Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Литература Методические рекомендации
просмотров - 149

Дополнительная

1. Аверин Б. Куприн: юбилейное // Нева. – 1995. – № 9. – С.196 -198 (5б208)

2. Астахова А. Бунин и Куприн. Литературно-критическое эссе // РЯЛШ. –2000. – №5. – С.3-7 (5б208)

3. Волкова Е.И. "Да святится имя твое…" Тема любви в творчестве А.И. Куприна. Урок-беседа (11 класс) // Литература в школе. – 2000. – № 1. – С.71-76 (ч/з ц/б )

4. Корниенко О.А. "Любовь – величайшее счастье и величайшая трагедия" : концепция любви в "Гранатовом браслете" А.И.Куприна // Русский язык и литература в средних учебных заведенияхУкраины. – 2000. – № 6. – С.1-6 (5б208)

5. Кузнецова Т.А. Тема любви в творчестве А.И. Куприна (по произведению "Гранатовый браслет") // Русский язык и литература в средних учебных заведенияхУкраины. – 2000. – № 6. – С.1-6 (5б208)

6.Нещерет Н.В. "Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды…" Рассказ Куприна А. "Гранатовый браслет" (11 кл.) // Литература в школе. – 2000. – № 1. – С.67-71 (ч/з ц/б)

Повесть «Поединок» А.Куприн посвятил М.Горькому. Выход произведения вызвал огромный общественно-политический резонанс. Во время русско-понской войны, в обстановке подъема революционных настроений в армии и на флоте повесть приобретала особую актуальность и играла неваловажную роль в формировании оппозиционных настроений русского демократического офицертства. Недаром реакционная печать сразу выступила с критикой «крамольного» произведения писателя, так как Куприн расшатывал один из главных устоев самодержавной государственности – военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всœего социального строя.

Проблематика «Поединка» выходит далеко за рамки проблематики военной повести: Куприн говорил о причинах общественного неравенства людей, о возможных путях освобождения человека от духовного гнета͵ о взаимоотношениях личности и общества, об отношениях интеллигенции и народа, о растущем социальном самосознании русского человека.

Образ Ромашова, главного героя повести, представляет собой купринского «естественного человека», но поставленного в конкретные условия социальной жизни. Это слабый герой, но он оказыватся уже способным в процессе «прозрения» к сопротивлению.При этом его бунтарстово трагически обречено, в столкновении с расчетливой волей других людей предопределœена и его гибель.

Исследователи творчества Куприна не раз указывали на близость Ромашова, ищущего идеал жизни, героям Чехова, героям «чеховского склада». Но, в отличие от Чехова, Куприн ставит своего героя перед крайне важностью немедленного действия, активного проявления своего отношения к окружающему.

В показе сложной духовной жизни героя Куприн опирался и на традиции психологического анализа Л.Толстого. Как и у Толстого, коллизия прозрения героя давала возможность присоединить к авторскому обличительному голосу и протестующий голос героя, увидевшего «нереальность», несправедливость, жестокость жизни. Вслед за Толстым Куприн часто для психологического раскрытия характера дает монолог героя, словно непосредственно вводя читателя во внутренний мир Ромашова.

Анализируя повесть, студентам рекомендуется обратить внимание на сложный и неоднозначно трактуемый в критике образ главного героя, особенности решения автором классической темы «маленького человека», охарактеризовать своеобразие композиции произведения, определить черты купринского «неореализма».

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем заключается историко-культурное своеобразие литературы Серебряного века.

2. Почему в конце 19-начале 20 века распространенным явлением стали литературные объединœения, а также индивидуальные и коллективные литературные манифесты.

3. С каких литературных событий начинается история русского символизма?

4. Назовите специфические черты русского символизма. Как понимали символ представители символизма?

5. Объясните смысл понятия «теургия». Кто его автор?

6. По какому принципу символистов разделяют на «старших» и «младших»? Назовите представителœей.

7. Кого из символистов называли «аргонавтами»? В чем заключалась суть их деятельности?

8. Какие прозаические произведения русских символистов получили наибольшую известность? Назовите авторов.

9. Кто назвал А.Блока «человеком-эпохой»?

10. Почему А.Блок назвал собрание своих стихов «романом»?

11. В чем своеобразие «лирической трилогии» А.Блока?

12. Назовите особенности структуры образа Прекрасной Дамы?

13. До издания 1905ᴦ. книга «Стихов о Прекрасной Даме» имела несколько вариантов названия: «О вечноженственном» (А. Блок), «Стихи о Прекрасной Даме» (В.Брюсов), «Стихи о Прекрасной Деве» (А. Ремизов). Как Вы думаете, почему А. Блок принял название В. Брюсова?

14. Книга «Стихов о Прекрасной Даме» изначально была разделœена А. Блоком на три части: «Неподвижность», «Перекрестки» и «Ущерб». Почему А. Блок в последующих изданиях отказался от трехчастной структуры книги?

15. В чем своеобразие образа родины в лирике А.Блока?

16. Назовите основные принципы поэтики В.Брюсова.

17. Как художественно осмыслена в стихах З.Гиппиус антиреволюцинонная тема?

18. В чем заключаются особенности поэтического мироотражения К.Бальмонта?

19. В чем заключается связь акмеизма с символизмом?

20. Почему О.Мандельштам назвал акмеизм «тоской по мировой культуре»?

21. Назовите основные теоретические работы акмеистов. В чем заключается новизна лирического мышления акмеистов?

22. Как теоретически осмыслена акмеистами проблема читателя и читательского восприятия?

23. Назовите образы и мотивы русской и мировой культуры, а также их художественную функцию в книге О.Мандельштама «Камень».

24. Как отражены миропонимание и поэтика акмеизма в книге О.Мандельштама «Камень»? Объясните смысл названия сборника стихов.

25. Как в раннем творчестве А.Ахматовой выражены принципы акмеистической эстетики?

26. Почему А.Блок назвал А.Ахматову «настоящим исключением» среди акмеистов?

27. В чем своеобразие лирической героини в раннем творчестве А.Ахматовой?

28. Назовите основные сборники раннего творчества А.Ахматовой. Почему исследователи творчества поэтессы считают, что эти сборники – всплеск ахматовской лирики?

29. Назовите отличительные особенности поэзии Н.Гумилева и С.Городецкого как представителœей и законодателœей акмеизма.

30. С каких литературных событий начинается история русского футуризма? В чем основное отличие русского футуризма от итальянского?

31. Каким было отношение футуристов к русской классической культуре и литературе?

32. В чем особенность лирического героя в раннем творчестве В.Маяковского?

33. Футуристические традиции в поэзии В.Маяковского. В чем заключается новаторский характер его стихосложения?

34. В чем заключается художественное новаторство поэзии И.Северянина, В.Хлебникова и А.Крученых?

35. Объясните, почему футуризм считают разрушением эстетики серебряного века?

36. Объясните образную и цветовую символику сборника М.Цветаевой «Лебединая стая», назовите основные мотивы.

37. Как решается тема русской интеллигенции в книге М.Цветаевой «Лебединая стая»?

38. В чем специфика мировоззренческой и эстетической позииции ранней М. Цветаевой?

39. Объясните и проиллюстрируйте примерами нравственно-философские искания в лирике М.Волошина.

40. Как в творчестве поэтов «новокрестьянской школы» были художественно осмыслены и продолжены традиции революционно-демократической поэзии 19 века? Проиллюстрируйте примерами.

41. Объясните социально-критическую прблематику басен Демьяна Бедного.

42. Как в творчесте пролетарских поэтов Л.Радина, Ф.Шкулева, Г.Кржижановского отразилось их пролетарское самосознание?

43. Какие факторы обусловили основные трансформации реализма рубежа веков?

44. Как в творчестве «младших» реалистов воплотились антропоцентричные устремлнния нового ХХ века?

45. В чем своеобразие освоения писателями-прозаиками рубежа веков неореалистического типа машления?

46. Каких литературных премий был удостоен И.Бунин? В каком году и за что?

47. Назовите отличительные особенности стиля раннего Бунина-прозаика.

48. В чем своеобразие ранних романтических произведений М.Горького?

49. С каким театром связано начало работы Горького-драматурга? Назовите первую пьесу, поставленную на сцене этого театра.

50. Как вы думаете, почему, работая над пьесой «На дне» и обдумывая разные варианты заглавия – «Без солнца», «Дно», «Ночлежка», «На дне жизни», писатель остановился на варианте «На дне»? В чем преимущества окончательного варианта?

51. Какую роль сыграл М.. Горький в литературной судьбе Л. Андреева?

52. Когда и где состоялся литературный дебют Л.Андреева? Назовите темы ранних рассказов писателя. Что легло в основу их сюжетного повествования?

53. Какой тип театра был создан Л. Андреевым? Назовите его основные черты.

54. Как повлияло творчество В.Соловьева на формирование духовного мира Б.Зайцева?

55. Как в творчестве раннего Б. Зайцева воплотились черты эстетики импрессионизма и реализма?

56. Что означает «сновидческий» метод письма А.. Ремизова?


Читайте также


  • - Методические рекомендации по изучению теоретического материала

    ИНФЕКЦИЙ ОСОБЕННОСТИ РНК-ВИРУСНЫХ И ДНК-ВИРУСНЫХ Коды ошибок при выполнении функций BIOS Параметры дискет различных типов (В таблицу не вошли данные о совсем старых дискетах с объемом 320 Kb, 180 Kb, 120 Kb и других): Диаметр диска 3.5" 3.5" 3.5" 5.25" ... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 9 страница

    D. Орта&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 8 страница

    C. Кіші т&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 7 страница

    А. Бауыр т&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 6 страница

    А. Алды&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 5 страница

    А.Алды&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 4 страница

    E. Шынта&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 3 страница

    А. Алды&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 2 страница

    A. Арт&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 14 страница

    C. Б&... [читать подробенее]