Категории
Литература
Морфология просмотров - 593
Лексика и фразеология
Важнейшим компонентом лексики являются термины. По определению Б.Н. Головина, термин- ϶ᴛᴏ отдельное слово или словосочетание, обозначающее профессиональное понятие и предназначенное для удовлетворения специфических нужд общения в сфере определённой профессии (научной, технической, производственной, управленческой) [4, с. 270].
В последнее время в русском языке увеличивается процент международной терминологии (особенно в экономической сфере, к примеру, менеджер, дистрибьютор, консалтинг, рекламация и т.д.).
Важным компонентом научного стиля является научная лексика (число, система, функция, элемент, процесс и т.д.).
Повторение одних и тех же слов в узком контексте является закономерностью. К примеру: «Слово «диспут» происходит от латинского disputare – рассуждать, спорить. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы».
Абстрактная лексика преобладает над конкретной. Обобщенно–отвлеченный характер речи подчеркивается употреблением специальных слов, к примеру, обычно, обыкновенно, всегда, постоянно, систематически, всякий, любой, каждый.
В научном стиле употребительны фразеологические сочетания. Это общелитературные, межстилевые устойчивые обороты, выступающие в номинативной функции: глухой согласный, наклонная плоскость, рациональное зерно, щитовидная железа, очаг заболевания, демографический взрыв и др. К фразеологии научного стиля можно отнести различного рода стилевые клише: представляют собой, включает в себя, состоит из…, применяется в (для)…, заключается в …, относится к… и др.
В стилистическом плане лексика научного стиля однородна - ϶ᴛᴏ нейтральные и книжные слова.
Важно заметить, что для собственно научного подстиля характерно преобладание имени существительного. В научном тексте, по наблюдению Л.Г. Барласа, в среднем существительных употребляется почти в четыре раза больше, чем глаголов, что объясняется номинационной направленностью стиля: «главное – обозначить, описать явление».
Отвлеченность и обобщенность научного стиля выражается в широком употреблении существительных среднего рода: излучение, определение, воззрение, умонастроение, окисление и др. Многочисленны существительные мужского и среднего рода с абстрактным значением: фактор, импульс, стимул, возможность, потребность и др.
Стоит сказать, что для научного стиля характерно употребление единственного числа в значении множественного: Сойка – птица, обычная в наших лесах. При этом абстрактные и вещественные существительные употребляются в форме множественного числа (шумы в сердце, мощности, ёмкости, смазочные масла, активные кислороды и др.).
Преимущественно употребляются аналитические формы сравнительной и превосходной степени имён прилагательных (более сложный, более инертный, наиболее простой, наиболее важный). Краткие прилагательные в научной речи выражают не временный, а постоянный признак предметов и явлений: Чистый этиловый спирт бесцветен.
Абсолютное большинство глаголов употребляется в форме настоящего времени. Часто они выражают настоящее вневременное значение: Углерод входит в состав углекислого газа. Вневременное значение приобретают и глаголы будущего времени: Определим площадь треугольника.
Формы 1-го лица единственного числа глаголов и местоимение Я в научной речи почти не употребляются, так как внимание сосредоточено прежде всего на содержании и логической последовательности изложения, а не на субъекте.
Ряд глаголов выполняет функцию компонентов глагольно-именных словосочетаний, в которых основную смысловую нагрузку несут имена существительные, а глаголы обозначают действие в самом широком смысле и выражают грамматическое значение: находить применение, производить расчеты (наблюдения, измерения, вычисления), оказывать влияние (воздействие, давление, помощь, поддержку, сопротивление) и др.
В научном стиле активны предлоги и предложные сочетания, в роли которых могут выступать полнозначные слова, прежде всего существительные: при помощи, с помощью, в соответствии, в качестве, в результате, по причине, на основе, в отношении, в зависимости от…, сравнительно с…, в связи с…, в меру и др. Такие предлоги позволяют более определённо и точно по сравнению с простыми, выражать смысл, так как круг их значений уже.
Эмоциональные и субъективно-модальные частицы и междометия в научной речи не употребляются.
Читайте также
Некоторые общие сведения о рельефе: формы рельефа, генезис, возраст Геоморфология (греч. гео - земля, логос - наука, морфе - форма) – наука о строении, происхождении, истории развития и современной динамике рельефа земной поверхности. Объектом изучения геоморфологии... [читать подробенее]
Митохондрии или хондриосомы (от греч. mitos– нить, chondrion- зернышко, soma- тельце) представляют собой гранулярные или нитевидные органеллы, присутствующие в цитоплазме простейших, растений и животных (рис. 198). Митохондрии можно наблюдать в живых клетках, так как они обладают... [читать подробенее]
Профилактика. 1. Личная. Отказ от употребления сырой рыбы (что часто встречается как сложившаяся культурная традиция у народов Крайнего Севера), тщательная термообработка рыбы. 2. Общественная. Охрана водоемов от фекального загрязнения.Эхинококк и альвеококк ... [читать подробенее]
Кожные покровы. Покровы хордовых чаще всего состоят из двух слоев: эпидермиса и дермы (кориума). Эпидермис состоит из эпителиальной ткани и является производным эктодермы, а дерма представлена соединительной тканью и является производным мезодермы. Простейшим примером... [читать подробенее]
Лентец широкий. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения, обоснование методов лабораторной диагностики, профилактика. Профилактика Диагностика По реакции Кассони: подкожно вводят 0,2 мл стерильной жидкости из эхинококкового... [читать подробенее]
ЛейшманииLeischmania (кл.Жгутиковые) — возбудители лейшманиозов. Заболевания человека вызываются несколькими видами и подвидами паразитов, которые объединяются в четыре комплекса: L. donovani — возбудитель висцерального лейшманиоза, L. tropica — возбудитель кожного лейшманиоза, L.... [читать подробенее]
Класс Сосальщики (Trematoda)Печеночный сосальщик Fasciolahepatica (рис. 20.3) — возбудитель фасциолеза. Тело паразита листовидное, передний конец клювообразно оттянут. Матка невелика и розеткой располагается позади брюшной присоски. Кзади от матки находятся сильно разветвленные... [читать подробенее]
План. 1. Понятие леса, биогеоценоза и экосистемы. 2. Лесной фитоценоз и его компоненты. 3. Изменчивость и дифференциация деревьев. Отпад. 4. Вертикальное и горизонтальное расчленение фитоценоза. 5. Отличительные признаки лесных и парковых фитоценозов. 1. Понятие леса,... [читать подробенее]
Конспект лекций по дисциплине основы лесного, садово-паркового и приусадебного хозяйства Составил проф. кафедры инженерной геодезии Ковязин В.Ф. Санкт-Петербург План. 1. Уровни изучения жизненных процессов в природе. 2. Морфология основных органов... [читать подробенее]
Общая характеристика класса жгутиковые (Flagellata). Трипаносома. Морфология, цикл развития, пути заражения человека. Методы лабораторной диагностики, профилактика. Обитают в морских и пресных водах. Многие ведут паразитический образ жизни. Характерно наличие одного, двух,... [читать подробенее]