Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Лингвистика II. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке.
просмотров - 72

I. Общая характеристика лингвистического наследия Ф. де Соссюра.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФЕРДИНАНДА ДЕ СОССЮРА

(1857–1913)

1. Общая характеристика лингвистического наследия Ф. де Соссюра.

2. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке.

3. Влияние лингвистического учения Ф. де Соссюра на развитие языкознания в ХХ веке.

Внешняя и внутренняя лингвистика в современном языкознании.

Фундаментальное исследование Соссюра «Исследование первоначальной системы гласных в индоевропейских языках», ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он опубликовал в 21 год, положило начало формированию нового метода анализа звуковых соответствий у родственных языков. Вторая его монография, посвященная системе падежей в санскрите, по отзыву А. Мейе, «является лишь простым техническим описанием». В дальнейшем до конца своей жизни Соссюр издал только несколько статей.

С 1906 по 1912 годы Соссюр читал лекции по общей теории языка в Женевском университете. После смерти ученого эти лекции были подготовлены к печати его учениками Шарлем Балли и Альбером Сеше. В 1916 ᴦ. они вышли в свет под заглавием «Курс общей лингвистики». Очень скоро эта книга получила мировую известность и оказала большое влияние на развитие языкознания в ХХ веке.

Языковые проблемы, которые нашли освещение в «Курсе общей лингвистики», так или иначе уже затрагивались в трудах предшественников Соссюра и его современников, в частности, у Гумбольдта и Бодуэна де Куртенэ. Заслуга Соссюра состоит в том, что ему удалось придать основным лингвистическим идеям строго концептуальную форму и создать общую теорию языка, которая, разумеется, не была свободна от противоречий и не давала решения всœех проблем.

(1) Учение о социальном характере языка. Соссюр положил начало социологическому направлению в языкознании ХХ в., ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ получило свое развитие в трудах его учеников, принадлежащих Парижской и Женевской лингвистической школе.

(2) Учение о синхронии и диахронии. У Соссюра синхронично всœе, что относится к статическому аспекту языка, а диахронично всœе, что касается его эволюции. Он утверждал, что «противопоставление двух точек зрения – синхронической и диахронической – совершенно абсолютно и не терпит компромисса».

Критика соссюровского учения о синхронии и диахронии основывается на том, что своим категоричным противопоставлением Соссюр отрывает синхронию от диахронии, что является недопустимым в силу их неразрывной связанности. Категоричность Соссюра объясняется состоянием европейской науки о языке к началу ХХ в. Понятия «научный» и «исторический» применительно к языку были в то время практически синонимичны. Противопоставление синхронии и диахронии в учении Соссюра вызвано его стремлением преодолеть такую позицию и обратить внимание лингвистов на важность изучения синхронического аспекта языка, языка в его современном состоянии. Это стимулировало также типологические исследования современных языков.

(3) Учение о языке и речи. В трактовке Соссюра язык социален, а речь индивидуальна. Синтез языка и речи осуществляется в речевой деятельности.

Соссюр видел главную задачу лингвистики в изучении языка, где нет ничего случайного. Его противопоставление языка и речи было продиктовано стремлением обратить внимание лингвистов на крайне важность исследования языка как системы абстрактных отношений между языковыми элементами, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в языкознании никогда не проводилось.

(4). Учение о языковом знаке. Соссюр обосновал знаковую сущность языка. Каждое слово является языковым знаком, который предстает у Соссюра как психическое единство означаемого и означающего, ᴛ.ᴇ. образа предмета и образа цепочки физических сигналов, которая служит для обозначения этого предмета. Соссюровское учение о языковом знаке получило дальнейшее развитие в семиотике ХХ в. – науке о знаках, их отношениях друг с другом, к предметам, которые они обозначают, и к лицам, использующим знаки.

(5) Учение о языке как системе. Обоснование Соссюром крайне важности изучения языка как системы является его безусловной заслугой перед лингвистикой. Учение о системном характере языка стало определяющим для развития языкознания в ХХ веке. Сущность этого учения состоит в том, что языковая система основывается на противопоставлении и взаимосвязи ее элементов, в связи с этим свойства конкретного языкового элемента можно определить только путем его сопоставления с другими элементами.

Язык у Соссюра является, прежде всœего, формой, а не субстанцией. По этой причине первостепенное значение он придавал изучению отношений между языковыми единицами. Соссюр различает два типа таких отношений: синтагматические и ассоциативные. Синтагматические отношения он определяет как отношения между языковыми единицами в пространстве, ассоциативные отношения – как отношения между языковыми единицами в сознании. Ассоциативные отношения, которые в современной лингвистике называют парадигматическими, могут объединять слова не только по общности корня (обучаю, обучение) или по общности суффикса (обучение, наставление, направление), но и слова с общим значением (синонимы). Это говорит о том, что Соссюр включает в ассоциативные отношения как морфологические, так и смысловые связи между словами, хотя отмечает при этом, что наиболее характерными из них являются связи слов в пределах парадигмы словоизменения.


Читайте также


  • - II. Транспозиция крупных сосудов (ТКС)

    А. Встречаемость: 5-8% от всех случаев ВЗС (25% всех летальных исходов в период новорожденности из-за ВЗС). Б. Этиология: аномальное строение луковицы аорты. 1. С соотношением 4:1 преобладают мужчины. 2. Факторы риска не выделены. В. Анатомия. 1. Желудочково-артериальная... [читать подробенее]


  • - III) Жизнь и переводческая деятельность Кирилла и Мефодия

    Император Михаил, а затем и патриарх Фотий начинают непрерывно направлять Константина, как посланника Византии, к соседним народам для убеждения их в превосходстве византийского христианства над всеми другими религиями. Константин отправляется в Болгарию, обращает в... [читать подробенее]


  • - Башня III Интернационала В.Е. Татлина

    Архитектура XX в. План 1. Башня III Интернационала В.Е. Татлина, 2. Музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта Памятник III Коммунистического Интернационала, или "Башня Татлина" - самый известный и грандиозный проект российского художника, архитектора и дизайнера В. Е. Татлина -... [читать подробенее]


  • - XII.2. Аттестация лабораторий

    «Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля» ПБ 03-372-00 [3] устанавливают основные требования к лабораториям и порядок аттестации лабораторий, выполняющих неразрушающий контроль (ПК) технических устройств, зданий и сооружений,... [читать подробенее]


  • - ЛЕКЦИЯ XIII

    Общее содержание мероприятий по охране лесов от пожаров Кроме рассмотренных выше мероприятий по защите и воспроизводству лесов при лесоустройстве осуществляется проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров. Оно выполняется по трем направлениям: -... [читать подробенее]


  • - III. Проблема реконструкции индоевропейского праязыка.

    I. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. В СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ 1. Генеалогическая классификация индоевропейских языков А. Мейе. 2. Типологические классификации языков. 3. Проблема реконструкции индоевропейского... [читать подробенее]


  • - Підсумкові тестові завдання до модуля II

    1. З організацій енергетичної галузі назвіть таку, що належить до структуриООН: а) МАГАТЕ; б) МЕА; в)АЯЕ; г) ЦЕРН. 2. З організацій енергетичної галузі назвіть такі, що належать до структури ОЕСР: а) МАГАТЕ, ЦЕРН; б) МЕА, АЯЕ.- 3. Головним напрямом діяльності ЮНІДО е... [читать подробенее]


  • - Контрольні запитання і завдання до модуля II

    1. Визначте головну мету ЮНІДО. 2. Назвіть джерела фінансових витрат ЮНІДО на цілі розвитку. 3. Яким чином складається система гарантій МАГАТЕ? 4. Визначте сферу діяльності АЯЕ. 5. Співробітництво ФАО з Україною. Функції ФАО. 6. Головна мета Світової продовольчої... [читать подробенее]


  • - Дворец Диоклетиана в Спалато (кон. III в.)

    Император Диоклетиан (284-305 гг.) в течение двадцати лет успешно боролся с нашествиями варваров и с христианами. В 305 году он отказался от власти и поселился в своем дворце в Далмации (Иллирии) на берегу Адриатического моря. В конце III в. н. э., при Диоклетиане, завер­шилось... [читать подробенее]


  • - Часть II нашего издания полностью посвящена потреблению и потребительскому спросу. 14 страница

    Однако все эти характеристики по-прежнему не позволяют ответить на вопрос о том, во сколько раз доходы одних групп населения превышают доходы других. В этом отношении анализ доходов целесообразно дополнить характеристиками, измеряющими разрыв между высокодоходными и... [читать подробенее]