Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Литература Инструментальная музыка эпохи Возрождения.
просмотров - 201

В 14-15 веках инструментальная музыка почти не отделялась от вокальной. Иногда в произведениях даже не подписывали, кто будет исполнять. Можно было какие-то голоса сыграть, а какие-то спеть. Тембровое слышание не было столь важно. Особенно в жанре каччи как правило нижний голос исполнялся инструментом, а два верхних - голосами. Включение инструментов в вокальную музыку не допускалось только в Сикстинской капелле (Ватикан). Пение должно быть исключительно акапелльным. Были и органные мессы. В инструментальной музыке были две разновидности: полифонические традиции (для органа), традиции бытовой, жанровой музыки (для лютни). Лютня - самый любимый инструмент того времени. Лютни звучали при королевских, герцогских дворах, приглашались виртуозы и знатные любители. Также лютня звучала в простонародье, в гуманистических ассамблеях. Больше всœего она была распространена в Италии, Испании (была близка виуэлла), Германии, Франции, Англии, Польше. Она могла быть сольным инструментом, аккомпанирующим и ансамблевым. В 16 веке лютня была 6-тиструнная. В 17 - 8-миструнная. Композиторы в 16-м веке: (Италия)Франческо да Милано, Винченцо Галилей; (Испания) Луис де Милан, Мигель де Фуэнльяно; (Англия) Джон Доуленд; (Франция) Дени Вотье. Лютнисты подвели постепенно к клавесинной школе в 18-м веке (английская и французская). Жанры для лютни: переложения вокальных пьес, танцы (пассамеццо (медленный четный), сальтарелло (быстрый нечетный)). Иногда для этого использовалась одна тема, которую играли в разных размерах, темпах. Потом происходят танцы, которые стали предшественниками клавирной сюиты (пропара: паванна и гальярда). Сюита строилась по принципу контраста (медленно-быстро-очень медленно-очень быстро). Аллеманда, куранта͵ сарабанда и жига (танец английских моряков). Между сарабандой и жигой вставляются разные танцы.

Орган. Впервые в эпоху Возрождения музыку стали писать специально для органа. До этого он только аккомпанировал хору. Орган быстро менялся. В 10-м веке в Англии лучший орган (3 октавы) клавиши были длинные и широкие, играть можно было лишь кулаками и локтями. В 14 веке произошло облегчение механизма клавиатуры. Появилось 2 или 3 мануала (ручная клавиатура) и педали (басы). Германия: Конрад Пауман (исполнитель, теоретик, композитор. Написал теоретический труд "Основы органного искусства". Произведение "Букхайнская органная книга" (сборник: обработки песен, духовных сочинœений, упражнения для развития техники, приемы изложения, каденции и т.д.) эта книга была настольной для всœех музыкантов (импровизация)). Пауль Хоффхаймер. Испания: Антонио де Кабесон.

Италия: венецианская школа при соборе св. Марка. Андреа и Джованни Габриэли, Клаудио Меруло, Джузеффо Гуани. Предшественник - Франческо Ландино (14).

Было два органа - Позитив (большой) и Портатив (маленький). По жанрам: прелюдия (вступительная пьеса) от пре- (перед) и людос- (игра). На фоне гармонического лада. Ричеркар - изысканная пьеса, обычно полифоническая. Канцона - пьеса обычно вокальная (от ит. - песня). Она была пьесой для органа. Из нее развилась фуга. Токкаты (токаре - прикасаться). Фантазии. Все пьесы кроме канцоны писались в свободной форме.

Запись для органа. Выработка гомофонно-гармонического склада. Органисты исполняли произведения по отдельным вокальным или симфоническим партиям (слишком много нот). Органисты стали сводить эти партии воедино. Так появились партитуры. Затем они стали выписывать только басовую партию и мелодию. Около басовой партии стали писать цифры - цифрованный бас (генерал-бас, бассо-континиум). Так исполнять было удобно. При такой записи органисты ориентировались на гармонию. Постепенно из полифонии вызревает гармония. Это предвосхищает оперы.

Виолы - предшественники скрипки. Скрипки - народный инструмент, а виола - благородный инструмент. Были распространены и духовые инструменты. Как правило, состав инструментов не указывался. В ансамблях звучали однородные инструменты - консор (отсюда "концерт"). Крумхорн (изогнутый рог), шалмей (предшественник фагота), корнет (соединяет качество деревянных и медных (мундштук как у медного)), сагбут (предшественник тромбона), продольная флейта.


Читайте также


  • - Инструментальная музыка эпохи Возрождения.

    В 14-15 веках инструментальная музыка почти не отделялась от вокальной. Иногда в произведениях даже не подписывали, кто будет исполнять. Можно было какие-то голоса сыграть, а какие-то спеть. Тембровое слышание не было столь важно. Особенно в жанре каччи как правило нижний... [читать подробенее]