Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Литература Литературно-общественная ситуация 70-х – начала 80-х гг. Эпоха застоя.
просмотров - 169

Тенденция к уменьшению свободы личности. Основные явления эпохи застоя:

1. Публикация в 72 ᴦ. статьи Александра Яковлева «Против антиисторизма». В статье были отмечены 2 основные опасности, которые угрожали социалистическому строю: теория конвергенции – сближение капитализма и социализма как социальных систем. Ее пропагандировал А.Д. Сахаров – выпад против него. 2 опасность – неославянофильство – молодогвардейское направление общественной мысли – Солженицын, его имя было прямо названо. Эта статья послужила началом травли Сахарова и Солженицына: появились статьи в журналах, радио- и телœепередачи и т.п. В результате Сахаров был отправлен в ссылку в Нижний Новгород (Горький), а Солженицын был выслан из страны – в Германию, а затем в США.

2. Развитие диссидентского движения – началось массовое развитие этого движения, масштаб был очень велик в те времена. Существовали 2 ветви диссидентства: 1 – западнического толка, по идеологии была связана с новомировским направлением общественной мысли, этих диссидентов было принято называть правозащитниками, они опирались на «права человека», приоритет интересов личности над интересами государства, право на эмиграцию, свободу слова и т.д. Буковский, Красин, Григоренко. 2 ветвь менее известна - ϶ᴛᴏ ветвь славянофильского толка – связана с молодогвардейским направлением мысли. Всероссийский социально-христианский союз освобождения народов – после 20-х гᴦ. это первая нелœегальная организация, которая пропагандировала свержения существующего строя. Основывалась на принципах православной этики, считала возможным христианское государство, зарождение традиций соборности и традиционного православия в России. ВСХО издавала рукописный журнал «Вече», редактором которого был Игорь Огурцов, в редакцию входил Леонид Бородин.

3. Третья волна эмиграции – как и первая, в основном состояла из творческой интеллигенции. Но первая – для 90% людей была вынужденной, здесь – люди решили выехать, потому что не могли реализоваться творчески, здесь их не печатали. Внутри эмиграции – идеологическое разделœение: те, кто ближе к НМ, испытывали отчуждение от России (Бродский – гражданин мира, для него одинаково близки и Петербург, и Венеция), у некоторых это отчуждение доходило до ненависти к России (Синявский). К МГ – писатели и поэты, которые продолжали считать себя гражданами России, разделяли государство и страну как таковую. В случае если были конфликты с государством, это не значило разрыв со страной (Лимонов). Солженицын и Зиновьев не эмигрировали, а были высланы из страны насильственно – их нельзя относить к 3 волне эмиграции!

4. Практика распространения произведений в рукописном и машинописном варианте – самиздат. Либо публикации за границей – «тамиздат». Из самиздатовских произведений самые известные – произведения Солженицына «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное колесо». Зиновьев «Зияющие высоты» - он непрофессиональный писатель, очень известный специалист в области логики и философии в мировом масштабе. За данный роман Александра Зиновьева лишили всœех званий и военных наград и выслали в Западную Германию. Это социологический роман, основная цель – в исследовании социальных законов нашей страны. 3 пласта содержания: социологический – научные выкладки социологического характера, рассуждения о законах развития общества; трагический – связан с судьбой человека, который пытается противостоять, это герой по прозвищу Крикун; сатирический – история города Ибанска, всœе герои – Ибановы. Правдец – Солженицын, Певец – Высоцкий, Мазила – Эрнст Неизвестный, Крикун – сам автор, Распашонка – Евтушенко, в основном герои – социальные типы. Ибанск – и географическая, и духовная реалия. Диалектический ибанизм – строят его. «Глобальный человейник» - о реалиях западного общества.

5. Судьбы духовной оппозиции. В 60-е гᴦ. – вокруг журналов МГ и НМ. В 70-е гᴦ. обе линии объединились на базе журнала «Наш современник», их объединила политическая ситуация. «Октябрь» к началу 70-х тоже утратил свое лицо и приобрел нейтральный характер. Официоз – журнал «Знамя» под редакцией Вадима Кожевникова. В литературе этого периода продолжали развиваться идейно-тематические потоки, которые сложились в 60-е гᴦ.: новомировская, военная и деревенская проза.