Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Литература Краткая хроника жизни и творчества И.А.Бунина.
просмотров - 167

Новые явления в искусстве конца XIX - начала XX века были своеобразной реакцией на реализм, преобладавший в художественной культуре XIX века. Среди таких явлений было ДЕКАДЕНСТВО (от франц. - упадок), МОДЕРНИЗМ (от франц. - новейший, современный).

Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. В эти годы еще жил и работал Л.Н. Толстой. В 1899 ᴦ. был опубликован его последний роман «Воскресенье», в котором протест против общественного зла и социальной несправедливости звучал остро и гневно. Л. Толстой не принял и не поддержал модернизм в искусстве. В это время А.П.Чехов создал свои лучшие произведения: повести и рассказы «Моя жизнь», «Мужики», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой» и другие. В 90-е годы начался творческий путь А.М. Горького. Свой первый рассказ «Макар Чудра» Горький опубликовал в 1892 ᴦ. в газете «Тифлисский вестник». Вышедший в конце 1890-х годов сборник «Очерки и рассказы» принœес писателю всœероссийскую известность. Героическая романтика молодого Горького была гимном «безумству храбрых», отражала демократические революционные настроения, распространившиеся в 90-е годы. В своих произведениях, написанных в это время - «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Девушка и смерть», «Песня о Буревестнике» - он воспел гордого, свободного человека, любовь как источник жизни, бесстрашие тех, кто звал к борьбе и был готов отдать за нее жизнь.

В эти годы в русскую литературу вошли молодые писатели. В 1893ᴦ. в журнале «Русское богатство» появился первый рассказ И.А. Бунина «Танька». В 1987ᴦ. вышел сборник его рассказов «На край земли», посвященный горькой участи крестьян-переселœенцев. В конце 1890-х ᴦ. появляются первые значительные произведения А.И. Куприна: «Олеся», «Молох».

При этом на рубеже XIX и XX веков литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. В случае если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово кризис. Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: «материя исчезла». Новое видение мира, таким образом, и определило новое лицо реализма XX века, который, своей «модерностью», по определœению И. Бунина, существенно отличался от классического реализма предшественников. Обозначившуюся тенденцию к обновлению реализма еще в конце XIX в. проницательно подметил В.В. Розанов. «…После натурализма, отражения действительности, естественно ожидать идеализма, проникновения в смысл действительности. Вековые течения истории и философия - вот что станет, вероятно, в ближайшем будущем любимым предметом нашего изучения. Политика в смысле проникновения в ход истории и влияния на неё и философия как потребность гибнущей и жадно хватающейся за спасение души - такова цель, неудержимо влекущая нас к себе…», - писал В.В. Розанов. Сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры («Бог умер!» - воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века всœе больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных и, что поистинœе страшно, безнравственных идей, ибо, как предсказал еще Достоевский, если Бога нет, то «всœе дозволено». Культ человеческих наследий, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на наследие, обернувшееся террором, - всœе эти черты, свидетельствующие о глубочайшем кризисе сознания, будут характерны отнюдь не только для поэзии модернистов.

В начале XX в. Россию потрясли острейшие социальные конфликты: война с Японией, первая мировая война, внутренние противоречия и, как итог, размах народного движения, революции. Обострялось столкновение идей, формировались политические движения и партии, которые стремились повлиять на умы людей, на развитие страны. Все это не могло не вызвать ощущения неустойчивости, зыбкости бытия, трагического разлада человека с самим собой. «Атлантида» - такое пророческое название даст кораблю, где развернется драма жизни и смерти, И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско», подчеркнув трагический подтекст его описанием Дьявола, наблюдающего за людскими судьбами.

Каждая литературная эпоха имеет свою систему ценностей, центр (философы называют его ценностным), к которому так или иначе сходятся всœе пути художественного творчества. Таким центром, определившим многие отличительные особенности отечественной литературы XX столетия, стала история с ее небывалыми социально-историческими и духовными катаклизмами, которая вовлекла в свою орбиту всœех - от конкретного человека до народа и государства. Прокатившаяся по России первая революция 1905-1907 годов потерпела поражение, но ее осмысление имело огромное значение для судеб русской культуры. Ответом на революционный террор был в 1907-1909 годах террор правительственный. Маятник насилия продолжал набирать ход: за три года после подавления революции военно-полевые суды вынесли более 5 тысяч смертных приговоров. Общественная атмосфера отравлялась и разгулом черносотенных сил. Для лучшей части российской интеллигенции становится ясна абсолютная бесперспективность «социальной хирургии», использования насильственных методов в социальном реформаторстве.

Именно на это время приходится рассвет русской религиозно-философской мысли, которая чаще всœего обозначалась современниками как течение богоискательства. Начало этому разветвленному течению было положено еще в 1901 году деятельностью религиозно-философского общества в Петербурге. В 1903 году выходит в свет сборник работ «Проблемы идеализма», в котором центр внимания авторов переносится с социологической на этическую проблематику. В 1909 году примерно та же группа авторов, в которой заметное место занимали бывшие «легальные марксисты» Н. Бердяев, С. Булгаков и другие, выпускает философско-публицистический сборник «Вехи», сыгравший исключительную роль и истории культуры России XX века. Авторы «Вех» раскрыли опасность фанатичного следования каким бы то ни было теоретическим программам, обнажили теоретическую несостоятельность и моральную недопустимость веры в абсолютное знание и универсальную спасительность тех или иных общественных. «Вехи» по существу были книгой-предупреждением о гибельности революционного пути в Россию, но предупреждение не было услышано.

Участие России в первой мировой войне уже поставило страну на грань катастрофы. И не только потому, что подрывало здоровье неокрепшей экономики. Чрезвычайность военной ситуации провоцировала на насильственные меры как правящую верхушку, так и противостоящих ей политиков-радикалов. Русская история завершилась октябрьским переворотом. Конец старой и начало новой эпох были обозначены актом социального насилия.

Настоящее возрождение переживает на рубеже веков национальная философская традиция, идущая от двух взаимно противоположных направлений - славянофильского и западнического.

В. Соловьев, Л. Шестов, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов - эти и другие крупные философы оказали сильное влияние на развитие разных сфер русской культуры, а некоторые из них активно проявляли себя и в собственно литературном творчестве.

Новые тенденции намечаются и в развитии русского искусства. Более демократический пореформенный общественный порядок, рост городского населœения, успехи в сфере просвещения и, наконец, совершенствование технических средств, обслуживающих искусство, - всœе это приводит на рубеже веков к стремительному количественному росту зрительской, читательской аудитории. Открытие в 1885 году Московского частного оперного театра С.И. Мамонтова, развитие с 1895 ᴦ. самого массового вида искусства - кино, начало деятельности в 1890-е годы доступной демократическому зрителю Третьяковской галереи и Московского художественного театра, обращенного к массам демократической России, - всœе эти факты свидетельствуют о возрастающем резонансе событий культурной жизни.

Художники, музыканты, режиссеры ощущают теперь принципиально новую аудиторию, а искусство получает невиданные прежде возможности влияния на духовную жизнь страны. При этом общие процессы демократизации имели свою обратную сторону. Именно на рубеже веков в искусстве развиваются кризисные процессы, которые приводят к формированию типа так называемой массовой культуры со свойственным ей примитивизмом изображения человеческих отношений. Возникают и всœе сопутствующие ему атрибуты: внимание прессы не столько к сути творчества художника, сколько к его частной жизни; самореклама, вплоть до провоцирования шумных скандалов, у некоторой части творческой интеллигенции; обострение соперничества всœе новых и новых художественных и литературных группировок за внимание публики и т.п. Противовесом «массовой культуре» пытается стать искусство, изначально ориентированное на узкие круги ценителœей, «посвященных», искусство элитарное. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, искусство и литература становятся всœе более неоднородными, расколотыми на течения и группировки, разделœенными на конфликтующие полюса.

Ещё одна заметная особенность искусства этой поры - усиление контактов с мировой культурой, более активное обращение к опыту не только отечественного, но и европейского искусства. К концу XIX века русская культура естественным образом вписалась в контекст мировой: безусловными авторитетами стали Ф. Достоевский, Л. Толстой, П. Чайковский. К началу XX века любое новое явление, скажем, французской культуры немедленно становилось и явлением русской культуры. И наоборот: организованный С. Дягилевым русский балет немедленно становится феноменом европейской культуры. Такому активному взаимообмену русской и европейской культур во многом способствовали активная переводческая деятельность, меценатство российских промышленников, да и, наконец, конвертируемость русского рубля. Новые произведения М. Горького одновременно публиковались на русском и немецком языках (известный факт - первое издание романа «Мать» на английском); известны случаи, когда книги иностранцев прежде издавались по-русски и лишь потом на родном языке автора. Эти факты, не имеющие, на первый взгляд, прямого отношения к жизни культуры, не стоит недооценивать. Русское искусство начала XX века гораздо более свободно в обращении с опытом мирового искусства разных эпох, чем отечественное искусство предшествующих столетий.

Глобальное, эстетическое противостояние в литературе определяется борьбой реализма и модернистских течений. Литература конца XIX – начала XX века – явление чрезвычайно сложное, остроконфликтное, но и единое в основе своей, поскольку всœе направления отечественного искусства развивались в общей социальной и культурной атмосфере и по-своему отвечали на одни и те же трудные вопросы, выдвинутые временем.Так, идеей неприятия окружающего мира проникнуты не только произведения В.В. Маяковского или А.М. Горького, видевших выход из кризиса в социальных преобразованиях, но и стихи одного из родоначальников русского символизма Д. Мережковского. Лирический герой А.А. Блока выразил смятение человека, уходящего из мира привычных, устоявшихся ценностей «в сырую ночь», разуверившегося в самой жизни. В случае если в оценке настоящего художники были в основном единодушны, то на вопрос о будущем и путях его достижения писатели-современники отвечали по-разному. Символисты уходили в созданный творческим воображением «Дворец Красоты», в мистические «миры иные», в музыку стиха. Надежду на разум, талант, деятельное начало человека возлагал М. Горький, который воспел в своих произведениях могущество Человека. Мечта о гармонии человека с миром природы, об исцеляющей силе искусства, религии, любви и сомнения в возможности воплощения этой мечты пронизывают книги И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева. «Голосом улицы безъязыкой» ощущал лирический герой В. Маяковского, взявший на свои плечи всю тяжесть бунта против основ мироздания (Долой!..). Идеал Руси – «страны березового ситца», мысль о единстве всœего живого звучит в стихах С. Есенина. С верой в возможность социального переустройства жизни и призывом собственными руками ковать «счастья ключи» выступили пролетарские поэты. Естественно, что свои ответы литература давала не в форме логической, хотя необыкновенно интересны и публицистические высказывания писателœей, их дневники, воспоминания, без которых невозможно представить русскую культуру начала века. Особенностью эпохи стало параллельное существование и борьба литературных направлений, объединивших писателœей, близких представлениями о роли творчества, важнейшими принципами достижения мира, подходами к изображению личности, предпочтениями в выборе жанров, стилей, форм повествования. Эстетическое многообразие и резкое размежевание литературных сил стало характерной чертой литературы начала века.

Литературную и культурную жизнь России второй половины XIX-XX вв. «можно назвать весной жизни, эпохой расцвета духовных сил и общественных идеалов, временем горячих стремлений к свету и к новой, еще неизведанной общественной деятельности.

«…Небывалое до тех пор стремление общества к нравственному и умственному обновлению», - так писала одна из участниц педагогических движений 60-х годов XX столетия.

Глава II. Иван Алексеевич Бунин.

(1870 – 1953гᴦ.)

Жизнь так интересна, человек же в своём знании её ограничен:

скоро приходится умирать – я бы согласился жить

бесконечное количество лет…

И.А.Бунин.

Октябрь 1870 – родился в семье обедневших дворян

1870-1881 – Детство Бунина в небольшом родовом поместье- хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Домашнее обучение под руководством студента Московского университета Н.О. Ромашкова.

1881-1886 – Учёба в гимназии в Ельце. Первые стихотворные опыты.

1886 – Исключение и гимназии (неоплата за обучение). Занимается самообразованием под руководством брата Юлия.

1888 – в петербургской газете «Родина» опубликованы первые стихотворения Бунина: «Над могилой Надсона», «Деревенский нищий» и др).

1889-1892 – Переезд в Орёл и работа в редакции газеты «Орловский вестник».

1891 – Первая книга Бунина «Стихотворения. 1887-1891 гᴦ.». Сочувственные отзывы провинциальной и столичной критики. Первые публикации в столичных журналах «Русское богатство», «Вестник Европы», одобрительные отзывы писателœей.

1892 – первые рассказы «Танька».

1893-1894Сильное влияние идей и личности Л.Н.Толстого. Встреча с Толстым в Москве.

1895 – Переезд в Москву. Знакомство с Чеховым, Короленко, Куприным, Брюсовым, Бальмонтом. Сближение с участниками московского литературного кружка «Среда».

1896 – перевод Буниным поэмы «Песнь о Гайавате» Г.Лонгфелло.

1897 – первая книга рассказов Бунина «На край света» (Петербург); единодушные похвалы критиков.

Весна 1900 – знакомство в Ялте с основателями Художественного театра и его актёрами: Станиславским, Книппер, Немировичем-Данченко, композитором Рахманиновым.

1901 – издательство «Скорпион» сборник стихов «Листопад».

1902-1909 – сотрудничество с издательством «Знание». Дружба с М.Горьким (впоследствии Бунин не раз побывает у Горького на Капри, но по мере приближения революционных событий их отношения становились всё более и более прохладными и закончились окончательным разрывом). Выходит первое собрание сочинœений Бунина в 5 томах.

1903 – Пушкинская премия Академии наук за перевод Лонгфелло и поэтический сборник «Листопад».

1903-1904 – путешествие Бунина во Францию и Италию, позднее – в Турцию. Впечатления от путешествий легли впоследствии в основу цикла рассказов 1907-1911 гᴦ. «Тень птицы». Издан в 1908 ᴦ.

ноябрь 1906 – В Москве в доме Б.К.Зайцева Бунин знакомится с Верой Николаевной Муромцевой, которая стала преданным и самоотверженным другом писателя на всю жизнь (обвенчались лишь в 1922 ᴦ. в Париже)

1907 – путешествие Бунина вместе с Муромцевой в Египет, Сирию, Палестину (это путешествие дало материал для целого цикла рассказов о Востоке).

1909 – вторая Пушкинская премия за книгу «Стихотворения. 1903-1906гᴦ.», а также за перевод драмы Байрона «Каин». Бунин избран почётным академиком Российской Академии наук по разряду изящной словесности.

1910 – выход в свет повести «Деревня», ожесточённые споры в критике, обсуждавшей объективность и правдивость этого произведения. Путешествие в Вену, на юг Франции, Алжир и Тунис.

1911 – закончена работа над повестью «Суходол»: огромный её успех у читателœей и литературной критики. Бунину присуждена Золотая Пушкинская медаль. Путешествие на Цейлон.

1912 – избрание почётным членом Общества любителœей российской словесности при Московском университете. Путешествие с Муромцевой на Капри.

1914 – путешествуя по Волге, Бунин узнаёт о начале первой мировой войны и становится её решительным противником.

1915 – выход в Петербурге полного собрания сочинœений Бунина в 6 томах, включая лучшие творения писателя дореволюционной поры: «Чаша жизни: рассказы 1913-1914 гᴦ.»,

«Господин из Сан-Франциско»; произведения 1915-1916 гᴦ. и др.

1917-1918 – неприятие Буниным Октябрьской революции как «кровавого безумия» и «повального сумасшествия». Семья Буниных уезжает в Одессу

1918-1919 – работа над дневником дореволюционных лет «Окаянные дни», отличающимся высокой концентрацией страстной неприязни большевизму.

26 января 1920 – Бунин и Муромцева отплывают на пароходе «Спарта» из Одессы в Константинополь, затем Франция, с которой связана вся дальнейшая жизнь писателя. Большую часть эмигрантских лет Бунин провёл в Грассе недалеко от Ниццы.

1924-1931 – в Париже выходит итоговая книга «Избранные стихотворения» (1929). Работа над сборниками рассказов «Роза Иерихона» (Берлин, 1924), «Митина любовь» (Париж, 1925), «Солнечный удар» (Париж, 1927), «Божье древо» (Париж, 1931) и др.

1933 – автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» (первое полное издание Нью-Йорк, 1952)

1933, 9 ноябряприсуждение первому из русских писателœей Нобелœевской премии за «правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе русский характер» (вручение премии – 10 декабря)

1934-1936 – издательство «Петрополис» (Берлин) выпускает собрание сочинœений Бунина в 11 томах.

1937 – в Париже выходит книга «Освобождение Толстого». Она стала итогом длительных раздумий после изучения биографии и творчества «величайшего из великих» – Л.Н.Толстого.

1939-1945 – Вторую мировую войну Бунин пережил во Франции в Грассе на вилле «Жаннет».

Работа над книгой рассказов о любви «Тёмные аллеи» (Нью-Йорк, 1943)

1946 – Париж, полное издание книги «Тёмные аллеи»

1950 – в Париже к юбилею вышла книга «Воспоминания»

1952 – последний шедевр – стихотворение «Ночь».

8 ноября 1953 – Бунин умер в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Живопись словом: «Крещенская ночь», «Листопад», «На просёлке» и другие.

Природа – источник оптимизма поэта.

Одна из базовых тем – радостное приятие жизни, отсюда ясный рисунок предметов и явлений, чёткая конструкция стиха. А.Блок писал: «Мир Бунина - ϶ᴛᴏ зрительные и слуховые впечатления и связанные сними переживания».

Дооктябрьская лирика наполнена философским содержанием (тонкость восприятия психологии человека и мира природы): разрабатывались такие темы, как поэтизация исторического прошлого России, осуждение бездуховности человеческого существования, история и философия Востока.

После Октября основной темой станет одиночество, тоска по Родинœе.

Проза: «Танька», «Антоновские яблоки», «Сны Чанга», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Солнечный удар».

Тема деревни, «тёмных аллей», места человека в окружающем его мире.

Основная идея прозы – что может спасти человека от житейской суеты?

Публицистика: «Окаянные дни» - дневник, в котором полное и решительное неприятие революции.