Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Литература Занятие 30. Слово о Н.С.Лескове. Художественный мир произведений Н.С. Лескова
просмотров - 71

Занятие 31. «Леди Макбет Мценского уезда» как очерк о крушении человеческой души

Работа в малых группах:

1-я группа. Литературоведы.

Познакомьтесь с обзором трагедии В.Шекспира «Макбет». Что вы узнали о леди Макбет английского драматурга? Какое значение имеет название очерка Н.Лескова в связи с этой информацией? Подумайте, в чем сходство и в чем различие героинь Шекспира и Лескова?

2-я группа. Специалисты по топонимике.

Исследуйте значение второй части названия очерка «…Мценского уезда». Обратитесь к топонимическому словарю в книге Г. П. Смолицкой «Занимательная топонимика» и познакомьтесь с происхождением имени собственного Мценск. Случайно ли автор избирает местом действия данный уезд? Попробуйте связать это название с характером и судьбой Катерины Львовны.

3-я группа. Специалисты по ономастике.

Исследуйте, имеет ли какое-нибудь значение выбор Лесковым имени, отчества, фамилии героини. Информацию найдите в словаре личных имен. Случайно ли героиня названа не Екатерина, а Катерина? Чтобы ответить на данный вопрос, обратите внимание на стилистическую помету к имени в словаре. Подумайте, как соотносятся имя и отчество героини? Что обозначает фамилия Катерины Львовны

(см. в словаре имя Исмаил)?

4-я группа. Искусствоведы.

Найдите в тексте очерка Лескова портретное описание Катерины Львовны, проанализируйте его. Обратите внимание на некоторые художественные детали, объясните их роль. Познакомьтесь с несколькими работами художника Бориса Кустодиева, изображающими купчих 19 века. Какой из портретов, на ваш взгляд, более точно передает портретные черты и черты характера Катерины Львовны. Обоснуйте свое мнение.

5-я группа. Специалисты по агиографии (житийной литературе).

Познакомьтесь с житием святого мученика Федора Стратилата. Кто и при каких обстоятельствах читал это произведение в очерке? Пользуясь словарем личных имен, словарем русских фамилий, объясните значение имени и фамилии этого героя. Какое значение мог он сыграть в судьбе Катерины Львовны?

.