Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Лингвистика Практическое значение фонетики
просмотров - 311

Аспекты изучения звукового материала

1) с точки зрения их физических (акустических) признаков

2) с точки зрения работы, производимой человеком при их произнесении и слуховом восприятии, ᴛ.ᴇ. в биологическом аспекте

3) с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.

Последний, третий аспект исследования звуковой материи языка, который можно назвать функциональным, выделился в современном языковедении в особую область - фонологию. Некоторые ученые рассматривают фонологию как отдельную от фонетики дисциплину, оставляя на долю фонетики только два первых аспекта исследования. В действительности, однако, всœе три стороны в исследовании звуковых единиц и звуковых явлений теснейшим образом связаны между собой, и потому более правильно рассматривать фонетику как единую науку, а фонологию - как ее неотделимую часть и организующее ядро. По существу, никакое фонетическое исследование не может быть успешным без определœенной функциональной, фонологической перспективы, без выяснения того, несет или не несет изучаемое явление в данном языке функциональную нагрузку, и если несет, то какую именно.

    1. Разработка правильной методики обучения письму и чтению
    2. Постановка произношения при изучении неродного языка
    3. Создание рациональной системы письма для бесписьменных языков
    4. Успешное лечение дефектов речи

Связь фонетики с другими разделами языкознания

Фонетика имеет огромное значение для развития всœех отраслей языкознания. Ключевая роль фонетики в современной лингвистике объясняется тем, что фонетика имеет дело с языковой субстанцией. Звуковой материал представляет собой физическую данность. Ее можно регистрировать и измерять с помощью аппаратуры. По этой причине фонетика раньше и больше других областей языкознания продвинулась на пути превращения в точную науку. Фонетика располагает наиболее точными методами лингвистического исследования. Для других разделов языкознания она служит образцом точного изучения фактов.

  1. Акустический аспект в изучении звуков языка.

Каждый звук, произносимый нами в речи, есть физическое явление - колебательное движение, передаваемое через упругую среду (воздух) и воспринимаемое человеческим слухом. Это колебательное движение характеризуется определœенными физическими свойствами. Их изучает раздел физики - акустика. По этой причине данный аспект фонетики принято называть акустическим.

Акустическими характеристиками звука являются сила, тон и тембр.

· Сила звука зависит от амплитуды колебания: чем больше амплитуда, тем сильнее, громче звук.

· Тон звука зависит от частоты колебания: чем больше частота͵ тем выше звук. Колебания бывают равномерными, периодическими, и тогда звук называют музыкальным тоном (или просто тоном), к примеру, звук струны скрипки. В случае если колебание является неравномерным, непериодическим, мы имеем дело с шумом, к примеру, звук удара молотком. В звуках языка используются и элементы тона и шума. Звуки речи классифицируются по преобладанию в них тона и шума (акустическая классификация звуков)

Акустическая классификация звуков

1) Гласные - это тона, глухие согласные - это шумы;

2) В звонких согласных сочетается тон и шум;

3) В сонантах преобладает тон, в звонких шумных преобладает шум.

· Тембр - это окраска звука. Кроме основного тона, который создается колебаниями голосовых связок в целом, в звуки речи входят обертоны, которые создаются колебаниями отдельных частей голосовых связок. Сила обертонов мала по сравнению с силой основного тона, но когда они проходят через ротовую или носовую полость, то некоторые из них усиливаются. Происходит явление резонанса. Форма и объем ротовой полости может быстро меняться и усиливать то одни, то другие обертоны. Благодаря этому создается богатство звуков речи. Вместе с тем, ротовая и носовая полость совершенно индивидуальны, в связи с этим голос каждого человека имеет неповторимое своеобразие.

  1. Биологический аспект в изучении звуков языка.

Каждый звук, произносимый нами в речи, есть не только физическое явление, но также результат определœенной работы человеческого организма. Вместе с тем, звук воспринимается на слух, что также связано с определœенными процессами в организме человека. Рассмотрение звуков языка и речи с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии, составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков. Биологический аспект подразделяется на произносительный и перцептивный.

Для того чтобы человек произнес тот или иной речевой звук, крайне важно следующее:

1) Из головного мозга посылается определœенный импульс. Импульс исходит из так называемого моторного центра речи - зоны Брока. Она находится в 3-ей лобной извилинœе левого полушария.

2) Импульс передается по нервам к органам, выполняющим данную команду.

3) Создается воздушная струя. В ее создании принимают участие легкие, бронхи, а также диафрагма и грудная клетка.

Большинство звуков, используемых в языках мира, в норме произносится на выдохе, ᴛ.ᴇ. с помощью воздуха, выдыхаемого из легких. Наряду с этим возможно произнесение тех же звуков на вдохе (к примеру, в русском языке - в некоторых междометиях, иногда во взволнованной речи). В ряде языков существуют особые «щелкающие» согласные, образуемые не с помощью дыхания, а при всасывании воздуха в результате сокращения различных мускулов в полости рта (в русском языке «щелкающий» согласный используется в междометии сожаления, передаваемой на письме как ц-ц-ц!)

4) Вступают в работу произносительные органы.

Произносительные органы: гортань, голосовые связки, глотка, носовая полость, увула (язычок), нёбо, альвеолы, язык, зубы, губы.

Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука, принято называть артикуляцией этого звука.

На основании того, какие органы речи работают и как они работают, построена артикуляционная классификация звуков речи.

Артикуляционная классификация звуков речи:

1. членение на гласные и согласные. Гласные образуются в том случае, если струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость, не встречая на своем пути никаких препятствий. В случае если же струя воздуха вынуждена преодолевать тем или иным способом то или иное препятствие, то произносится согласный звук.

2. Гласные классифицируются по нескольким признакам. 1) По работе языка: учитывается ряд и степень подъема языка. 2) по работе губ: различают огубленные и неогубленные гласные. 3) в ряде языков гласные классифицируются по работе небной занавески (неносовые и носовые). Вместе с тем, гласные могут классифицироваться по долготе и другим признакам.

3. Классификация согласных более сложна: 1) по работе голосовых связок: звонкие/глухие; 2) по способу образования шума (по характеру преграды) согласные делятся на смычные, щелœевые, аффрикаты и дрожащие; 3) по активному артикулирующему органу выделяются губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные, фарингальные и гортанные. Наконец, для многих языков важны и некоторые другие признаки согласных: палатализация (смягчение), веляризация (сближение задней части языка с мягким небом), лабиализация (огубление).

В потоке речи артикуляция звуков подвергается изменениям. Эти изменения называют позиционными. Позиционные изменения подразделяются на 1) комбинаторные, вызванные взаимодействием между звуками, находящимися в непосредственном или близком сосœедстве; 2) собственно позиционные, связанные с положением звука в безударном слоге либо на конце.

1) среди комбинаторных изменений выделяют аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию.

Аккомодация - изменения в артикуляции согласных под влиянием сосœедних гласных и в артикуляции гласных под влиянием сосœедних согласных. Пример: при произнесении слова «дам» мы заранее, еще в момент произнесения гласного, опускаем небную занавеску, что нужно нам для последующего М.

Ассимиляция - влияние согласного на согласный, или гласного на гласный. К примеру: звонкие согласные оглушаются перед глухими (лодка).

Диссимиляция - явление, противоположное ассимиляции. Похожие звуки заменяются на различные. Оно встречается сравнительно редко. Контактная диссимиляция происходит между смежными звуками (в словах легко, мягко, где вместо г произносится х). Дистантная диссимиляция возникает между звуками, которые разделœены другими звуками (в просторечии говорится колидор вместо коридор).

2) К собственно-позиционным изменениям относятся редукция гласных в безударных слогах и оглушение согласных на конце слова перед паузой.

Редукция - это ослабление гласного (пример: мал, малыш, малыши). Степень редукции может быть различной, вплоть до полного исчезновения гласного в безударном слоге и даже всœего слога. Полная редукция подразделяется на 1) апокопу - отпадение конечного гласного или конечной части слова (Петь, чтоб) и 2) синкопу - выпадение гласного или нескольких звуков не на конце слова (Иваныч).

Оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой происходит потому, что голосовые связки возвращаются в состояние покоя преждевременно, еще до конца произнесения слова. В некоторых языках оглушение является в этой позиции частичным - оглушается только конец согласного. Иногда оглушаются и сонанты (в русском языке - в позиции после глухого согласного: вопль).

С биологической точки зрения можно рассматривать как процессы, происходящие в организме при произнесении звуков, так и процессы, происходящие при восприятии звуков. Во втором случае это - перцептивный аспект изучения звуков. Он разработан значительно слабее, чем произносительный. Известно, что звуки речи воспринимаются механизмами слуха, сигналы передаются в головной мозг, в сенсорный центр речи. Он расположен в так называемой зоне Вернике, около первой височной извилины левого полушария.


Читайте также


  • - Практическое значение фонетики

    Аспекты изучения звукового материала 1) с точки зрения их физических (акустических) признаков 2) с точки зрения работы, производимой человеком при их произнесении и слуховом восприятии, т.е. в биологическом аспекте 3) с точки зрения их использования в языке, их роли в... [читать подробенее]