Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Литература Занятие 41. Изображение войны 1805-1807 годов
просмотров - 142

Занятие 38. Последние страницы романа. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь

1. Прочитайте эпилог романа. Перескажите сон, который приснился герою на каторге. Как вы понимаете его смысл?

2. Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского: «Их воскресила любовь». Какую роль в жизни Родиона Раскольникова сыграла Соня?

Занятие 39. Слово о Л.Н.Толстом. Толстой – человек, мыслитель, писатель

Занятие 40. Эпизоды «Вечер в салоне А.П.Шерер» и «Именины у Ростовых»

Тексты: Толстой Л.Н. Война и мир. Т.1 ч.1.

1. Сравните две сцены, последовательно ответив на вопросы:

Сцена «Вечер в салоне А.П.Шерер»:

  • С какими героями и в какой последовательности знакомит Толстой читателœей в первых главах романа?
  • Как автор срывает со своих героев маски?
  • Являются ли П.Безухов и А.Болконский чужими в салоне Шерер? Почему?
  • Каковы русский и французский язык в описании салона Анны Павловны?

Сцена «Именины у Ростовых» (план наблюдений):

  • Прием хозяевами гостей. Характер их беседы.
  • Приход молодежи. Ее интересы и поведение.
  • Подарок графини-матери Анне Друбецкой. Его значение.
  • Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.
  • Развлечение и обычаи у Ростовых.

2. Сделайте выводы о представителях высшего аристократического общества.

Тексты: Толстой Л.Н. Война и мир. Т.1 ч.2,3.

1. Проанализируйте три основные сцены:

Смотр при Браунау: ч.2 гл. 2. Как Л.Толстой показывает ненужность этой войны и неподготовленность к ней русской армии?

Шенграбенское сражение: ч.2. Как изображает автор трусость Жеркова и штаб-капитана, показную храбрость Долохова, истинный героизм Тимохина и Тушина (гл. 20-21)? Как характеризуют князя Андрея его мечты о «Тулоне» (гл.3,12,20-21)?

Аустерлицкое сражение: ч.3. Успешным или нет было сражение? Как природа влияет на его ход (гл.14)? Как изображены Кутузов и Александр? Бегство русских (гл.15-16). Подвиг князя Андрея и его разочарование в наполеоновских мечтах (гл.16,19).

Занятие 42. Жизненные искания А.Болконского

Тексты: Толстой Л.Н. Война и мир. Т.2 ч.1-3.

Работа в малых группах:

1-я группа. Биографы князя Андрея Болконского.

Примерный план:

3. Разочарование в светском обществе, увлечение личностью Наполеона, неудовлетворенность жизнью.

4. Мечта о личном Тулоне. Андрей во время Аустерлицкого сражения (т.1 ч.3 гл.11,12,16,19).

5. Кризис после Аустерлица. Преобразования в Богучарове.

6. Андрей в Отрадном. Образ дуба (т.2 ч.3 гл.1,3).

7. Андрей в Петербурге. Деятельность в комиссии Сперанского (т.2 ч.3 гл.5,6,18).

Самостоятельно составьте цепочку поиска смысла жизни героем. Оформите опорную схему.

Занятие 43. Жизненные искания П.Безухова

Тексты: Толстой Л.Н. Война и мир. Т.2 ч.1-3.

Работа в малых группах:

2-я группа. Биографы Пьера Безухова.

Примерный план:

  1. Увлечение революционными идеями и Наполеоном; растрачивание своих сил в кутежах с Долоховым и Курагиным.
  2. Пьер – граф Безухов, богатейший и знатнейший человек.
  3. Женитьба, дуэль с Долоховым.
  4. Кризис и масонство: деятельность в нем и разочарование (т.2 ч.2 гл.1-4,10; ч.3 гл.7).

Самостоятельно составьте цепочку поиска смысла жизни героем. Оформите опорную схему.

Занятие 44. «Ум ума» и «ум сердца». Семья Ростовых и семья Болконских

1. Сравните две семьи по следующим направлениям:

  • старшее поколение;
  • отношения в семье между взрослыми и детьми;
  • дети, отношения между ними;
  • образ жизни семьи в Отрадном (Ростовы), Лысых Горах (Болконские) и в столице;
  • отношение к народу;
  • отношение к войнам, патриотизм;
  • достоинства и недостатки членов семьи;
  • отношение автора к семьям.

П2. Письменно ответьте на вопрос: Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?

Занятие 45. Изображение Отечественной войны 1812 года

Тексты: Толстой Л.Н. Война и мир. Т.3 ч.1-3.

Индивидуальные задания:

1. Анализ сцены «Переправа через Неман» (ч.1 гл.1,2).

2. Анализ сцены «Оставление Смоленска» (ч.2 гл.4).

3. Анализ сцены «Бунт богучаровских крестьян» (ч.2 гл.9-13).

1. Анализ эпизода «Бородинское сражение» (ч.2 гл.19-39) с опорой на вопросы:

  1. Почему Толстой показал значительную часть событий Бородинского боя в восприятии Пьера?
  2. Какое значение имели для Пьера слова солдата: «Всем народом навалиться хотят…» гл.20?
  3. Объясните слова князя Андрея: «Пока Россия была здорова, ей мог служить любой».
  4. Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма?
  5. Как раскрывается истинный героизм народа в одном из эпизодов Бородинской битвы (на батарее Раевского)?
  6. Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русских?

Занятие 46. Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»

Сравните двух полководцев в ключевых сценах романа, выполнив следующие задания:

1. Вспомнив сцену смотра при Браунау, докажите, что Кутузов – народный полководец, что он близок народу.

2. Обращаясь к разработке военных действий, докажите, что Кутузов прежде всœего думает о солдатах.

3. Сопоставьте состояние полководцев накануне и во время Аустерлицкой битвы. О чем оно говорит?

4. Проследите, как в войне 1812 года крепнет единство Кутузова с народом.

5. Понаблюдайте за отношением Наполеона к солдатам его армии в сцене переправы через Неман.

6. Понаблюдайте, как показаны полководцы накануне и во время Бородинской битвы.