Категории
Литература
Как слушать и записывать лекцию просмотров - 602
План анализа драматического произведения
Примерный план анализа эпизода
1. Тема, проблема, основная мысль эпизода.
2. Название эпизода, обоснование выбранного названия.
3. Место эпизода в композиции произведении.
4. Роль данного эпизода в раскрытии идеи произведения, характеристике персонажей.
5. Сцепление названного эпизода с другими.
6. Изобразительно-выразительные средства, использованные автором в эпизоде (метафора, олицетворение, аллегория, сравнение, юмор, ирония, гротеск, гипербола и др.) и их роль.
7. Роль диалога в эпизоде.
8. Роль авторского замысла и ремарок.
9. Особенности языка автора и действующих лиц.
1. Время создания и публикации пьесы.
2. Место, занимаемое в творчестве драматурга.
3. Тема пьесы и отражение в ней определенного жизненного материала.
4. Действующие лица и их группировка.
5. Конфликт драматического произведения, его своеобразие, степень новизны и остроты, его углубление.
6. Развитие драматического действия и его фазы. Экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка.
7. Композиция пьесы. Роль и значение каждого акта.
8. Драматические характеры и их связь с действием.
9. Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова.
10. Роль монологов и диалогов в пьесе. Слово и действие.
11. Выявление авторской позиции. Роль ремарок в драме.
12. Жанровое и видовое своеобразие пьесы. Соответствие жанра авторским пристрастиям и предпочтениям.
13. Комедийные средства (если это комедия).
14. Трагический колорит (если это трагедия).
15. Соотнесенность пьесы с эстетическими позициями автора и его взглядами на театр. Предназначенность пьесы для определенной сцены.
16. Театральная интерпретация драмы в пору ее создания и в последующее время. Лучшие актерские ансамбли, выдающиеся режиссерские решения, памятные воплощения отдельных ролей.
17. Пьеса и ее драматургические традиции.
1. Внимательно выслушай целевую установку преподавателя и строго ей следуй.
2. В случае если преподаватель предложил план лекции, постоянно обращайся к нему, следя за излагаемыми мыслями.
3. Помни, что лекция - ϶ᴛᴏ не диктант, на ней вовсе не требуется дословная запись всех мыслей, их крайне важно излагать своими словами и как можно короче.
4. Помни, что основная часть лекции излагается по определенной схеме: тезис 1 – довод 1 –пример 1, тезис 2 – довод 2 – пример 2 и так далее. Важнее успеть записать тезисы, чем доводы и примеры.
5. Как правило, важный материал повторяется преподавателем, а второстепенное излагается единожды.
6. Немаловажно научиться грамотно, рационально вести записи по ходу лекции: каждая новая мысль выделяется абзацем; записываются мысли через строку, чтобы можно было дорабатывать текст лекции дома; иногда полезно пользоваться только существительными или глаголами для записи сказанного; спорные моменты в изложении материала лучше всего оформлять в виде колонок или опорных схем.
7. Обязательно выработайте собственную, понятную только вам, систему сокращений: к примеру, @ - который, Л. - Лермонтов, ! – важно, ? - спорная мысль и т.д., активнее используйте цветовые обозначения.
8. Не стесняйтесь задавать вопросы во время лекции и по ее окончании, выясняя то, что вам оказалось непонятно
Читайте также
План анализа драматического произведения Примерный план анализа эпизода 1. Тема, проблема, основная мысль эпизода. 2. Название эпизода, обоснование выбранного названия. 3. Место эпизода в композиции произведении. 4. Роль данного эпизода в раскрытии идеи... [читать подробенее]