Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Литература Методические рекомендации
просмотров - 146

Дополнительная

1. Астахова А.А. «Трагический тенор эпохи». Литературно-музыкальная композиция, посвященная А.Блоку, 11 класс // Русский язык и литература в учебных заведениях Украины. –2006. – №6. – С.69 -73 (5б208)

2. Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. – М.: Правда, 1990. – 672с. (5б204)

3. Блюмин Г.З. Из книги жизни: Очерк о А.Блоке. – Л.: Лениздат, 1982. –328с. (ч /з ун-та)

4. Биобиблиографический словарь. Русские писатели. – М.: Просвещение, 1990. – Т.1. – С.100-105 (ч/з ун-та)

5. Блок А. О литературе. – М.: Художественная литература, 1989. – 480с. (5б208)

6. Гельо Т.Д. Три дні з життя А.Блока. Використання фонових знань під час вивчення лірики російського символіста͵ 11 клас // Всесвітня література та культура в навчальних закладах України. – 2004. – № 3. – С. 41- 43 (5б208)

7. Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм / Стихи. Письма о русской поэзии. – М.: Худ. литература, 1990. – С. 109-113 (5б204)

8. Долгополов Л.К. Поэмы А.Блока и русская поэма конца 19 – начала 20 века. – М.: Сов. писатель, 1978. – С. 36- 61 (ч/з ун-та)

9. Краткая литературная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия. – 1980. – Т.6. – С. 831-832 (ч/з ун-та)

10. Пастернак Б. К характеристике А.Блока. Собр соч.: В 5 томах. – М., 1991. – Т.4. – С. 703 -711 (5б204)

11. Русская литература. Советская литература: Справочные материалы / Сост. Л.А.Смирнова. – М.: Просвещение, 1989.– С.294–310 (ч/з ун-та)

12. Тимофеев Л. Творчество А.Блока –М.: АН СССР, 1963.–С.11-104 (ч/з ун-та)

Центральной фигурой русского символизма был А.Блок (1980-1921), которого А.Белый по праву называл «челом века». Путь Блока в русской литературе - ϶ᴛᴏ «путь между двух революций, страшный путь». Поэт начинал как певец Прекрасной Дамы, воплотившей идею В.Соловьева о Вечной Женственности. Постепенно, от романтического мира Прекрасной Дамы поэт приходит к осмыслению исторической судьбы России.

Образ родины - ϶ᴛᴏ интегрирующий образ в поэзии А.Блока. Поэт принял в свою душу всœе катаклизмы и кризисы рубежной эпохи и вместе с тем отразил в своем творчестве духовную драму человека XX века в целом. Определяющей чертой поэтического мышления Блока был историзм, проявившийся в том, что «он превратил понятия временного и вечного в исторические понятия» (К. Исупов). Важно заметить, что для символистов мировая и национальная история предстают как художественные произведения, «тексты», отсюда в основу их историзма положен принцип аналогии, а конечная цель такого аналогового историзма – синтез.

Важнейшей мифологемой русской (и мировой) истории становится для Александра Блока Куликовская битва, дающая ему возможность познания глубинной природы событий прошлого, настоящего, будущего, а самое главное – прозрения метафизической, религиозной сущности явлений. Именно цикл «На поле Куликовом» (1908) позволяет выявить основные символы творчества А.Блока, которые «коренятся в самой глубинœе его личности, своим развертыванием определяют его жизнь и даже – смерть. Οʜᴎ имеют для него трагическое значение. Некоторые из них имеют такое значение и для всœех нас. Таков прежде всœего символ России» (Г. Федотов).

Цикл «На поле Куликовом» явился важнейшим этапом духовно-творческой эволюции поэта͵ определяющую особенность которой точно отметила З.Гиппиус в статье «Мой лунный друг»: «Блок по существу был верен. А если не верен, так срывался с грохотом в такие тартарары, что и костей не соберешь». «Верность» и «измены» становятся константами его духовного пути, воплощаются в целом ряде символов и соотносятся с особенностями русского национального сознания.

Анализируя лирический цикл А.Блока «На поле Куликовом», студентам крайне важно подумать над вопросами: Что такое «вечный бой» и кто в нем победит? Как связаны символы цикла с мотивами и образами лирической трилогии поэта – «романа в стихах»?

Практическое занятие №3

Тема: Поэтика романа А.Белого «Петербург»

План

1. А.Белый – поэт, прозаик, критик: краткие биографические сведения

2. История создания романа «Петербург». Проблематика романа: социально-психологическая, морально-этическая, философская (экзистенциальная)

3. Содержательно-повествовательный и лейтмотивный уровни сюжета. Превращение предметно-изобразительного ряда в символический, способы символизации

4. Персонажи романа как символы. Отличие от традиционных романных героев

5. Особенности рецепции А.Белым мифа о Петербурге. Символический образ Петербурга. Символ «Медного всадника»

6. Интертекстуальное поле романа, формы проявления интертекстуальности. Жанровое своеобразие произведения

Задание

1. Подготовить сообщение на тему: «Творческий путь А.Белого»

2. Выписать из словаря литературоведческих терминов определœение понятий: «миф», «интертекстуальность», «аллюзия», «реминисценция» «лейтмотив», «контрапункт»

3. Индивидуальное задание: написать реферат на тему «Историософская концепция романа (Восток-Запад; Жизнь-Дух; Революция и её изображение в романе)»

Литература

Художественный текст – любое издание.

Основная

1. Белый А. Основы моего мировоззрения // Литературное обозрение. 1995. № 4/5. С. 10-37 (5б204)

2. Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург». – Л.: Сов. писатель, 1988.– С.10-57 (56204)

3. Заманская В.В. Русская проза первой трети ХХ века / Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: Учебное пособие. – М: «Флинта»: Наука, 2002. – С.143 –162 (56204)

4. Ильев С. П. Эволюция мифа о Петербурге в романах Мережковского («Петр и Алексей») и Ан. Белого («Петербург») // Д. С. Мережковский: мысль и слово. – М., 1999. – С.56-72 (56204)

5. Карташов Е.В. Концепция маски в романе А.Белого «Петербург» // Русская литература: культурологический контекст. Сборник статей. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-та͵ 2006. – С.218 -227 (56204)

6. Мельникова Е., Безродный М., Паперный В. Медный всадник в контексте скульптурной символики романа А.Белого «Петербург» // Блоковский сборник. – Тарту, 1985. – Выпуск VI: Блок и его окружение. – С.85-92 (56204)

7. Переверзин В.Л. «Петербург» А.Белого в метажанровом ракурсе // Русская литература: культурологический контекст. Сборник статей. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-та͵ 2006. С. 34-42 (56204)

8. Пискунов С., Пискунов В. Культурологическая утопия А.Белого // Вопросы литературы. – 1995. – №5.– С.23-40 (56204)

9. Пискунов В. «Второе пространство» романа А.Белого «Петербург» // Вопросы литературы. – 1987. – №10.– С.85-127 (ч / з ц/б)

10. Разумова А.О. Культурная модель «отец и сын» в романе А.Белого «Петербург» // Вестник ТГПУ. Серия: Гуманитарные науки (Филология). – Томск, 2005. – Выпуск 6 (50). – С.28-32 (56204)

11. Рожек Л. Дискурс о вещах в «Петербурге» А.Белого // Русская литература: культурологический контекст. Сборник статей. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-та͵ 2006. – С.253 -259 (56204)

12. Сухих И. Прыжок над историей: 1911-1913. «Петербург». А.Белый /Сухих И. Конец XX века: русский канон: Эссе. – М.: Издательство Независимая Газета͵ 2001. – С.69 -10 (56204)

13. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) / Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: Избранное. – М.: Издательская группа «Прогресс»-«Культура», 1995. – С.259-367 (5б204)

14. Шулова Я. Петербург Андрея Белого и искания в русской и европейской живописи конца ХIХ - начала ХХ века // Нева. – 2004. – №9. – С.78-90 (5б204)

15. Шулова Я.Киносценарий Андрея Белого «Петербург»//Вопросы литературы. – 2009. – №4. – С.45-60 (ч / з ц/б)

16. Яранцев В.Н. Структура идеального пространства в романе Андрея Белого «Петербург» // Гуманитарные науки в Сибири. – Новосибирск, 1997. – №4. – С.10-15 (5б204); см. также http://www.philology.ru/literature2/yarantsev-97.htm

17. Электронная тематическая папка «Belyi» (5б208)

Дополнительная

1. Зайцев Б.К. Андрей Белый / Зайцев Б.К. Странное путешествие / Сост., вступит. ст. и примеч. С.Федякина. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – С.214-224 (5б204)

2. Лотман Ю.М. Поэтическое косноязычие А.Белого // Андрей Белый. Проблемы творчества. – М., 1988. – 346с.

3. Правоверова Л. Движение сквозь пространство и время: миры А. Белого и В. Кандинского // Человек. . – 2000. – №3. – С. 32-40 (5б204)

4. Силард Л., Бойчук А.Г. Андрей Белый / История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 - х т. / [Х.Баран, Н.А.Богомолов, А.Г.Бойчук и др.; под ред. В.А.Келдыша]. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С.178-199 (5б204)

5. Соколов А.Г. История русской литературы конца ХІХ – начала ХХ века.: Учеб. – 5-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2006. – С.278-283 (5б208)

6. Флоренский П. Столп и утверждение истины. Глава «Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия». – М.,1991 – Т.1. – Кн.2. – С. 204-265 (56204)

Методические рекомендации

На рубеже ХХ – ХХ веков большой интерес вызывала проблема исторической миссии России, ее дальнейшего пути. Пытаясь ответить на данный вопрос, А.Белый задумывает художественную трилогию «Восток или Запад», первой частью которой стал роман «Серебряный голубь», а второй – «Петербург» (1911-1913). Роман был издан в 1914 году и считается самым сильным и художественно выразительным произведением автора, не имеющим аналогов в мировой литературе. По словам Н.Бердяева, «это самый заметный русский роман со времен Достоевского и Толстого». Продолжая «петербургскую тему» Пушкина, Гоголя, Достоевского, Белый создает новый «символистский» тип прозаического повествования.

Писатель был убежден, что именно западная культура породила в России искаженное человеческое сознание, а реформы Петра I привели страну к духовному кризису, к пропасти. Роман «Петербург» строится на постоянных противопоставлениях: «революция – эволюция», «разрушение – развитие», «индивидуальность – толпа», «столица – провинция», «линия – круг». Петербург лишен столичного очарования и блеска, державного величия и великолепия.

В мистическом трактате «Эмблематика смысла» (1909), предваряющем «Петербург», А.Белый геометрически выстраивает пространство на основе своеобразной догматики треугольника, соединившей в себе исследования монад-треугольников Г.В.Лейбница, комбинаторику математика Н.Бугаева (отца писателя) и светски переосмысленного, вслед за Д.С. Мережковским, догмата о Троице. Впоследствии в «Петербурге» это трансформируется в объемные предметы в виде геометрических фигур: кубов, многогранников. Публика, циркулирующая по городу, предстает как тени, оживающие и превращающиеся в движущиеся силуэты.

Петербург погружен в туман и слякоть, цветовая гамма его безрадостна и неприятна. Такой город не может существовать без миражей,фантастических видений и призраков. В романе «Петербург», развертывая тему города, намеченную в «Пепле», А.Белый создал мир невероятный, фантастический, полный кошмаров, извращенно-прямых перспектив, обездушенных людей-призраков.

В романе нашли свое законченное выражение основные идеи и художественные особенности творчества А.Белого предшествующих лет, осложненные теперь его увлечением мистической философией теософов. В романе отразилось и отрицательное отношение «младосимволистов» к городской культуре как культуре Запада, искусственно насажденной в России волею Петра I, и отрицание ими самодержавно-бюрократичсеккого государства.

Учитывая сложность восприятия романа, неоднозначные оценки в критике, студентам рекомендуется при подготовке к практическому занятию, обратить внимание на такие аспекты:

1. Двуплановость сюжета: содержание повествовательного и лейтмотивного уровней сюжета

2. Символическая организация сюжета. Смысловые сцепления символов:

Ø Какова общая смысловая основа символов: Петербург – Аполлон- циркуляция - канцелярия - Кант - геометрические плоскости и зеркальные поверхности - холод. Кого из героев романа сопровождает эта цепь символов, поясните семиотику его имени.

Ø В чем соответствие следующего ряда символов: Шишнафрэ - «они» - революционно-террористическая партия - маскарад - красное домино - монгол-туранец - сардинница-бомба. С кем из героев связан данный ряд символов?

Ø Можно ли говорить об этих символических рядах как оппозиционных?

Ø Интерпретация А.Белым идеи «вечного возвращения». Поясните эти превращения:

*Аблеухов-старший (потомок киргизского хана Аб-Лая, ᴛ.ᴇ. Восток, ставший Европой) – Аблеухов-младший (европеец-кантианец, чувствующий в себе туранца-монгола); или:

*Медный всадник (символ самодержавия), отечески благословляющий террориста Дудкина, и наоборот, бунтарь-индивидуалист Дудкин (отождествленный в романе с героем пушкинского «Медного всадника» Евгением) превращается в медного истукана Петра (в сцене – верхом на трупе); или:

*провокатор Липпанченко, выступающий одновременно в роли руководителя террористической партии и агента царской охранки.

Ø Есть ли в романе силы, действительно противостоящие косному порядку

Истории?

Ø В чем смысл следующих оппозиций: мозговая игра - пробуждение

сердца; Красное домино - Белое домино? Символика сердца и солнца.

Ø Символика поля Куликова в романе и тайна «прыжка над историей»

3.Музыкально-симфоническая композиция романа: усиление лейтмотивных рядов, ритмические повторы, диссонансы, развитие действия через контрапункт. Музыкальное видение мира в отличие от живописно-зрительного

4.Литературный контекст. Зачем он намеренно обнажен? Персонажи «Петербурга» – реалистические типажи или варианты известных литературных героев? Своеобразие использования А.Белым эпиграфов.


Читайте также


  • - Методические рекомендации по изучению теоретического материала

    ИНФЕКЦИЙ ОСОБЕННОСТИ РНК-ВИРУСНЫХ И ДНК-ВИРУСНЫХ Коды ошибок при выполнении функций BIOS Параметры дискет различных типов (В таблицу не вошли данные о совсем старых дискетах с объемом 320 Kb, 180 Kb, 120 Kb и других): Диаметр диска 3.5" 3.5" 3.5" 5.25" ... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 9 страница

    D. Орта&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 8 страница

    C. Кіші т&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 7 страница

    А. Бауыр т&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 6 страница

    А. Алды&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 5 страница

    А.Алды&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 4 страница

    E. Шынта&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 3 страница

    А. Алды&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 2 страница

    A. Арт&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 14 страница

    C. Б&... [читать подробенее]