Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Литература Ломоносов и его роль.
просмотров - 115

Становление стилистики как науки. Римские риторики и их роль (авторы риторик, основные положения).

Своё начало европейская риторика получает в Древней Греции, в школах софистов, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; в связи с этим их риторика заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике. Крупнейшие теоретики: Аристотель (определял риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета), Цицерон, Квинтилиан. В состав учения о словесном выражении входило и учение о трёх стилях: в зависимости от использования стилистических средств — о простом (низком), среднем и высоком стиле речи. Эта теория сохраняла своё значение в Средние века и в эпоху Возрождения. В Древний Рим риторика проникает в I веке до н. э. Цицерону принадлежит немалое число трактатов об ораторском искусстве (к примеру, «Брут», «Оратор»). Наиболее полное выражение римская риторика получила в работе Квинтилиана.

Античная риторика ориентировалась главным образом на два типа речей: на судебные и парадные речи. Соответственно двум этим целям (утилитарной и эстетической) формируются два направления в теории стиля: аттицизм (аттикизм, аттическое направление), заботившийся преимущественно о точности выражения, и азианизм (азианство, азиатское направление), ставивший целью занимательность изложения и выработавший особый высокий стиль, основанный на контрастах, изобилующий сравнениями и метафорами. Спор о целœесообразности использования каждого из этих стилей нужнолго занял античных мыслителœей. Первым последователœем азианизма был Гортензий, а впоследствии к нему примкнул Цицерон, высказывающийся, впрочем, в некоторых сочинœениях и в пользу аттицизма. Наиболее изящным представителœем аттицизма в римской литературе можно считать Юлия Цезаря.

Разработка материала в римской риторике подчинялась особой конечной цели, убеждению, в котором различались три аспекта — docere («учить», «сообщать»), movere («побуждать», «возбуждать страсти»), delectare («развлекать», «доставлять наслаждение»). Каждый из них был неразрывно связан с остальными, но, смотря по обстоятельствам, мог занимать господствующее положение. Было унаследовано и учение о разработке пяти этапов речи.

5. Становление стилистики как науки. Русские риторики (XVI – XVIII века). Авторы, роль.

Элементы Стилистика как науки были заложены ещё в античных теориях языка, традиции которых были восприняты средневековой филологией; эти традиции отразились и в рус. риториках 17 — начала 19 вв.

1617 – 1619 – появление первой «Риторики», составленной Макарием.

Три рода глаголания : высокий, мерный и смиренный.

Петровская эпоха – Феофан Прокопович («Слово на погребение Петра»).

Словом «стиль» в 18 веке обознач. тип литер. речи: высокий (книжный), низкий (повсœедневный), средний или посредственный (переходный).

Начало стилистики положил в своих трудах Ломоносов («Краткое руководство к риторике», «Кратк. руководство к красноречию», «О пользе книг церковных»).

Начало стилистики положил в своих трудах Ломоносов (1711 – 1765) («Краткое руководство к риторике», «Кратк. руководство к красноречию», «О пользе книг церковных»). Его роль в становлении стилистики, как науки, огромна.

Ломоносов о произношении: «Слово произносить нужно голосом чистым», негромко, ровно, умеренно понижая и повышая тон, голос не должен быть грубым, всё зависит от того, что говорит оратор, следует избегать большого количества согласных в предложении.

«Российская грамматика» — основы и нормы русского языка, книга, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова. Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается».

Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов. Разработал стилистическую систему русского языка — теорию трёх штилей (книга «Рассуждение о пользе книг церковных»). Он выделял три «штиля»:

1. Высокий штиль — высокий, торжественный, величавый. Жанры: ода,героические поэмы,трагедии, ораторская речь.

2. Средний штиль — трагедии, сатиры, элегии,драмы,эклоги,дружеские сочинœения.

3. Низкий штиль — комедии, письма, эпиграммы, песни,басни.

7. Конец XVIII – начало XIX века. Роль периода в становлении стилистики.

Три кита͵ на которых держалась теория словесности того времени: грамматика, риторика и пиитика.

М. Сперанский – 1792г – курс лекция по риторике, «Правила высшего красноречия», получил высокую оценку у деятелœей 19 века.

И. Рижский (член РАН, преподаватель риторики, истории и философии). Книга «Опыт риторики» (1809 год). Первый профессор красноречия. Читал курсы по красноречию и истории российской словесности. В его трудах важное место занимала проблема чистоты и правильности русской речи.

А. Никольский (ученый-словесник и переводчик) перевёл риторические наставления Квинтиллиана.

Мерзляков, автор риторики для светских учебных заведений.

В XIX веке в России начался кризис риторики. Учение о красноречии становится всœе более схоластичным. Красноречие выражается в формальной логике и чрезмерном украшательстве речи. Риторика начала утрачивать своё содержание. Такую риторику Белинский сравнивал с алхимией и астрологией.

8. Судебная риторика и её роль.

Несмотря на то, что 19 век стали кризисным для русской риторики, в это время получает своё развитие судебное красноречие. Появляются труды, связанные с его исследованием – Глинский «Русское судебное красноречие» (1897), Тимофеев «Судебное красноречие в России».

1864 год – судебные реформы (появление гос. обвинителœей).

Судебное красноречие ставит три задачи, которые определяют выполнение главной цели оратора – пленить, доказать и убедить, то есть подчинить себе слушателя, заставить его принять предлагаемую позицию. Средства реализации бывают различны: от аргументации до психологического давления, суть в одном - повлиять на решение суда, в пользу выступающего. Особого внимания заслуживает А.Ф. Кони, чей многомерный талант, авторитет и опыт снискали уважение ещё при его жизни, а обвинительные речи были и остаются эталоном для юристов


Читайте также


  • - Ломоносов и его роль.

    Становление стилистики как науки. Римские риторики и их роль (авторы риторик, основные положения). Своё начало европейская риторика получает в Древней Греции, в школах софистов, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика... [читать подробенее]