Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Литература Методические рекомендации
просмотров - 82

Дополнительная

1. Анненский И.Ф. Избранное / Сост. вст. ст. и ком. И.Подольской. – М., 1987. – С. 20-30 (5б204)

2. Биобиблиографический словарь. Русские писатели. – М.: Просвещение, 1990.–Т.1.– С.57-60 (К.Бальмонт), С.119-123 (В.Брюсов), С.178-179 (З.Гиппиус), С.327-328 (Г.Иванов), С.85-90 (А.Белый); Т.2. – С.30-31 (Д.Мережковский), С.244-245 (В.Соловьёв) (5б204)

3. Волков А.А. и Смирнова Л.А. История русской литературы XX века. Дооктябрьский период. Учебник для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – С.261-277, 296-314 (ч/з ун-та)

4. Громов П. А.Блок, его предшественники и современники: Монография. – Л.: Сов. писатель, 1996. – 600 с.(ч/з ун-та)

5. Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм / Стихи. Письма о русской поэзии. – М.: Худ. литература, 1990. – С. 109 -13 (5б204)

6. Краткая литературная энциклопедия. – М.: Сов. энциклопедия. – 1980.– Т.6. – С. 831-832 (ч/з ц/б)

7. Лукьянова Е.Г., Лукьянов С.А., Мещерякова М.И. Зарубежная литература в таблицах и схемах. – Харьков: Академия. – 1999. – С.86-89 (5б204)

8. Маковский С. Портреты современников: Иннокентий Анненский, Максимилиан Волошин (Серебряный век. Мемуары / Сборник). – М.: Известия, 1990. – С. 114-116 (5б204)

9. Пастернак Б. Об искусстве. "Охранная грамота" и заметки о художественном творчестве. – М.: Искусство, 1990. – С. 255-256 (5б204)

10. Сподарец Н.В. Концепт "культура" в критическом сознании русских поэтов-символистов // Вестник Ужгородского университета. – 2003. – С.224-229 (5б204)

11. Сухова Н. К.Бальмонт. // Энциклопедия для детей. – Т.9. Рус. лит. Ч.2. ХХ век. – М.: Аванта+, 2001. – С. 126-135 (5б204)

12. Тахо-Годи Е. Брюсов В. // Энциклопедия для детей.– Т.9. Рус. лит. Ч.2. ХХ век. – М.: Аванта+, 2001. – С. 174-184 (5б204)

На рубеже 80-90-х годов ХІХ века в русском искусстве оформилось новое философско-эстетическое и идейно-художественное явление, получившее название символизм. Русский символизм не был однородным явлением: в нем выделяли старшее и младшее поколение

«Младшие» символисты (А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, С.Соловьев, Эллис) осознанно стремилось выйти за рамки литературной школы. В представлении «соловьевцев» символизм должен был явить собой особый тип миропонимания. Цель «младосимволистов» – преодолеть декадентские настроения и декларированный «старшими» индивидуализм: «Нас называли «символистами второй волны», для меня это означало: «символисты», но не декаденты», – писал А. Белый. Одним из путей преодоления индивидуализма стало для «младосимволистов» обращение к теме России, ее исторической судьбы. А. Белый называл своих единомышленников «индивидуалистами, повернувшимися к России».

Младосимволизм претендовал на создание особой формы искусства – «теургии», религиозного в своей сущности искусства, способного оказывать преображающее влияние на человека и устройство жизни. Такое искусство должно прозревать сакральный смысл в «житейском шуме». Именно об этом писал Вл. Соловьев в стихотворении «Милый друᴦ...», ставшем программным для символизма, а Вячеслав Иванов утверждал: «Поэт всœегда религиозен, потому что всœегда – поэт». Вот почему именно символистам «второй волны» потребовался новый язык искусства, и именно они разработали теории символа и мифа.

Метод символизации – основной способ создания образа в искусстве символизма. При этом искусство по определœению обладает способностью обобщать, а значит, в максимально концентрированном виде представить сущностные грани бытия, то есть символизировать. Ведь символ (по словарю В.И.Даля) - ϶ᴛᴏ сокращение; перечень, сущность в немногих словах или значок, это картинное изображение знаками с переносным, иносказательным значением. Символизм как неоромантический в основе своей тип художественного творчества опирается на платоновское разграничение мира явлений и мира идей. Но для младосимволистов главным становится не противопоставление двух миров, а, напротив, их взаимодействие и взаимопроникновение, опирающееся на идею всœеединства Вл.Соловьева. Символ становится для них связующим звеном и способом проникновения из мира реального в мир идей.

Символ раскрывается в эмблематических рядах: вербальных, логических, культурно-исторических, идеологических значений, при этом ряд разворачивается в обратном порядке – не от символа, а к символу. Символ собирает разобщенные моменты бытия и воспринимает их как элементы единого космологического религиозного мифа, то есть объединяет бытийно-смысловые начала, что и делает символизм мифотворчеством. Познание в искусстве символизма осуществляется «как воспоминание» (Платон), а поэт рассматривается как орган народного воспоминания. Но это познание прежде всœего культурной истории человечества, ориентация на культурные, исторические, этнографические мифологемы.

Практическое занятие №2

Тема:А. Блок и русский символизм.


Читайте также


  • - Методические рекомендации по изучению теоретического материала

    ИНФЕКЦИЙ ОСОБЕННОСТИ РНК-ВИРУСНЫХ И ДНК-ВИРУСНЫХ Коды ошибок при выполнении функций BIOS Параметры дискет различных типов (В таблицу не вошли данные о совсем старых дискетах с объемом 320 Kb, 180 Kb, 120 Kb и других): Диаметр диска 3.5" 3.5" 3.5" 5.25" ... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 9 страница

    D. Орта&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 8 страница

    C. Кіші т&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 7 страница

    А. Бауыр т&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 6 страница

    А. Алды&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 5 страница

    А.Алды&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 4 страница

    E. Шынта&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 3 страница

    А. Алды&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 2 страница

    A. Арт&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 14 страница

    C. Б&... [читать подробенее]