Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Культура Принципы (требования) и гарантии законности. Конституционная законность и конституционное правосудие.
просмотров - 54

В случае если посмотреть на наше определœение законности, то через его содержание красной нитью проходит термин “требование”.

В научной и учебной юридической литературе принято раз­личать принципы и требования законности.

При этом то, что в одних источниках рассматривается в качестве принципов, в дру­гих трактуется как требования законности, и наоборот. При этом не только соотношение, но и количество принципов и тре­бований законности, а также их содержание преподносятся в многообразных вариантах. Некоторые правоведы то, что чаще принято называть принципами или требованиями законности, рассмат­ривают как ее черты.

Представляется, что наиболее полно и адекватно отражают смысл, содержание и роль законности следующие принципы (требования):

(1) единство законности;

(2) вер­ховенство закона;

(3) всœеобщность законности;

(4) недопустимость про­тивопоставления законности и целœесообразности;

(5) неотвратимость предусмотренного законом наказания за совершенное правонарушение;

(6) неразрывная связь законности и правовой культуры.

(1) Единство законности. Состоит в распространении этого требования на всю территорию РФ, в части понимания и применения законов. Несмотря на большое разнообразие действующих в стране законов и подзаконных нормативных актов и значительные местные особенности в правовом регулирова­нии, законность должна быть единой для всœего государства, всœех его регионов. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории всœех государственных образований, входящих в состав федерации.

Противопоказаны любые попытки создать в отдельных частях государства, а тем более в отдельных организациях «свою» законность, отличную от обще­государственной, определяемой нормативными актами высших (центральных) органов государственной власти. «... Законность, - убедительно утверждал в свое время В.И. Ленин,— не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всœероссийс­кая и даже единая для всœей федерации Советских республик» (Ленин В.И. Пол», собр. соч. Т. 45. С. 198.).

Это утверждение остается тем более актуальным для Россий­ской Федерации. Принцип единства законности не предполагает формальное однообразие и единый шаблон в правотворчестве и применении законов и тем более ущемление самостоятельности местных госу­дарственных органов и органов местного самоуправления.

Единство законности состоит в ее единообразном понимании. Проявление местничества - противозаконное явление. Местные особенности нужно учитывать, но только в рамках закона и на его основе.

Конкретиза­ция и учет местной специфики не означали бы отступление от пред­писаний общегосударственных нормативных актов, не были бы на­правлены на обход действующих законов, нормативных актов Президента͵ постановлений Правительства.

(2) Верховенство закона. Этот принцип предполагает строгую субординацию действующих в стране нормативных правовых актов, соответствие законам всœех иных правовых актов (норма­тивных и правоприменительных). Принятие каким бы то ни было государственным органом или учреждением правового акта͵ противоречащего закону, является грубым нарушением закон­ности.

Наивысшей юридической силой в системе актов обладает Конституция - Основной Закон государства. В ст. 4 Конститу­ции России записано, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всœей территории Российской Федерации.

Реализацией принципа верховенства за­кона обеспечивается иерархическая стройность системы норма­тивных актов, исключающая возможность коллизий, противоре­чий между ними. Недопустимо существования нормативных правовых актов различных государственных органов, обладающих одинаковой юридической силой.

(3) Всеобщность законности. Требование всœеобщности закон­ности означает, что в обществе не должно быть государственных органов, учреждений, общественных организаций, должностных лиц или каких-то категорий граждан, которые бы исключались, выпадали из сферы законности, не находились под воздействи­ем права.

Никто не может уклониться от выполнения требований, исходящих от государства, точно аналогично тому, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. По этой причине приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства.

Всеобщность, как черта законности, означает равенство перед законом всœех и государства, и граждан. Государство ответственно перед гражданином, так и гражданин ответственен перед государством.

Обеспечение всœеобщности соблюдения правовых предписаний - задача государства и его органов. Государство обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, признано надежно охранять законные права и интересы своих граждан. Конституция Российской Федерации гарантирует равенство всœех перед законом и судом независимо от пола, расы, нацио­нальности, языка, происхождения, имущественного и должност­ного положения, места жительства, отношения к религии, убеж­дений, принадлежности к общественным объединœениям, а также других обстоятельств (ст. 19).

Государство должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан.

(4) Недопустимость противопоставления законности и целœесообразности. Особая значимость этого требования определяет­ся его повышенным практическим содержанием. Дело в том, что наибольшие отклонения от законности происходят под предлогом того, что реализация, применение того или иного норма­тивного акта с чьей-то точки зрения нецелœесообразны в силу его неэффективности, несправедливости, устарелости.

Действовать целœесообразно - это значит действовать в рамках закона, на основе закона, во исполнение закона.

Следует отметить, однако, что в рамках, очерченных законом, исполнитель вправе и обязан избрать наиболее разумный, оптимальный, эффективный, экономный, целœесообразный путь действий.

В случае если реально смотреть на жизнь, то законотворчество не успевает за изменениями в обществе, в особенности в период ломки существующих общественных отношений. Вследствие своей формальной опреде­ленности и стабильности закон или иной нормативный акт не может изменяться одновременно с быстро текущей жизнью, раз­вивающимися общественными отношениями. Он устаревает, в какой-то мере утрачивает свою эффективность и даже справед­ливость.

Нередко законы оказываются несоверешенными, пробельными. А главное они перестают удовлетворять новые общественные силы, начинают отягощать новую политику. Тем не менее, любые отступления от требований зако­на, чем бы они ни мотивировались, не бывают оправданы.

Отход от законности нельзя обосновать ссылками на целœесообразность. Наиболее целœесообразное решение должно быть основано только на законе, и вопрос о целœесообразности может ставиться только в рамках закона.

При этом вопрос о соотношении и целœесообразности не так прост, как может показаться. Его нельзя решать вне исторических рамок, без учета конкретных условий жизни общества.

История знает примеры того, как в интересах прогресса, во имя великих революционных идей судьи и администраторы руководствовались именно целœесообразностью, а не “мертвой буквой статьи закона”.

Так, к примеру, Л.М. Каганович выступая в Институте советского строительства при Коммунистической академии по случаю 12-й годовщины Советской власти в своем докладе сказал: «... У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются целœесообразностью в каждый данный момент» (С.А.Комаров. Общая теория государства и права, 1995, с.131)

Целœесообразность вступает в противоречие с законностью при несовершенствах нормативных установлений: их устарелости, ошибках в праве и пр. Именно здесь возникает спор о том, чему отдать предпочтение.

Давайте выделим факторы, создающие противоречие между законностью и целœесообразностью. Среди этих факторов отметим:

§ уровень законодательных работ и степень совершенства законодательства;

§ уровень общей культуры и специальной подготовки применяющих право;

§ единство целœей законодательной и правоприменительной практики;

§ степень доверия правоприменителя законодателю и граждан;

§ эффективность контрольно-надзорных мер в сфере применения права.

Коль общество управляется не только с помощью предписаний общего характера, приобретают особый вес правовые ценности, среди которых первое место отводится законности.

Надо всœегда помнить, что именно закон обладает высшей целœесообразностью, потому что он позволяет учесть всœе многообразие местных и индивидуальных интересов людей.

В случае если же закон устарел, отстает от потребностей общественного развития, он должен быть изменен или заменен в установленном порядке.

Но пока закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц, его предписание в равной мере обязательны для всœех

Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или индивидуальные лица не могут нарушить закон, ссылаясь на его нецелœесообразность. Мудрый же законодатель всœегда отменит или заменит устаревший закон.

Законодательство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ само формируется с учетом тре­бований законности, предоставляет правоприменительным орга­нам широкие возможности принимать целœесообразные решения, не противоречащие правовым принципам. Сами нормы права (прежде всœего диспозитивные допускают возможность принятия различных вариантов решений, учитывающих всœе субъективные особенности рассмат­риваемого дела, в том числе с точки зрения справедливости. Не случайно, скажем, правовые нормы, предусматривающие юриди­ческую ответственность, содержат относительно определœенные или альтернативные санкции.

(5) Неотвратимость наказания за совершенное правонаруше­ние. Суть этого требования состоит по сути в том, что любое проти­воправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а лица, виновные в его совершении, должны понести предусмотренное законом наказание. Требование неотвратимости наказания за правонарушение определяет, ориентирует деятельность не толь­ко правоохранительных органов, но и всœех других государствен­ных учреждений, общественных организаций и должностных лиц в направлении постоянного обеспечения законности путем при­менения в необходимых случаях карательных мер воздействия. При этом меры ответственности должны применяться в стро­гом соответствии с законом, только в индивидуальном порядке и на основании достаточных доказательств совершения право­нарушения определœенным лицом.

(6) Неразрывная связь законности и правовой культуры. За­конность - одно из величайших достижений не только право­вой, но и общечеловеческой культуры.

Важнейшая сторона связи культуры и законности - не­обходимость бороться за законность культурно. Культурно бороться за законность - это значит использовать в такой борьбе только законные средства, руководствуясь выработанными человечеством правовыми прин­ципами и презумпциями.

Эти принципы и презумпции («верхо­венство закона», «да будет выслушана другая сторона», «никто не должен свидетельствовать против себя», «презумпция невиновности» и т.д.) в той или иной форме тоже получают правовое закрепление.

Разрушительное воздействие на законность оказывают не устраняемые долгое время противоречия в действующем зако­нодательстве, пристрастное толкование правовых норм, примене­ние противоречащих законам подзаконных и правоприменитель-ных актов, воздержание от исполнения предусмотренных зако­нодательством служебных обязанностей и т.п. Свидетельствуя о низкой правовой культуре должностных лиц государственного аппарата͵ эти и подобные им явления снижают правовую куль­туру населœения. По этой причине они не бывают терпимы.

Исходя из изложенного можно сформулировать понятие принципов законности.

Принципы законности - это исходные положения, выработанные правовой наукой, лежащие в основе реа­лизации правовых предписаний и выражающиеся в важнейших требованиях к поведению участников (субъектов) регулируе­мых правом общественных отношений.