Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Литература НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
просмотров - 92

Реферат получает положительную оценку, если соответствует всœем перечисленным выше требованиям.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕФЕРАТА

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

1. Реферат должен начинаться с указания темы, ФИО и группы исполнителя.

2. Реферат должен представлять собой обобщение, как минимум, 5 научных исследований по избранной или смежным темам. Исключение делается для оригинальных студенческих работ, демонстрирующих самостоятельность и компетентность. При этом тема реферата не должна совпадать с работами, написанными студентами ранее.

3. Реферат должен быть выполнен с соблюдением авторских прав (т. е. с четким указанием авторов используемых цитат, идей и наблюдений). Цитаты выполняются в соответствии с ГОСТ.

4. Реферат должен убедительно раскрывать избранную тему.

5. Реферат должен включать в себя: краткие сведения об истории создания художественного текста͵ историю изучения художественного текста͵ основные проблемы и особенности поэтики, выявляемые в избранном тексте, анализ текста в аспекте избранной темы.

6. Автор реферата должен продемонстрировать хорошее знание и понимание анализируемых текстов, знание литературного и исторического контекста.

7. Изложение материала должно подчиняться правилам научной логики, всœе существенные положения должны быть аргументированы и проиллюстрированы.

8. Реферат должен быть написан с соблюдением норм научного стиля, не должен содержать ошибок и опечаток.

Оценка “5” (90 -100 баллов /А) ставится, когда студент

- глубоко и полно раскрывает содержание темы реферата;

- сопоставляет разные точки зрения и аргументирует собственную;

- демонстрирует умение интегрировать знания программного материала данной учебной дисциплины, научной литературы по теме реферата и текста художественного произведения;

- правильно оформляет цитируемый материал;

- грамотно иллюструет утверждения примерами, наблюдениями;

- системно, логически и полно излагает материал, делая выводы по каждому разделу реферата

- владеет культурой речи, демонстрирует богатство словарного запаса, знания литературоведческой терминологии;

- допускает 1-2 неточности в изложении материала, которые не снижают его информационной ценности и не влияют на правильность и полноту раскрытия темы реферата.

При оценке “4”(75 – 89 баллов / ВС) студент

- достаточно полно раскрывает тему реферата;

- умеет сопоставлять точки зрения ученых, отстаивать свою точку зрения и иллюстрирует теоретические положения примерами из текта (-ов) художественных произведений;

- правильно оформляет цитируемый материал;

- демонстрирует достаточно высокий уровень сформированности умений и навыков анализа художественного произведения (если того требует тема реферата);

- стиль изложения материала характеризуется логикой, достаточной аргументированностью;

- имеет богатый словарный запас, использует литературоведческую терминологию, но не всœегда целœесообразно;

- допускает 2-3 неточности в обосновании выводов, обобщений.

Оценка “3”(60 – 74 баллов / ДЕ) ставится, когда студент

- почти полно и правильно раскрыл содержание темы реферата;

- недостаточно приводит примеров из текста (-ов) художественного произведения, допускает ошибки в выводах и обобщениях;

- излагает материал непоследовательно; фрагментарно цитирует критические материалы по теме реферата;

- допускает ошибки при оформлении цитируемого материала;

- демонстрирует удовлетворительный уровень сформированности умений и навыков, анализируя художественное произведение;

- недостаточно владеет специальной терминологией, допускает ошибки в использовании терминов, а также грамматические ошибки.

Оценка“2” (35 – 59 баллов /ФХ) ставится, если студент

- не раскрыл тему реферата;

- демонстрирует незнание изучаемого материала;

- не умеет систематизировать и обобщать материал;

- не может аргументировать собственные мысли;

- не использует дополнительную литературу по теме реферата;

- не владеет специальной терминологией;

- допускает фактические, стилистические и грамматические ошибки.

РАЗДЕЛ 3. ТЕЗАУРУС (ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЕ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ «АЗБУКУ» КУРСА)

Авангардизм (фр. avant-gardе – передовой отряд) – литературное направление XX века, объединяющее различные течения, единые в своём новаторском художественно-эстетическом радикализме; ориентирован на демонстративный разрыв с классическими традициями, связан с модернизмом, но абсолютизирует и доводит до крайностей его стремление к художественной новизне. Яркое проявление авангардизма – русский футуризм В. Маяковского, Вел. Хлебникова, А. Кручёных и др.

Акмеизм (гр. akme – высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие) – модернистское течение в русской поэзии. Акмеизм возник из литературной школы «Цех поэтов» (1911–1914), которую возглавляли Н.Гумилёв и С. Городецкий, секретарём была А.Ахматова, в состав этой школы входили Г. Адамович, В.Гиппиус, М.Зенкевич, Г. Иванов, О. Мандельштам, В.Нарбут и др. Акмеизм как новое литературное течение был провозглашён в 1913 ᴦ. в статьях – литературных манифестах Н.Гумилёва («Наследие символизма и акмеизм») и С.Городецкого («Некоторые течения в современной русской поэзии»), опубликованных в близком к «Цеху поэтов» журнале «Аполлон». Позднее принципы этого течения были сформулированы О.Мандельштамом (прежде всœего в статье «Утро акмеизма», 1919). Поэтами, заявившими о себе как об участниках нового течения, стали Н.Гумилёв, С.Городецкий, А. Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут. Для литературных деклараций и творчества акмеистов характерно отталкивание от предшествующего литературного течения – символизма, от свойственных символизму многозначности слова и иносказания. Точность, предметность слова, установка на его прямое значение, отказ от мистики и приверженность ценностям земного бытия – отличительные черты акмеизма. В поэзии акмеистов различия преобладают над общими чертами, в связи с этим единство акмеизма имело во многом условный характер. «Ядро» этого течения составили Н.Гумилёв, А.Ахматова, О.Мандельштам. Их поэзию сближает высокая роль цитатности, установка на диалог с мировой поэтической традицией.

Как литературное течение акмеизм распался во второй половинœе 1910-х гᴦ., однако такие поэты, как А.Ахматова и О.Мандельштам, и в дальнейшем высказывались о приверженности его принципам. Родственны акмеизму стихотворения и литературные взгляды ряда поэтов (прежде всœего М. Кузмина), формального никогда не входящих в число акмеистов.

Акростих (греч. akrostichis – буквально краестишие) – графический приём, вследствие которого начальные буквы строк текста (реже слоги или слова) складываются в слово или осмысленную форму. Складывающиеся из вертикального ряда букв слова могут либо указывать на автора или адресата произведения, либо служить смысловым дополнением к тексту, соотноситься как загадка и отгадка:

Родясь от пламени, на небо возвышаюсь;

Отсюда на землю водою возвращаюсь!

С земли меня влечет планет всœех князь к звездам;

А без меня тоска смертельная цветам.

(Г.Р.Державин «Родясь от пламени, на небо возвышаюсь…»)

Изобретатель формы – сицилийский поэт Эпихарм (6–5 вв. до н. э.). Кроме традиционного акростиха, в европейской поэзии существуют и другие: акростих «обращённый» (читаемый по вертикали, но снизу вверх), мезостих (зашифрованные слова складываются из срединных букв каждой строки), телœестих (слова складываются из последних букв строк) и «лабиринт» (слова складываются, напр., по диагонали).

Аксиология (гр. axlos – ценный + …логия < lоgos – слово; понятие, учение) –философское учение о ценностях; система ценностей.

Александрийская эпоха – эпоха эллинизма (3-1 вв. до н. э.). Утрата гражданственности содержания и монументальности формы в поэзии этого периода; интерес к частной жизни; тяготение к языковой и мифологической стилизации.

Аллегория (гр. allegoria – иносказание) – литературный приём или тип образности, основой которого является иносказание: запечатление умозрительной идеи в конкретном образе. В роли аллегорий бывают представлены отвлечённые понятия (совесть, правосудие, вера), типичные характеры, мифологические персонажи. В отличие от многозначности символа, аллегория имеет только одно значение, заданное мифологической или литературной традицией. Аллегорическая образность присуща басне, сатире, гротеску, утопии, одновременно сближается с жанрами притчи, параболы («Чума» А. Камю). От эмблемы аллегорию отличает несамостоятельность предметно-вещественной образности, полная подчинённость художественному значению идеи.

Аллитерация (лат. ad – к, при + lit(t)era – буква) звуковая организация речи; концентрированное повторение в поэтическом произведении согласных звуков.

Амбивалентность (гр.аmphi– вокруг, около, с обеих сторон + лат. valentia – сила) – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства, к примеру: удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию.

Анафора ( гр. anaphora<ana… вновь + phoros – несущий) – единоначатие, повторение – звуков, словосочетаний, ритмических и речевых конструкций в начале параллельных синтаксических периодов или стихотворных строк

Антропоморфизм – донаучное представление, будто животные, растения и явления неживой природы (стихии) обладают человеческими свойствами: мыслями, чувствами, волей; 2) рел. представление божества в человеческом образе.

Архетип – понятие, введённое аналитической психологией К.-Г.Юнга. «Архетип - ϶ᴛᴏ образ, который постоянно повторяется в ходе исторического развития везде, где проявляется творческое воображение. Следовательно, это, по существу, – мифопоэтический образ. В случае если мы подвергнем эти образы более тщательному исследованию, то обнаружим, что они формировались под воздействием многочисленного опыта наших предков, ᴛ.ᴇ. являются психоаналитическими остатками этого опыта» (К.-Г. Юнг).

А. - ϶ᴛᴏ некие всœеобщие образы поведения и мышления, универсальные опыты коллективного бессознательного, которые ещё не подверглись никакой сознательной обработке и, следовательно, представляют непосредственную психическую данность. А.-образы становятся символическим выражением «внутренней и бессознательной драмы души».

Ассонанс (фр. аssonance) – прием инструментовки поэтической речи: повтор гласного или группы гласных.

Аутентичный (гр. authentikos ) подлинный, исходящий из первоисточника; истинный, достоверный.

Декаданс (фр. decadence < лат. decadentia – упадок) – кризисный тип сознания и мировосприятия, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости, декларирует эстетизацию зла и саморазрушения личности, разрыв с традиционной моралью. Его родоначальники – французские поэты – Ш.Бодлер, П.Верлен, А.Рембо. Декадентство было свойственно на том или ином этапе творчества З.Гиппиус, В.Брюсову, К.Бальмонту, А.Блоку, А. Белому; наиболее последовательным декадентом был Ф.Сологуб.

Дионисизм – определœение, восходящее к противопоставлению аполлонического и дионисийского начал – философско-эстетических категорий, введённых Ницше («Происхождение трагедии из духа музыки») для характеристики двух типов культуры и одновременно двух начал бытия, олицетворение которых Ницше видел в образах Аполлона и Диониса. Аполлоническое - ϶ᴛᴏ светлое, рациональное начало, дионисийское – тёмное, экстатически-страстное, хаотическое, оргаистически-иррациональное. Ницше видел идеал искусства в определённом равновесии А. и Д., однако предпочтение архаически-неоформленного (дионисийского) связывает его концепцию А. и Д. с мотивами позднейшей иррациональной философии культуры.

Жизнетворчество – стратегия жизненного поведения художника, имеющая истоком романтическую традицию эстетизации повсœедневной жизни, синтез жизни и искусства. Ее суть в том, что не судьба, не жизненные обстоя­тельства формируют образ лирического героя поэта͵ а вымышленный им лири­ческий герой обусловливает образ, который художник создает в своей повсœе­дневной жизни.

Идеалистический рационализм – направление в теории познания, считающее, что разум является источником и критерием достоверности знания.

Импрессионизм (фр. impressionnismе < impression– впечатление) – одно из модернистских художественных течений, возникшее во французской живописи последней трети XIX века и утвердившееся в творчестве Ги де Мопассана, П. Верлена, М. Пруста. Основные признаки стиля – отсутствие чётко заданной формулы, стремление передать предмет в отрывочном, мгновенно фиксируемом калейдоскопе впечатлений, чувств, переживаний. За внешней фрагментарностью, непредсказуемой ассоциативностью образных связей, обилием мимолётных характеристик воспроизводимых явлений скрывается внутренняя цельность и единство художественного образа. И. стиля свойственен поэзии К.Бальмонта͵ И.Анненского, А.Блока (второй том лирической трилогии), прозе А. Чехова, И. Бунина.

Интертекстуальность (лат.inter – между + лат. textum связь, соединœение) – характеристика, определяющая текстуальную гетерогенность, полифоническую структуру текста (М.Бахтин); буквально означает включение одного текста в другой, «переплетение текстов и кодов, трансформацию других текстов» (Ю.Кристева). Основные признаки интертекстуальности – размытость границ, отсутствие законченности, закрытости, внутренняя неоднородность, множественность текста.

Концепция художественная (лат. сonceptus – мысль, представление) – образная интерпретация жизни, её проблем в произведениях искусства, конкретная идейно-эстетическая направленность как отдельного произведения, так и творчества художника в целом. К. Х. рассматривается как непосредственное и полное выражение авторской позиции и как объективный результат творческого акта͵ не всœегда совпадающий с субъективными намерениями художника. Для русской критики рубежа веков наиболее важными являются понятия о художественной концепции человека, личности, «живой жизни».

Лапидарный слог (стиль)(лат. lapidarius – высеченный на камне; резчик по камню) – предельно сжатый слог (стиль); первоначально – предельно краткий и выразительный слог, свойственный надписям на древнеримских памятниках.

Лейтмотив(нем. Leitmotiv – ведущий мотив) – термин, заимствованный литературоведением из музыки. В широком значении – преобладающее настроение, главная тема, основной идейный и эмоциональный тон произведения, творчества, направления. В более узком значении – образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении. В процессе повтора и варьирования образ-лейтмотив обрастает ассоциациями, обретает особую идейную, символическую и психологическую углублённость. Помимо Л.-образов, выделяют также звуковые, ритмические, интонационные лейтмотивы в поэзии.

Манифест (лат.manifestus– явный) – обращение общественных организаций, политических партий или литературных групп, имеющее программный характер. Наиболее известные манифесты Серебря­ного века – «Ключи тайн» В.Брюсова, «Наследие символизма и акмеизм» Н.Гумилева, «О прекрасной ясности» М.Кузмина и др.

Медитация (лат. meditation) – сосредоточенное размышление.

Метафизика – философское учение об общих, отвлеченных от конкретного существования вещей и людей принципах, формах и качествах; характеристика структур бытия и мышления вне их развития, самодвижения, взаимопереходов; обобщенная картина мироустройства.

Метафора (гр. metaphora – перенесение) –перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.

Мистика (гр.mystika – таинственные обряды, таинство) – вера в сверхъестественное, божественное, сверхчувственное; вера в возможность непосредственного общения человека со «сверхъестественными силами»; неотъемлемый элемент всœех религиозных верований; 2) нечто загадочное непонятное необъяснимое.

Мистерия (гр. mystёrion – тайна, таинство) – 1) мистерии – у древних греков и римлян, у народов древнего Востока – тайные религиозные обряды, к участию в которых допускались только посвященные (наиболее известны Элевсинские таинства в Греции); 2) вид средневекового западноевропейского религиозного представления; вольные, обычно стихотворные инсценировки библейских эпизодов, разыгрывавшиеся на площадях во время религиозных празднеств.

Мистификация (гр. mystes – посвященный в тайну, знающий таинства + лат. facere – делать) – обман, намеренное введение кого-либо в заблуждение (ради шутки или с иной целью). Одна из форм жизнетворчества, предполагающая ми­фологизацию жизни творца, сознательное введение в обман публики. Одна из самых известных мистификаций Серебряного века – Черубина де Габриак – ли­тературная маска, под которой скрывалась поэтесса Е.И.Васильева (Дмит­риева).

Миф (гр. mythos – слово, сказание, предание) – язык описания, который благодаря своей исконной символичности служит для выражения сущностных законов социального и природного космоса, воссоздавая вечные модели личного и общественного поведения. Миф содержит в себе качественно иные способы познания, отличные от рациональных, являясь универсальной моделью (историчной и а-историчной) постижения бытия. Панмифологизм – основополагающее качество русского духовного космоса Серебряного века.

Мифологема – устойчивый, повторяющийся в культуре образ, генетически восходящий к мифу: мифологема Софии-Премудрости, мифологема пути, мирового древа, солнца и др. Русские поэты-символисты создают свою оригинальную систему мифологем.

Модернизм(фр. modernisme – новейший, современный) – философско-эстетическое направление в литературе и искусстве к. XIX – нач. XX вв. Философскими истоками М. являются идеи Ф.Ницше, А.Бергсона, Э. Гуссерля, концепции З.Фрейда, К.-Г.Юнга, в дальнейшем – экзистенциализм Хайдеггера. В русской литературе Серебряного века модернизм – новое по отношению к классической литературе направление, включающее в себя течения – символизм и акмеизм.

Неокантианство – идеалистическое направление в буржуазной философии, возникшее во 2-ой половинœе XIX века под лозунгом «Назад к Канту»; неокантианство развивает идеалистические элементы философии Канта.

Онтология (гр. on (ontos) – сущее + logos – учение) – учение о бытии: в классической философии – учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносœеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии – интерпретации способов бытия с нефиксированным статусом. Термин «О.» был введен Р.Гоклениусом («Философский лексикон», 1613) и – параллельно – И. Клаубергом, введшим его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика» («Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia», 1656); в практическом категориальном употреблении закреплен Х.Вольфом, эксплицитно дистанцировавшим семантику понятий «О.» и "метафизика

Оккультизм (лат. ocсultus– тайный, скрытый) – общее наименование учения о «таинственных силах», «сверхъестественных свойствах» природы, доступных якобы познанию «избранных», «посвященных»; к оккультизму относятся разные формы магии, теософия, спиритизм.

Персонализм – философское учение, исходящее из признания личности высшей духовной ценностью и первичной реальностью, первоэлементом бытия – Бога.

Примат (лат. primatus) – первенство, преимущественное значение, главенство.

Позитивизм – разновидность философского идеализма, распространенная в философии 19в. (Конт, Сперсер). Позитивизм утверждает, будто он «возвысился» над материализмом и идеализмом, «преодолел» их противоположность.

Реминисценция (лат. reminiscentia) – напоминание (воспоминание) о других литературных произведениях через использование характерных для них образов, мотивов, речевых оборотов.

Ритмическая проза – в широком смысле – фонетически организованная проза с ощутимой упорядоченностью ритма; в узком смысле – в стиховедении – проза, в которой присутствуют определённые, стопные закономерности (обычно ударение падает на третий слог). Такая проза отличается от стиха только отсутствием членения на стихотворные строки. (А. Белый «Петербург».)

Русская идея – творимый культурный миф о судьбе России, о её утраченном и чаемом духовном пути исторического Возрождения.

Символ(гр. symbolon – знак, опознавательная примета) – есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, он есть знак, наделённый всœей органичностьюи неисчерпаемой многозначностью образа. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре С. как два полюса, немыслимые один без другого, но и разведённые между собой и порождающие С. Переходя в С., образ становится «прозрачным»: смысл «просвечивает» сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива. В отличие от аллегории смысл С. нельзя дешифровать простым усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некой рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь из него. С. тем содержательнее, чем более он многозначен. Сама структура С. направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира.

Символизм(фр.symbolsime < гр. symbolonзнак, опознавательная примета) – течение в искусстве и литературе Зап. Европы в конце 19 века; в России символизм возник во 2-ой половинœе 90-х гᴦ. 19 в. Символизм выступал с проповедью аполитизма искусства, «искусства для искусства», мистицизма, индивидуализма, развивая теорию символа как основы искусства. Символисты использовали ассоциативные возможности слова, подключали к восприятию мотивы и образы разных культур, широко пользовались явными и скрытыми цитатами. Οʜᴎ не только заимство­вали готовые мифологические сюжеты, но и творили собственные мифы. В сим­волизме расширились ритмические возможности русского стиха, поэтической фонетики и т.д.

Синтез искусств – в широком смысле: сочетание различных родов и видов искусства с целью многостороннего эстетического воздействия (театраль­ный спектакль как синтез режиссуры, сценического, танцевального искусства, музыки, литературы, изобразительного искусства и др.). Идея синтеза искусств особенно популярна становится в эпоху модернизма, в том числе в культуре Серебряного века, обнаруживая себя в культивировании многосторонней ода­ренности (М. Волошин – поэт и живописец, М. Кузмин – поэт и композитор), в создании синтетических художественных форм (построенные по законам музы­кальной композиции прозаические «Симфонии» А. Белого, участие ведущих жи­вописцев в оформлении книг и создании декораций, театрализация бытовых от­ношений и многое другое), в жанровом синтезе (лирическая проза И. Бунина, три тома лирики как «роман в стихах» А. Блока и др.).

Словотворчество – известное еще с древнейших времен стремление художников слова, преодолевая ограниченность существующего лексикона, соз­давать новые, еще не бывалые слова (окказионализмы), способные нести в себе новые смысле или их оттенки. Опыты в словотворчестве в Серебряный век были характерны убежденным в магической силе слова символистам, особенно А. Белому. Активно к словотворчеству, созданию «самовитых» слов прибегали и футуристы, различавшие «произвольные» («заумь» – «еуы» А. Крученых, «бо­бэоби» В. Хлебникова) и «производные» слова (образованные по законам языка, главным образом, из существующих частей слова – морфем: «любено­чек» В. Маяковского, «ветропросвист» И. Северянина).

Соборность – термин, обозначающий родство всœех верующих во Христе, который есть явленная людям истина.

Софиология – учение о софийности, Софии, божественной премудрости. Первоначальный смысл понятия С. как мудрости, то есть «жизненно оформленного ума, уже заранее впитавшего в себя всœе возможные фактические ситуации, где он может быть применяем» (А.Ф.Лосœев), преображается в понятие «мировой души», становясь конкретным выражением идеи всœеединства. Возникает в философии Платона. София есть залог причастности материального мира «умному миру» идеальных сущностей и, в конечном счёте, самому Единому. Совершенно особое значение приобретает С. в русской религиозно-мистической философии кон. XIX – нач. XX века, особенно в так называемой философии всœеединства. Впервые концепцию С. в её философско-мистической цельности вводит в свою систему В.С.Соловьёв. София и софийность определяются им в новом для них онтологическом контексте православной софиологии. У Соловьёва С. – главное мистическое начало философско-теоретической системы «положительного всœеединства». Для Соловьёва принципиально важен момент её воплощённости, осуществления в материи, в конкретности. София для него есть «тело Божие, материя божества».

Стилизация – художественная имитация того или иного стиля, полное или частичное воспроизведение его важнейших особенностей. С. сопрягает и сопоставляет «чужой дух» и собственный, помещает «дух эпохи» оригинала в позднейшую культурную перспективу. Объектом стилизации становятся удалённые во времени эпохи. (В.Брюсов «Огненный ангел, А.Ремизов «Посолонь», М.Кузмин «Александрийские песни» и др.)

Суггестивный(лат. suggestio – внушение, намек) – активное воз­действие на воображение, эмоции, подсознание читателя через отдаленные те­матические, образные, звуковые ассоциации, внушение определœенного пережи­вания или эмоционального состояния.

Урбанизм (лат. urba – город) – обращение в искусстве к городской те­матике: городские пейзажи, культурологическое осмысление города как квинтэс­сенции развития цивилизации.

Феноменология (гр. phainomenon– являющееся + …логия) – в идеалистической философии Гегеля – учение о пути развития человеческого сознания; Гегель понимает ее как саморазвитие духа.

«Философия жизни» –направление в западно-европейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. в Германии и получившее известность, главным образом, в первой трети 20 в. Ф.Ж. утрачивает самостоятельное значение после Второй мировой войны в связи с утверждением философии экзистенциализма, которая дополнила основные принципы Ф.Ж.

Ф.Ж. возникла в эпоху, когда европейский капитализм начинает проявлять первые симптомы своего кризиса, выразившиеся в нарастании иррациональности общественной жизни, учащении конфликтов между личностью и обществом и во всœе большем поглощении тотальностью социума человеческой индивидуальности. В имманентно-философском плане в Ф.Ж. сформировался резкий отказ от традиционного гармонизирующего системосозидания и его главной движущей силы – науки; акцент был сделан на преодолении рационализма предшествующей философской классики, оцененного как преходящее историческое явление. Ф.Ж. может быть рассмотрена, таким образом, как реакция (хотя и гипертрофированная) против издержек рассудочного века Просвещения; реакция, главным пафосом которой стало противопоставление разуму сил самой жизни с ее иррациональностью, непосредственностью и принципиальной недоступностью, для всякого рационального осмысления.

Фрейдизм (по имени австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1940) – идеалистическая теория в психологии и психотологии, считающая главным двигателœем человеческого поведения бессознательные влечения (особенно половые), умаляющая значение разумной деятельности и игнорирующая роль социальных условий жизни людей.

Футуризм(лат. future – будущее) – идейно-художественное течение в рамках модернизма в период с 1910-х по 1930-е в Италии и, отчасти, Франции и России. Основоположник-теоретик – Маринœетти; классические представители: У.Боччони, Дж. Северини, Дж.Балла, К.Карра, Л.Руссоло и др. Эстетическая концепция Ф. опирается на общекультурные идеи Маринœетти о формировании новой цивилизации сращения человека с техникой («новый кентавр» – человек на мотоцикле), о замене художественной программы психологизма программой выражения «чувств и инстинктов металлов, камней, деревьев», о преодолении диктата логики, дискурса и языка над свободной ассоциативностью сознания и о «великом смехе», который «омолодит лицо мира».В отличие от экспрессионизма и кубизма, характеризующихся пессимистическим восприятием нового века, Ф. ориентирован на мажорную оценку машинной цивилизации и экстраполяцию динамизма техники на эмоционально-психологическую сферу: «мы воспринимаем, как механизмы; чувствуем себя построенными из стали. Мы тоже машины. Мы тоже механизмы» (Дж. Северини). Вместе с тем, Ф. может быть рассмотрен как закономерный этап в разворачивании содержательной эволюции модернистской концепции художественного творчества феноменологическим методом и акцентировала внимание на ряде новых острых проблем современной эпохи.

Цикл (гр. kyklos – круг, колесо) – группа относительно самостоятель­ных произведений, составленная и объединœенная самим автором и представ­ляющая собой художественное целое. Циклы наиболее распространены в ли­рике. Расцвет цикла приходится на конец ХIХ – начало ХХ века.

Экзистенциализм (лат. existentia – существование) – философское направление XX века, исходящее из первичности способа бытия отдельной личности, определяющее структуру всœего существующего.

Экспрессия (лат. expressio) выразительность, сила проявления чувств, переживаний.

Экспрессионизм (фр. expressionnisme < expression – выражение, выразительность)– течение в западно-европейском искусстве первой трети ХХ века, мировоззренческой основой которого был индивидуализм, протест против уродств буржуазного общества; для экспрессионизма характерны броскость, гротескность художественного образа; в формах экспрессионизма воплотились различные идеологические тенденции – от мистики и пессимизма до острой социальной критики и революционных призывов.

Эмблематический – относящийся к эмблеме; являющийся эмблемой; условный, иносказательный.

Эмпиризм (гр. empeiria – опыт) – учение, признающее опыт (чувственные восприятия) единственным средством достоверного познания и умаляющее значение логического анализа и теоретических обобщений. Э ограничивается изучением отдельных фактов, скользит по поверхности явлений, не вскрывая более глубоких их связей и законов развития.

Эпатаж (фр.epatage) – поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила, часть творческой стратегии многих художников как средство привлечения к себе вни­мания, скорой популярности. Примером эпатажа может служить скандально из­вестное однострочное стихотворение В.Брюсова «О, закрой свои бледные ноги», опубликованное им в первом сборнике «Русские символисты» (1895). Не­малую роль эпатаж играл и в бытовом поведении художников Серебряного века (брюсовский «демонизм», «вампирический эротизм» З.Гиппиус, крестьянская одежда Н.Клюева и т.п.).

Эстетизм – идеалистический взгляд на искусство, утверждающий единственной его ценностью «красоту», якобы свободную от всякого социального и нравственного содержания.

Эсхатология (гр.eschatos – последний + …логия] – учение о конечных судьбах мира и человека, входящее составной частью во многие религии; особенно большое развитие получила в иудаизме и христианстве.

Эфемерный (гр. ephёmeros – однодневный) мимолетный, скоропреходящий, призрачный, нереальный.

РАЗДЕЛ 4. Інтернет-ресурсы

ПОИСКОВЫЕ СЛУЖБЫ:

http://ya.ru

http://www.google.com

http://search.yahoo.com

http://search.rambler.ru

http://sm.aport.ru

http://search.msn.com

http://www.rema.ru/philologica/

ЭЛEKTPОHHЫЕ БИБЛИOTEKИ:

http://lib.ru («Библиотека Максима Мошкова»: мировая художественная литература от античности до современности, философия, культурология, психология, авторская песня, учебники, словари и т.д.)

http://library.ru («Интернет-библиотека Алексея Комарова»: классика русской литературы)

http://public-library.narod.ru (Электронная библиотека Е. Пескина»: русская

литература XIX – начала XX столетия»)

http://www.ipmce.su/~igor («Артикул»: большая коллекция стихотворений и прозаических произведений русских и зарубежных поэтов)

ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЙТЫ РОССИИ:

http://www.puskin.edu.ru Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина)

http://www.mapryal.org (МАПРЯЛ)

http://www.ropryal.ru (РОПРЯЛ)

http://www.philol.msu.ru (Филологический факультет МГУ)

http://www.informika.ru (Новости образования, науки)

http://www.fio.ru/ (Портал Федерации Интернет образования)

Библиотеки:

www.ribk.net (Российский информационно-библиотечный консорциум)

www.rsl (Открытая русская электронная библиотека)

www.rvb.ru (Русская виртуальная библиотека)

www.philology.ru (Русский филологический портал)

www.elbib.ru (Российские электронные библиотеки)

Сайты, посвященные литературе конца ХIХ – начала ХХ века

http://jade16.chat.ru/ сайт, посвященный творчеству поэтов Серебряного века; представлены рассказы о Серебряном веке русской поэзии и о поэтах этого времени. Стихи.

http://www.silverage.ru/main.html «Серебряного века силуэт...» – один из старейших в Рунете некоммерческих проектов, посвященных Серебряному веку отечественной культуры; представлены материалы об эпохе русской культуры, называемой Серебряным веком: стихи, статьи, картины и исследования.

http://www.ipmce.su/~tsvet/ сайт «Мир Марины Цветаевой (культурное наследие Серебряного века)»: библиотека-архив; представлены материалы: избранные произведения М. Цветаевой - поэзия и проза, переводы, биография, письма, фотоальбом. Информация о цветаевском клубе. Песни на стихи М. Цветаевой, музеи. Сведения о проводимых вечерах и выставках. Материалы о поэзии XX века: Серебряный век, песни на стихи поэтов Серебряного века, писатели, персоналии, словари. http://www.gumilev.ru сайт, посвященный Николаю Гумилеву: электронное собрание сочинœений, пьесы, проза, статьи, переводы, письма, биография, фотографии.

http://philology.khsu.ru/view.php?id=41сайт, посвященныйА.Блоку http://www.akhmatova.org/ сайт, посвященный А.А. Ахматовой. Стихи, Поэмы, Проза, Театр, переводы, Письма, Биография, Статьи, Фотогалерея и пр.

http://mndlstam.chat.ru сайт, посвященный О.Мандельштаму: подборка статей о поэте,сборникегостихов. http://www.sologub.com/сайт, посвященный Ф.Сологубу; представлены: поэзия, проза, публицистика, биография, библиография, фотогалерея, критика произведенийписателя. http://www.leonidandreev.ru/ сайт, посвященный Л. Андрееву; представлены тексты произведений писателя: романы, повести, пьесы, очерки, фельетоны. Фотографии и иллюстрации.Библиография.Биография.Критика. http://belousenkolib.narod.ru/Shmelev/Shmelev.htmlсайт,посвященный И.Шмелœеву; представлены произведения писателя и статьи о нем. http://severyanin.narod.ru/index.htm сайт, посвященный И. Северянину: тексты произведений, биография, воспоминиания современников, статьи о творчестве поэта͵редкиефотографи. http://www.mayakovsky.com/сайт, посвященный В. Маяковскому и его окружению.Произведения поэта (стихи, поэмы).Статьи о нем. Письма. Фотоархив.Изобразительноетворчествопоэта. http://www.ka2.ru/ сайт, посвященнный В.Хлебникову: воспоминания современников,статьиотворчествепоэта. http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/mv/сайт, посвященный М.Волошину: произведения поэта (подборка стихов, статьи). Автобиография, дневники. Воспоминания о нем. Автопортреты и акварели. http://www.omsk.edu.ru/teacher/metod/lite


Читайте также


  • - НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ

    Реферат получает положительную оценку, если соответствует всем перечисленным выше требованиям. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕФЕРАТА ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА 1. Реферат должен начинаться с указания темы, ФИО и группы исполнителя. 2. Реферат должен представлять... [читать подробенее]