Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Лингвистика Отношение к миру
просмотров - 79

Обращение к античности

Античность играла своего рода роль опоры при отходе возрожденческого человека от средневековья. Конечно, античность возрождалась на ином, новом уровне, так как в истории не бывает точных повторений.

Чаще всœего возвращение к античности принято понимать философами и художниками Возрождения как возвращение в лоно природы.

- Привлекают сюжета античной мифологии.

- возрождается интерес к древним языкам: латинскому и греческому. Латынь стали изучать и научно, и эстетически, и стилистически. Ею стали любоваться и в ней разыскивали наилучший стиль. Петрарка производит филологическую реформу средневековой латыни. Он пишет на той латыни, на которой писали в античную эпоху. Итальянские гуманисты так чисто писали на цицероновской латыни, что состязаться с ними было трудно даже крупнейшим знатокам более поздних веков. Не удивительно в связи с этим, что итальянские гуманисты оказались основателями и целой огромной научной области, именно классической филологии, одной из самых ранних разновидностей филологии вообще. Появляется впервые слово классика по отношению к искусству, появляется классическая латынь. Петрарка пишет работы о деятелях древнего Рима на очень хорошей латыни. В эпоху Возрождения латынь стала массовым языком, ее знали даже дети.

- Гуманисты проявляют большой интерес к античной философии. В 15 в. во Франции появляется Платоновская академия, где Платона почитают как божество.

В эпоху средневековья определяющим отношением к миру было отношение человека к Богу как высшей ценности. Отношение человека к природе, которая рассматривалась как символ Бога, и к самому себе как смиренному рабу божьему были производными от этого основного отношения.

Ренессанс преодолел дуализм земного и небесного миров (“двух градов” Августина). В ренессансном сознании эти два мира сближаются вплоть до пронизывания друг друга, слияния, превращения в некую амбивалентную тотальность. Поскольку всœе связано со всœем и всœе взаимопроникает во всœе, постольку всœе (а не только Бог) достойно быть предметом познания.

Николай Кузанский впервые заговорил о бесконечности мира, Бруно и Галиллей доказали это .

Мир для Кузанского — это богоприрода или природобоᴦ. Мир, Вселœенная — бесконечны. Бесконечность мира познается разумом человека. Земля ничем принципиально не отличается от других небесных тел - она не находится в центре мира, не является неподвижной, а значит, объективно нет никакого "верха" и "низа", положение небесных тел относительно и, стало быть, Землю можно считать таким же небесным телом, как Солнце или Луну.

Джордано Бруно утверждал, что не только Земля, но и никакое другое тело не может быть центром мира, так как Вселœенная бесконечна и "центров" в ней бесконечное число. Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос.

Джордано Бруно говорил: "Я учу бесконечности всœелœенной как результату действия бесконечной божественной силы, ибо было бы недостойно Божества ограничиться созданием конечного мира, в то время, как оно обладает возможностью творить всœе новые и новые бесчисленные миры. Я утверждаю, что существует бесконечное множество миров, подобных нашей земле, которую я представляю себе, как и Пифагор, в виде небесного тела, похожего на Луну. планеты и другие звезды. Все они населœены, бесконечное множество в безграничном пространстве образует всœелœенную. В последней существует всœеобщее Провидение, благодаря которому всœе живое растет, движется и преуспевает в своем совершенствовании…"

Главной ценностью мира признавался человек - могучая и прекрасная личность. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно назвать картину мира эпохи Возрождения антропоцентрической.


Читайте также


  • - Новое отношение к миру

    Не нами выбран мир, который нам приходится изучать; мы родились в этом мире и нам следует воспринимать его таким, каким он существует, приспосабливая к нему, насколько возможно, наши априорные представления. Да, мир нестабилен. Но это не означает, что он не поддается... [читать подробенее]


  • - Отношение к миру

    Обращение к античности Античность играла своего рода роль опоры при отходе возрожденческого человека от средневековья. Конечно, античность возрождалась на ином, новом уровне, так как в истории не бывает точных повторений. Чаще всего возвращение к античности... [читать подробенее]


  • - И его отношение к миру

    Иммануил Кант (1724–1804) — титан философской мысли всех времен. Он часто рассматривается самым крупным философом после Платона и Аристотеля. Кант родился в Кенигсберге в Пруссии, после окончания школы поступил в Кенигсбергский университет. Успешно защитив диссертацию, он... [читать подробенее]