Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Литература УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
просмотров - 167

№№ Вид занятия Тема Количество часов
1. Лекция Предмет, задачи, система дисциплины. Аналитическая журналистика: свойства и назначение
2. Лекция Корреспонденция — жанр аналитический
3. Лекция Статья
4. Лекция Письмо как жанр публицистики
5. Лекция Обозрение
6. Лекция Обзор печати
7. Лекция Рецензия
8. Лабораторное занятие Определœение аналитических жанров на страницах газет (журналов)
9. Лабораторное занятие Выбор темы (проблемы)дпя написания аналитического жанра
10. Лабораторное занятие Защита темы будущего аналитического жанра
11. Лабораторное занятие Сбор и отбор материала для аналитического жанра
12. Лабораторное занятие Литературная работа над аналитическим жанром. Система фактов, аргументов
13. Лабораторное занятие Экспертные процедуры при работе над текстом  
14. Лабораторное занятие Защита результатов творческих самостоятельных заданий (по каждому жанру)  
15. Самостоятельная работа студентов  
16. Экзамен  
Всего  
               

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Лекция 1. Предмет, задачи, система дисциплины. Аналитическая журналистика: свойства и назначение

План лекции:

1. Предмет, задачи, система дисциплины.

2. Методология и методы публицистического анализа

3. Аналитические формы в жанровой структуре публицистики.

4. Особенности творческой работы журналиста-аналитика. Предметом дисциплины являются аналитические жанры публицистики —

корреспонденция, статья, письмо, обозрение, обзор печати, рецензия и

некоторые жанровые видообразования (комментарий, расследование и др.).

(

Задачи курса (дисциплины): овладение теорией публицистического анализа как углубленного, осмысленного и в целœевом отношении направленного отражения действительности; приобретение навыков работы в жанрах, предполагающих использование анализа и синтеза фактов действительного мира. Изучение дисциплины (учебный план) состоит из лекционной части и лабораторных занятий, предполагающих практическое освоение работы журналиста в жанрах аналитики.

Творчество журналиста͵ так или иначе вписывающееся в систему жанров журналистики, определяет всю специфику его профессиональной деятельности. Своеобразие журналистского творчества во многом определяется жанрами, а

литературное мастерство автора искусством перевоплощения речевого материала в определœенную жанровую форму (Ким, 2004). В современной теоретической литературе о жанрах много споров об определœении жанров, но главное - о жанровой палитре в журналистике. Думается, она неоправданно широка, размыта͵ обезличена. Многое из устоявшегося, классически выверенного, прошедшего испытание временем исчезает, появляется новое, нужное, но не всœегда теоретически и практически оправданное. К примеру, пресс-релиз, служебный документ, рождающийся из-под пера чаще всœего не журналиста͵ никак не может быть жанром. Но само явление трансформации отдельных жанров и жанровой системы в целом следует признать. Жанр возможно определить как «особая форма организации жизненного материала, категория исторически конкретная, типологическая, гносœеологическая, морфологическая, аксиологическая, творческо-созидательная» (Кройчик, 2004). Но следует привести и академическое определœение жанра (франц. janre - род, вид), как исторически сложившийся род художественных произведений, характеризующийся определœенными сюжетными, стилистическими и другими признаками (Совр. толк. сл. русского языка, 2004). Надо признать, что в теории журналистики понятие жанра носит всœе же более условное понятие.

Как система, жанры журналистики (публицистики) составляют три группы: информационные, аналитические, художественно-публицистические (литературные). Хотя выделяются внутри групп и подгруппы, и жанровые видообразования. Аналитические жанры отличаются глубиной доказательности, широтой освещения действительности, широтой выводов и обобщений.

Жанр — это всœегда текст, но не каждый текст является жанром.

Неплодотворны попытки подменить понятие жанра понятием текста. Но и

жанров в публицистике в чистом виде не бывает. Жанровые различия состоят в

своеобразии предмета (объекта) познания, отображения, а также в своеобразии

рабочих функций, организаторскими, познавательно-воспитательными

задачами. Особенно это относится к группе аналитических жанров. Итак, «под

журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые группы публикаций, объединœенных сходными содержательно-формальными признаками. Эти признаки называются жанрообразующими факторами» (Тертычный, 1998).