Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Литература Музыкальное искусство эпохи ArsNova (Новое искусство).
просмотров - 154

Рим.

Китай.

Палестина.

Современный Израиль. Цивилизация возникла во 2 тыс. до н.э. Связи между странами. Возникает Ветхий Завет. Пятикнижие Моисея. Возникает единобожие. В 13 веке до н.э. жил пророк Моисей (10 заповедей). Было распространено пение нараспев. Мужское одноголосие. Хор делился на антифоны. Респонсорное пение (солист, хор отвечает). В Ветхом Завете были записаны псалмы Давида. Часто подписаны инструменты, которые играют во время псалма. К текстам обращались многие композиторы. Песни Соломона. Особенно богатой музыка была в храмах. Были разнообразные инструменты: лиры, серебряные трубы, шофар (труба из бараньего рога, иерихонская труба), свирели, тарелки (кимвалы), флейты, двойной гобой, набла (лира). Синагогальное пение (хроматика, четверть тона).

Древняя Индия.

3 тыс до н.э. Дворцы, храмы, усыпальницы, резьба по дереву, резьба по камню, по слоновой кости, оружие, вышивка золотом и т.д. Распространяются священные книги (веды). Индуизм. Появляется эпос. Рамаяна и махапхарата. По стилю между словами и пением. Возникает театральное искусство. Существует драматический, кукольный, музыкальный, хореографический (раслила) театры. Спектакли были посвящены богу Кришне. Была народная драма - мистерия на бытовые жанры. Музыка исполнялась вместе с поэзией и танцем - сангипа. В ведах были помещены гимнические стихи и напевы, прославляющие богов. Кульминация искусства после победы Александра Македонского. Это золотой век. Династия царей Гуппа. Одноголосный мужской хор, флейты, лютни, барабан. Шакунтала. Теория музыки была связана с мистикой и с числами. Диапазон пения трехоктавный. Тяготение к низким регистрам, свободная ритмика, варьирование интонаций, хроматизмы. Интонация, определœенный звук выражает определœенные чувства. Значимые мелодические обороты - пакар. Были семиступенные лады, шрутти (22 звука в октаве). Теория ритма: каждый ритм что-то означает. 120 ритмов - Тала. Рага - жанр, пробуждение чувства и страсти. Медитация.

Великая Китайская стена. Изобрели порох, чернила, бумагу. Было распространено бытовое искусство, цветная керамика, фарфор, резьба по камню, живопись, поэзия, наука. Сохранилось 305 песен, которые объединœены в Книгу песен (тексты) "Шитцзынь". В ней 4 раздела: нравы царства; большие оды; малые оды; гимны. С 7-5 века до н.э. На юге Китая в 3 веке до н.э. была распространена песенно-поэтическая школа, возглавляемая Цюй Юань. Народная музыка была одноголосной, преобладал пятиступенный строй (пентатоника). Мужской хор или солисты. Все виды песен: трудовые, обрядовые, семейно-бытовые и другие. Инструменты. Больше 80 разновидностей: флейта͵ волынка (шэн), барабаны, гонги, наборы каменных и желœезных плиток, колокольчики, лютня, скрипка с двумя струнами (куцинь). Преобладали звенящие, высокий регистр. Инструменты делались из камня, из глины, из кожи, из бамбука. Была придворная и храмовая музыка. Расцвет ее - эпоха Чжоу (11-3 века до н.э.); и эпоха Хань (3-3). Появляются придворные музыкальные и хореографические ансамбли. Система Люй - двенадцатиступенная система. Звуки обозначались иероглифами. Символический смысл. Пентатонические лады: от фа Кунг (царь); от соль Дшанг (министр); от ля Послушный народ; от до Кше (государственные дела); от ре Юй (блестящий); от ми Посредник; от си Вождь. Мир опирается на пять стихий.

Античность.

Древнее искусство греков и римлян. С 1 тыс до н.э до 1 тыс н.э. 476 год - распад Рима. Различные виды барабанов, труба, флейта͵ вина, колокольчики, бубенцы.

Античность (древний) - искусство Древней Греции и Древнего Рима. Вбирает культуру древнего мира. Город (государство) - полисы. Гомер, Эсхилл, Софокл, Эврипид. Философия: Гераклид, Демокрит, Аристотель, Платон. Зодчество, скульптура: Мирон. Наука. Музыка была важнейшим искусством - влияние на внутренний мир человека. Музыка была обязательным предметом изучения для всœех свободных граждан. Эстетика музыки, теория музыки, игра на инструменте, пение. Музыка звучала на спортивных состязаниях. Иной раз были специальные конкурсы музыкантов, были специальные музыкальные состязания: состязались певцы, инструменталисты, хоровые коллективы, поэты. В Спарте - военные оркестры. Пифийские игры - в честь Аполлона. Илиада, Одиссея. Исторический труд Гезеода "Труды и дни". Дионисийские игры - произошла древнегреческая трагедия. Аэды и рапсоды - певцы. Аэды пели в конце пира. С 11-7 века. Героическая эпоха Греции. Гомер написал много о певцах в Одиссее. Неслучайно Лист написал "Венгерские и испанские расподии". Кроме декламации была распространена лирика (8-7 века), хоровая и сольная. Оды писал Пиндар, Терпандер (глава Лесбийской школы). Сафо, Алкей. 11 нотных памятников осталось. Песнь Сихила - жанр застольной песни. Нотация была буквенная. Наименования звуков шли от аппликатуры на кифаре. Инструменты: кифара, лира - для возвышенной музыки; форминга, флейта пана, авлас, бубны, тимбалы, систры и другие.

Древнегреческая трагедия.

Афины, 5 век до н.э. От дионисийского дифирамба. Первый поэт, сочинивший трагедийи - фриний. "Финикиянки". Трагики - Эсхилл (80 трагедий; "Прикованный Прометей"), Софокл, Эврипид ("Ифигения в Тавриде"). Основная тема трагедий - зависимость человека от страстей, в результате чего рок его достигает, судьба. Пролог (парод) и эпилог (эксод). Драматическое действие всœегда открывалось хором. В самый напряженный момент движение останавливалось и звучал хор - эмоциональный комментарий. Кроме трагедии была распространена комедия. К ней обращался Аристофан ("Осы", "Лягушки"). В серединœе 5 века древнегреческой драме уходит стихотворная форма. В 4 веке была разработана теория литературы (Аристотель). "Поэтика"и "риторика". В "Поэтике" Аристотель разобрал законы построения драмы: завязка, кульминация, развязка и катарсис.

Теорией музыки занимались в основном философы: Платон, Гераклид, Демокрит, Аристоксен, Аристотель, Пифагор, Эвклид. Две школы: Пифагора и Аристоксена. Пифагор считал, что музыку можно вычислить, вводит натуральный строй (пифагорейский). Каноники. Аристоксен считал, что в музыке главное этическое и эстетическое воздействие. Гармоники. Возникает учение о ладах. Оно складывается на протяжении многих веков. О них говорили и Платон, и Аристотель. Подытожил александрийский ученый Клавдий Птолемей в книге "Теория античных звукорядов как совершенной системы". Главным становится серединный тон лада - меза. Лады строились по тетрахордам сверху вниз, которые сцеплялись между собой в районе мезы. Лады определялись по положению мезы. В случае если в этом ладу нижний тетрахорд переместить наверх - гипполады. В случае если верхний тетрахорд поместить вверх - гиперлады. Гипподорийский лад сохранился. Существовали разные наклонения: если внутри тетрахорда было смещение звука на хроматизм - хроматический лад. В случае если возникали звучания меньше полутона - энгармонический. В Древней Греции появились известные нам термины: музыка, мелодия, ритм, гармония, театр, хор, оркестр, сцена и т.д.

Строится на развитии древнегреческого искусства. Пантеон, Колизей, триумфальная арка и т.д. Работали Овидий, Вергилий, Гораций. Театр имеет развлекательные цели - трагедий нет. Музыка звучит в цирке (не только во время представлений). Среди инструментов появляется орган (гидравлический). Описание органа возникает в книге по физике "Пневматика". Изобрел орган Тесибий Александрийский. Особенно распространено искусство было при императоре Нероне. Появляются новые места для отдыха - бани (термы). В банях находились залы для прогулок, библиотеки, спортивные площадки, залы для пиров. Инструменты: прямая труба (туба), изогнутый рог, литуус (цилиндрический ствол и изогнутый раструб), лиры, вавилонская волынка, ударные. Большое значение имела военная музыка. Часто связывалась поэзия и музыка. Хор в греческом понимании исчезает. Отделяется пластическая пантомима. Артисты получают высокие гонорары. Меняется общественный уклад в сравнении с афинской демократией. Этика уходит в прошлое. Главное - развлечение. Император Демициан утверждает капитолийские игры на марсовом поле. Разные художественные культуры: сирийские виртуозки (танцовщицы), вавилонские виртуозы (музыканты), александрийские певцы, андалузские танцовщицы с кастаньетами и другие. Свою политику Рим распространяет на всю Европу. Профессионалам уделяется всœе больше внимания. Кифары - обязательный инструмент. После вторжения варвар, вандалов Рим был разрушен.

Начинается следующий период - Средневековье. Длится он примерно тысячу лет. От падения римской империи (4-5 в.) до Возрождения (15-16 вв.). Медленное построение новой христианской культуры. Постепенно Европа становится единым христианским центром. Довольно быстро было воспринято само христианство, но культуру пришлось создавать практически с нуля. Появился новый строй. Рабство было уничтожено. Возникает феодальный строй. Связей с сосœедями нет, дороги плохие. Надежды на изменения к лучшему в этой жизни нет. Вся надежда только на жизнь после смерти. Главное мировоззрение - религиозное. Не язычество, а единобожие. Преобладала вера, в которой человек не надеялся на милосœердие, боялся греха. Распространились темы в различных видах искусства - тема плясок смерти, тема колеса фортуны. Библия. Плоскостная живопись. Рост культуры очень заметен в архитектуре. Базилика, романский стиль (массив), готика. Музыка развивается при церкви. Служба на латыни. Кефалическая церковь (единая). В 7 веке появляется папа Григорий первый, который собирает сборник песнопений "Григорианский антифонарий" (григорианский хорал). Пение одноголосное, мужское на вариантности попевок. В основе псалмудия (псалмы) - полупение-полуречь. Единственный жанр григорианского пения. В праздничных песнопениях появляются юбиляции (распевы, украшения). Подтекстованные юбиляции - секвенции (Норкер Заика). Секвенции долгое время запрещались (до 16 века), когда состоялся Триденский собор. Разрешили 5 секвенций (осталось две: стабат матер, диез ирэ). Кроме этих жанров появляются песни - гимны. В мессе существует два вида песнопений : ординарий - неизменяемые песнопения, проприум - изменяемые песнопения (интройд (входной псалом), градуал (тропарь), офферторий (херувимская), коммунио (причастие)). К 12 веку тип католической службы сложился до конца, единая служба. С 7 века в сопровождении органа. Гимны - лауда (утренняя хвалебная песнь).

Литургическая драма. Распространилась в 7-9 веках. Это было театрализованное представление. Сюжеты брались из Евангелия или из других духовных источников. Литургия исполнялась в свободное от службы время. Обязательно было хоровое пение, театральная постановка, эпизоды инструментальной музыки и т.д. Народное искусство. Иногда литургическая драма представляла собой пародию на службы, нравы священников. Пародийные мессы - "Ослиные обедни". Этот жанр подводит к опере 17-го века.

Теория музыки. Появляются новые средневековые лады. Их названия пришли от древнегреческих, но сами лады "перепутались". Эти лады строились по гексахордам (6-тизвучие). Οʜᴎ были автентические (главные) и плагальные (побочные, гипполады). Основной тон получил название tonusfinalis. Ионийский и эолийский лады часто звучали в народной музыке и потому в музыку церковную не допускались. Их разрешили только в 16-м веке на Триденском Соборе. Было три наклонения: от до до ля - натуральный; от соль до ми - твердый; от фа до ре - мягкий. В Средневековье тритон был запрещен. Ноты записывались буквами. Пошли первые знаки альтерации. (Рис. 1 - твердое, бекаре; 2 - мягкое, моль). До 15-го века не было различия между диезом и бекаром. Слоговые названия нот. Произошло от гимна Павла-диакона в честь святого Иоанна, который был покровителœем певчих. Осталось название гамма. Звук соль был самый низкий звук для басов. Общий диапазон был - от соль большой до ми второй. Отсюда сольмизация.

Нотация была невмами. Показывалось лишь направление мелодии. В 10-м веке начало современной нотации. Красная линия - фа. Потом появилась желтая линœейка - до. В 11-м веке Гвидо из Ареццо (монах) произвел реформу записи нот. Сначала четырехлинœейную нотную запись, затем пятилинœейную.

В 9-10 веке появляется многоголосие. Органум. Закон реверберации (обертоны, храм заполняется вибрацией, звуками). Было два вида многоголосия:

• Параллельные кварты, квинты и октавы. Основным звуком был нижний, верхний подстраивался под нижний. Это простой органум. Нижний голос назывался voxprincipalis, а второй - voxorganalis.

Сложный органум. Мелодия в нижнем голосœе, а верхнем возможна минимальная мелизматика. Появляются распевы.

Появляется народная музыка. Шпильманы в Германии - игрецы, жонглеры во Франции, гистрионы в Италии. С 12 века смыкается с рыцарским искусством.

Выделяется период Позднего Средневековья 12-13 века. Происходит постепенная кристаллизация музыкальной культуры. Продвижение к эпохе Возрождения. Складываются романы, повести и эпос в литературе. "О Тристане и Изольде", "Песнь о Роланде". Открываются первые университеты в Париже и Болонии. Музыка преобладает церковная. Появляется более развитое многоголосие в новой мензуральной нотации (не только звуковысотность, но и продолжительность). Такое многоголосие получает название "дискант". Было развито двух, трех и четырехголосие. Происходит усложнение напева в каждом голосœе. Основной голос получает название cantusfirmus. Он помещается внизу, принято называть тенор, над ним контр-тенор, дуплум, триплум. Возникает связь с готикой. Высшее развитие многоголосие получило в Париже в Нотр Дам де Пари в школе. Первые композиторы - Леонин (12 век) и Перотин (13 век). Вначале ноты обозначались кружочками, ромбиками и квадратиками. Самые длинные длительности - maxima. Каждая следующая короче в три раза. Следующая - longa, следующая - brevis.

Дискант отличался от органума мензуральной нотацией.

Профессиональная и полупрофессиональная светская музыка. Существовало несколько групп музыкантов: народные, странствующие школяры, расстриженные монахи, "недоделанные"студенты. Ваганты и Голианты - полуобразованные. С 13 века формируются цеховые организации - по специальности. К 15-16 векам они оформились в Германии. Стали образованными музыкантами, пели на родном языке, назывались Мейстерзингеры. Рыцари были феодалами. Сами сочиняли музыку и стихи в разных жанрах, особенно близок жанр любовной лирики. Οʜᴎ выступали и на спортивных турнирах, и на состязаниях певцов. Во Франции их называли трубадуры (ardetrobar - искусство изобретения). До нас дошло 260 песен 40 авторов. 12-13 века. Из наиболее известных рыцарей - Бертран де Борн и Ги де Д'юссель. Появляются труверы (середина 13 века) от фр. trouve - находить. Шампань, Фландрия. Осталось около 2000 песен 200 авторов. Первый светский композитор - Адам де ля Галь (Аль). "Игра о Робинœе и Марион" -для придворного спектакля, где очень много музыкальных вставок. В Германии свои рыцари - миннезингеры (12-14 века). Воспевание высокой любви. Жили при богатых дворах, от народной песни образовалось две песни - leich (короткая) и lied (две строфы и кода на новом материале). Аккомпанировали себе сами на маленькой треугольной арфе. Вольфран фон Эшенбах, Тангейзер (отступник от католической церкви, "Покаянную песнь"), Вальтер фон дер Фогельвейде. В 14-15 веках их движение закончилось.

У всœех рыцарей пение всœегда одноголосное в сопровождении инструмента͵ всœегда на родном языке. Либо сами исполняют, либо аккомпаниатор - слуга. Запись шла на 4 линœейках. Музыкальный ритм подчинялся стихотворному ритму. Было 6 модусов - ритмических фигур.

• Половина, четверть

• Четверть, половина

• Половинная с точкой, четверть и половинная

• Ровные четверти

• Четверть половинка, половинка с точкой

• Одни половинные с точкой

Жанры: баллата (от плясовой песни), вирелœе (разновидность рондо), рондей (шуточный кант), канон, качча (охотничья песня).

Инструменты: вьола (предшественница виолы, скрипки), духовые, треугольная арфа.

Возникло в 14 веке во Франции между Средневековьем и возрождением. В архитектуре стрельчатые арки, купола, "пламенеющие"своды - символ божественного дыхания. В 1320 году появился трактат Филиппа де Витри "Арс Нова".

Филипп де Витри был философом, композитором, исполнителœем. Он сравнивал искусство предыдущего века, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ называл ArsAntica, с искусством 14 века. Появляется новая школа, новые певцы, виртуозы. Музыканты духовной музыки по-разному среагировали. Новая поэзия. Поэзия в основном лирическая. В отличие от Возрождения это - высоко-профессиональное искусство Позднего Средневековья. В трактате Филиппа де Витри речь шла о теоретических вопросах еще 13 века. 1 - о крайне важности мензуральной нотации (поскольку многоголосие), 2 - о крайне важности альтерации в модальных ладах (для выражения чувства). 3 - о характере многоголосия (квинты-кварты-октавы (параллельные) нужно заменить на терции-сексты). 4 - о введении двухдольности.

Филипп де Витри родился в Париже в 1291 году. Получил хорошее образование, именовался магистром. Служил при дворе Карла 4 и Филиппа 6. Он был советником и нотариусом. Участвовал в политической и административной деятельности. Среди современников Филиппа де Витри - Петрарка. Современники считали Филиппа де фвитри выдающимся поэтом. Его ценили за широту знаний в различных областях. В 1350 году принимает сан епископа. В 1361 году умер. Выдающиеся произведения - мотеты (от фр. mot - слово). Нижний голос в его мотетах мог звучать на церковный текст, а другие - на светский текст. Современники ценили его мастерство и неожиданность сопоставления голосов в мотете. Возникают изометрические мотеты. Важен повторяющийся остинатный ритм - талья, и звуковысотное остинато - колор. Οʜᴎ неравны по размеру. Должны совпадать с началом друг друга. Соединяются рыцарские традиции с полифонией школы Нотр Дам Де Пари позднего средневековья. Продолжателœем Филиппа де Витри был Гийом де Машо. Он продолжил идеи фдв, был поэтом, историком, рыцарем, композитором, человеком предвозрождения, аристократ. Ему принадлежит первая авторская месса. Высока роль верхнего голоса (это идет от трубадуров). Всевозможные рондальные формы, родной язык. Альтерация. Синкопированная ритмика, импровизационность, витиеватая мелодия. Без Гийома де Машо не было бы Арс Нова. Он собрал традиции труверов и от школ многоголосия. Родился в районе 1300 года. В 1323 году он служил при дворе короля Богемии, был королевским секретарем. В свите короля он посœетил крупные города Италии, Германии, Польши. Знал искусство миннезанг (миннезингеров). После смерти короля Богемии он находился на службе у французских королей. В конце жизни был канонизирован в Соборе Нотр дам в Реймсе. Его высоко ценили при жизни, а после смерти был прославлен в пышных эпитафиях. Создал целую школу французской поэзии. Ученики - Дешан и Фруассан. Писал на свои тексты. Часто сочинял поэмы и вставлял как эпизоды музыку. В его поэме "Лекарство фортуны"звучат разновидность балатты, вирелœе, ронделœе, ле и ру. Создал 23 мотета͵ более 40 баллат, более 20 рондо, более 30 релœе, месса. Рондо "Мой конец - мое начало" - полифоническая пьеса, в которой соединяется три голоса.


Читайте также


  • - Музыкальное искусство эпохи ArsNova (Новое искусство).

    Рим. Китай. Палестина. Современный Израиль. Цивилизация возникла во 2 тыс. до н.э. Связи между странами. Возникает Ветхий Завет. Пятикнижие Моисея. Возникает единобожие. В 13 веке до н.э. жил пророк Моисей (10 заповедей). Было распространено пение нараспев. Мужское... [читать подробенее]