишите из произведений писателя высказывания, ставшие афоризмами.

Занятие 33. «Шариковщина» как социальное и моральное явление в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

1. Найдите в повести художественные детали, характеризующие эпоху середины 20-х годов 20 века. Расскажите об этом времени, используя текст произведения.

2. Каково в контексте повести «Собачье сердце» значение «говорящих» имен персонажей?

3. Каков художественный смысл операции профессора Преображенского?

4. Опишите, как строятся отношения между интеллигентами и «передовыми пролетариями» в повести?

5. Дайте характеристику Шарикова. Что такое, по вашему мнению, шариковщина? Приведите примеры шариковщины в повести и в реальной жизни.

Занятие 34. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тексты: гл. 2,16,25,26.

1. Сопоставьте романную биографию Иешуа и историю Иисуса Христа. Какие эпизоды в них сходны? Чем они различаются? Каково значение фактических «неточностей» в проявлении авторской художественной установки?

2. Проанализируйте диалог Понтия Пилата и Иешуа в гл. 2. Какие мысли этого диалога были дороги автору и почему?

Занятие 35. Москва и москвичи 30-х годов (по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Тексты: гл. 12, 20, 21, 23, 28 и др.

1. Найдите в указанных главах и в других по вашему желанию художественные детали, характеризующие москвичей 30-х годов. Найдите и прокомментируйте описание Москвы: ее улиц, домов, других объектов.

2. Напишите сочинœение на тему: «Мой любимый эпизод романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». При выполнении работы воспользуйтесь памяткой «Примерный план анализа эпизода», приведенной в этом пособии.

Занятие 36. Литература 30-50-х годов

Занятие 37. Эпоха и судьба Родины в поэме А.А.Ахматовой «Реквием»

1. Используя содержание поэмы и даты создания отдельных отрывков, расскажите об истории написания «Реквиема».

2. Объясните смысл названия произведения.

3. Как в поэме соединяется биографическое и широко историческое? С помощью каких художественных приемов А.Ахматовой удается передать трагедию советского народа в сталинское время?

4. Как вы себе представляете памятник А.А.Ахматовой, о котором упоминается в «Эпилоге»?

Занятие 38. Отражение противоречий коллективизации в романе М.Шолохова «Поднятая целина»

Тексты: ч. 1 гл. 3-7, 9-11

1. Опишите расстановку социальных сил в Гремячем Логу перед проведением коллективизации.

2. Расскажите о процессе раскулачивания в этом селœе.

3. Расскажите о начале создания колхоза.

Занятие 39. Герои романа «Поднятая целина» и их судьбы

Тексты: ч. 1 гл. 23-25, 28, 31

Задания по группам:

Подготовьте рассказ об одном из организаторов колхоза:

1 группа – о Давыдове;

2 группа – о Разметнове;

3 группа – о Нагульнове.

Используйте примерные вопросы:

1. Что известно о прошлом героя, какова история его семьи?

2. Насколько сознательным является его приход в колхоз?

3. В каких эпизодах, сценах наиболее ярко проявляется характер героя как руководителя колхоза? Подробно проанализируйте эти сцены.

4. Каковы убеждения героя? Как он их отстаивает?

Занятие 40. Судьба крестьянства в романе «Поднятая целина»

Тексты: ч.1 гл. 32, 33, 35, 36

1. Проанализируйте одну из массовых сцен в романе, к примеру:

· гл. 4 - собрание гремяченского актива и бедноты;

· гл. 9 – собрание в школе по созданию колхоза;

· гл. 33 -35 - бабий бунт.

2. Покажите на примерах из произведения сложность, неоднозначность процесса коллективизации на селœе.

Занятие 41, 42. Литература «в изгнании» (эмигрантская литература)