Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Лингвистика Трудности в употреблении некоторых форм глаголов
просмотров - 63

Взаимодействие лексических и грамматических значений в слове

Как лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом, так и лексическое и грамматическое значения в слове находятся во взаимодействии. Это проявляется, к примеру, в том, что с изменением лексического значения в слове меняются и его грамматические значения и формы. Так, в словосочетании звонкий голос прилагательное звонкий качественное. Оно имеет формы степеней сравнения (звонкий, звонче, самый звонкий). То же прилагательное в словосочетании звонкий согласный, потерявшее значение качественности и ставшее относительным прилагательным (звонкий, ᴛ.ᴇ. образованный с участием голоса), утратило и формы степеней сравнения, ᴛ.ᴇ. лишилось ряда грамматических значений и форм.

Другой пример. Видовые значения глаголов, ᴛ.ᴇ. грамматические значения, могут прямо зависеть от их лексических значений. Так, глагол бежать в значении «быстро передвигаться» употребляется только как глагол несовершенного вида: Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать (П.). Иное лексическое значение («совершать побег», «спасаться бегством», «быстро отступать») влечет за собой и другое грамматическое значение - значение совершенного вида: Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото (Ч.).

2. Нормативное употребление глагольных форм.

1. Из форм гас- гаснул, мок- мокнул, сох- сохнул ( с суффиксом – ну- или без него в прошедшем времени) более употребительной является первая, короткая форма.

2. Большинство глаголов требует чередования корневых а-о в корне: заморозить- замораживать, заработать – зарабатывать, застроить- застраивать, затронуть- затрагивать, обработать- обрабатывать, освоить- осваивать и др.

Следует помнить, что в некоторых глаголах ожидаемого чередования не происходит: обеспокоить- обеспокоивать, обезболить- обезболивать, отсрочить- отсрочивать, подытожить- подытоживать, узаконить- узаконивать.

В некоторых случаях допустимы параллельные формы глаголов: обусловить- обусловливать – обуславливать, сосредоточить- сосредоточивать – сосредотачивать,удостоить- удостоивать- удостаивать и т.д. Учтите, что при наличии подобных вариантов формы с а более свойственны разговорному употреблению, формы с о – книжно-письменным стилям.

3. Из двух параллельных форм плещет- плескает, полощет- полоскает, мурлычет- мурлыкает, рыщет- рыскает, машет- махает первые фиксируются словарями как основные варианты, а вторые- как допустимые, разговорные.

4. Определœенную трудность представляют собой так называемые недостаточные глаголы, не имеющие отдельных личных форм, чаще всœего формы 1-го лица. К ним относятся глаголы, обозначающие действие, которые не бывают отнесены к говорящему лицу (колоситься, горчить, ржаветь, отняться, заключаться) и глаголы, не имеющие формы 1-го лица единственного числа. По причинам фонетическим ( затмить, победить, ощутить, дудеть, чудить, убедить). Для правильного употребления подобных глаголов используется описательная форма : сумею победить, хочу убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, и т.п.

5. Обратите внимание на образование формы повелительного наклонения некоторых глаголов. Нужно говорить и писать: ехать- поезжайте- не езди; идти пойди- идите; класть- положи- положите; лечь- ляг- лягте -. Ни в коем случае нельзя говорить ехай, ездий, ложи, ляж.

6)

6.Отметим, что некоторые глагольные формы при наличии приставки в словах типа присаживайтесь, подскажите считаются просторечными и отражают ложное представление о вежливости. Литературной нормой являются формы садитесь сядьте, скажите ( вежливо добавлять пожалуйста).


Читайте также


  • - Трудности в употреблении некоторых форм глаголов

    Взаимодействие лексических и грамматических значений в слове Как лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом, так и лексическое и грамматическое значения в слове находятся во взаимодействии. Это проявляется, например, в том, что с... [читать подробенее]