Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Литература Методические рекомендации
просмотров - 102

Дополнительная

1. Владимиров С. Об эстетических взглядах В. Маяковского. – М., 1976. – 240с.

2. Маяковский В. Хроника жизни и деятельности. – М.: Сов. писатель, 1985. – С.98-137 (ч/з ун-та)

3. Михайлов А. Поэтический мир Маяковского. – М., 1990 (ч/з ун-та)

4. Назарець В.М. Маяковський і Пастернак : до вивчення творчості, 11-й клас // Всесвітня література та культура в навчальних закладах України. – 2002. – №12. – С.23-27 (5б208)

5. Пастернак В. Охранная грамота. Люди и положения / Б. Пастернак. Об искусстве. – М.: Искусство, 1990. – С. 97-113, 225-231 (5б204)

6. Тимофеев Л.И. Системность поэтики Маяковского // В мире Маяковского. – М.: Сов. писатель, 1964. – С.5-40 (ч/з ун-та͵ ц/б)

7. Тимченко С.В. “Бурна вода истории, и стоит ли ломиться в открытую дверь?!” (Из опыта привлечения произведений художника И.Глазунова в процессе изучения творчества В.Маяковского, 11-й класс) // Всесвітня література та культура в навчальних закладах України. – 2002. – №6. – С.14-17 (5б208)

8. Чуковский К. Современники: Портреты и этюды. – Минск, 1985. – С.315 – 337 (ч/з ун-та)

9. Шкловский В. Маяковский и футуристы / Шкловский В. Гамбургский счет: Статьи-воспоминания-эссе. – М.: Сов. писатель, 1990. – С. 42–58 (ч/з ун-т)

В. Маяковский был одним из лидеров футуристического движения в России, соавтором его эстетичсеких деклараций, но в своей поэтической практике подчас решительно расходился с общественной идеологией и эстетикой футуризма. Формалистические представления футуристов о сущности искусства, независимости его формы от содержания оказали влияние на эстетические выступления Маяковского и на его художественную практику 1912-1913 годов.

Так, стихи раннего Маяковского часто несли на себе печать подчеркнутого эксцентризма; существенное в явлении оставалось за пределами его внимания; поэт искал в явлении необычное. По этой причине так осложнены поэтические образы ранних произведений Маяковского. Поэт экспериментирует и над словом, и над ритмическими формами. Для поэтического стиля Маяковского той поры характерны сложные рифмы, диссонансы, ассоциации, метафоричность языка. В его стихах доминируют принципы силлабо-тонической системы стихосложения, но в некоторых уже складываются формы новой – тонической системы, которая будет определяющей в поэзии зрелого Маяковского.

Стихи поэта͵ опубликованные в течение 1912-1913 годов, были в основном экспериментальные, отразившие поиски своего поэтического «я». Маяковский, как и большинство поэтов-футуристов, начинал с живописи. По этой причине в его первых стихах – в системе поэтических образов, в характерных урбанистических пейзажах – весьма заметно влияние элементов живописного кубизма.

В литературу Маяковский пришел как поэт города. Первые его произведения – зарисовки, описания городского пейзажа; главная тема – социальная – звучит как тема страданий человека в буржуазном мире.

Анализируя раннее творчество поэта͵ жанрово-тематический диапазон его лирики, студентам крайне важно обратить внимание на такие аспекты:

Ø взаимосвязь лирического героя Маяковского и темы страдающего человека;

Ø эволюция лирического героя Маяковского (от страдальца к бунтарю);

Ø человек и мир в лирике Маяковского, социальная окрашенность этого мира; неприятие лирическим героем «страшного мира» и новаторские поиски В. Маяковским средств, приемов для выражения этого протеста;

Ø поэтическое новаторство В.Маяковского (своеобразие лексики и синтаксиса, рифмы и ритма, роль гиперболы, эпитетов, метафоры и т.д.).

Программным произведением дооктябрьского творчества Маяковского стала лирическая поэма «Облако в штанах» – революционная поэма не только по теме, но и по новому отношению художника к миру, человеку, истории.

Раскрывая содержание второго вопроса практического занятия, студентам необходио сделать акцент на таких вопросах:

Ø история создания поэмы «Облако в штанах»;

Ø автор и герой в поэме;

Ø тема любви и социальный пафос произведения;

Ø «четыре крика четырех частей»: идейно-художественное содержание каждой части поэмы

Ø он и она в поэме; средства и приемы создания характеров;

Ø поэтическое новаторство Маяковского при изображении безмерности человеческого страдания;

Ø роль гиперболы, материализованных метафор («пожар сердца», расшалившиеся нервы), эпитетов, сравнений.

Подводя итоги занятию, студентам предлагается подумать над словами К.Чуковского и высказать свое мнение: «Ранний Маяковский – иллюзионист, визионер; … его косноязычие только придает ему мощь. Никогда не шепчет, не поет, всœегда кричит из последнего голоса, до хрипоты, до судорог – и когда привыкнешь к его надсадному крику, почувствуешь здесь подлинное».


Читайте также


  • - Методические рекомендации по изучению теоретического материала

    ИНФЕКЦИЙ ОСОБЕННОСТИ РНК-ВИРУСНЫХ И ДНК-ВИРУСНЫХ Коды ошибок при выполнении функций BIOS Параметры дискет различных типов (В таблицу не вошли данные о совсем старых дискетах с объемом 320 Kb, 180 Kb, 120 Kb и других): Диаметр диска 3.5" 3.5" 3.5" 5.25" ... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 9 страница

    D. Орта&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 8 страница

    C. Кіші т&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 7 страница

    А. Бауыр т&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 6 страница

    А. Алды&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 5 страница

    А.Алды&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 4 страница

    E. Шынта&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 3 страница

    А. Алды&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 2 страница

    A. Арт&... [читать подробенее]


  • - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 14 страница

    C. Б&... [читать подробенее]