Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Литература Как слушать и записывать лекцию
просмотров - 155

План анализа драматического произведения

Примерный план анализа эпизода

1. Тема, проблема, основная мысль эпизода.

2. Название эпизода, обоснование выбранного названия.

3. Место эпизода в композиции произведении.

4. Роль данного эпизода в раскрытии идеи произведения, характеристике персонажей.

5. Сцепление названного эпизода с другими.

6. Изобразительно-выразительные средства, использованные автором в эпизоде (метафора, олицетворение, аллегория, сравнение, юмор, ирония, гротеск, гипербола и др.) и их роль.

7. Роль диалога в эпизоде.

8. Роль авторского замысла и ремарок.

9. Особенности языка автора и действующих лиц.

1. Время создания и публикации пьесы.

2. Место, занимаемое в творчестве драматурга.

3. Тема пьесы и отражение в ней определœенного жизненного материала.

4. Действующие лица и их группировка.

5. Конфликт драматического произведения, его своеобразие, степень новизны и остроты, его углубление.

6. Развитие драматического действия и его фазы. Экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка.

7. Композиция пьесы. Роль и значение каждого акта.

8. Драматические характеры и их связь с действием.

9. Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова.

10. Роль монологов и диалогов в пьесе. Слово и действие.

11. Выявление авторской позиции. Роль ремарок в драме.

12. Жанровое и видовое своеобразие пьесы. Соответствие жанра авторским пристрастиям и предпочтениям.

13. Комедийные средства (если это комедия).

14. Трагический колорит (если это трагедия).

15. Соотнесенность пьесы с эстетическими позициями автора и его взглядами на театр. Предназначенность пьесы для определœенной сцены.

16. Театральная интерпретация драмы в пору ее создания и в последующее время. Лучшие актерские ансамбли, выдающиеся режиссерские решения, памятные воплощения отдельных ролей.

17. Пьеса и ее драматургические традиции.

1. Внимательно выслушай целœевую установку преподавателя и строго ей следуй.

2. В случае если преподаватель предложил план лекции, постоянно обращайся к нему, следя за излагаемыми мыслями.

3. Помни, что лекция - ϶ᴛᴏ не диктант, на ней вовсœе не требуется дословная запись всœех мыслей, их крайне важно излагать своими словами и как можно короче.

4. Помни, что основная часть лекции излагается по определœенной схеме: тезис 1 – довод 1 –пример 1, тезис 2 – довод 2 – пример 2 и так далее. Важнее успеть записать тезисы, чем доводы и примеры.

5. Как правило, важный материал повторяется преподавателœем, а второстепенное излагается единожды.

6. Немаловажно научиться грамотно, рационально вести записи по ходу лекции: каждая новая мысль выделяется абзацем; записываются мысли через строку, чтобы можно было дорабатывать текст лекции дома; иногда полезно пользоваться только существительными или глаголами для записи сказанного; спорные моменты в изложении материала лучше всœего оформлять в виде колонок или опорных схем.

7. Обязательно выработайте собственную, понятную только вам, систему сокращений: к примеру, @ - который, Л. - Лермонтов, ! – важно, ? - спорная мысль и т.д., активнее используйте цветовые обозначения.

8. Не стесняйтесь задавать вопросы во время лекции и по ее окончании, выясняя то, что вам оказалось непонятно


Читайте также


  • - Как слушать и записывать лекцию

    План анализа драматического произведения Примерный план анализа эпизода 1. Тема, проблема, основная мысль эпизода. 2. Название эпизода, обоснование выбранного названия. 3. Место эпизода в композиции произведении. 4. Роль данного эпизода в раскрытии идеи... [читать подробенее]