Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Культура Тема: Воспитание базовой культуры личности.
просмотров - 265

Лекция №2.

Структура – слово латинского происхождения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в переводе означает «строение». Толкуется оно как совокупность устойчивых связей элементов объекта͵ обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.

Структуру воспитательного процесса можно рассматривать соответственно нескольким критериям.

По целœевому критерию воспитательный процесс рассматривается как совокупность задач, на решение которых он направлен.

Задачи воспитания изложены в Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в республике Беларусь. Это:

1) Нравственное развитие личности;

2) Формирование патриотизма и гражданственности;

3) Развитие самосознания личности, формирование самостоятельного субъекта отношений и деятельности;

4) Формирование трудовых и жизненных навыков, творческого отношения к труду;

5) Формирование ответственного поведения;

6) Формирование здорового образа жизни;

7) Развитие эмоциональной сферы личности ребёнка в процессе его нравственного воспитания;

8) Развитие чувства прекрасного средствами природы, искусства, окружающей предметной среды.

9) Развитие экологического сознания, формирование привычек экологоцелœесообразной деятельности.

По критерию определœения главных стадий воспитательного процесса его структура может быть представлена следующим образом:

А) анализ – изучение личности воспитанника, условий его развития;

Б) диагностика – определœение реального уровня развития человека;

В) прогноз – определœение цели и задач воспитания;

Г) проектирование – разработка программы и плана воспитательной работы;

Д) организация – реализация программы и плана воспитания;

Е) контроль и оценка.

Данные стадии определœены на основе логики воспитательного процесса, представленной Г.М. Коджаспировой.

План:

1. Мировоззренческая подготовка школьников.

1.1. Понятие о мировоззрении.

1.2. Структура мировоззрения.

1.3. Основные виды мировоззрения.

1.4. Возрастные возможности формирования мировоззрения.

2. Умственное воспитание.

3. Гражданское воспитание.

3.1. Цель и содержание гражданского воспитания.

3.2. Патриотическое и интернациональное воспитание.

3.3. Содержание работы по патриотическому и интернациональному воспитанию.

3.4. Формирование правовой культуры учащихся.

4. Нравственное воспитание школьников.

4.1. Понятия «мораль» и «нравственность».

4.2. Задачи нравственного воспитания.

4.3. Содержание нравственного воспитания.

5. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.

5.1. Сущность трудового воспитания.

5.2. Основные виды трудовой деятельности школьников.

5.3. Педагогические условия осуществления трудового воспитания.

5.4. Профессиональная ориентация учащихся.

6. Формирование эстетической культуры учащихся.

6.1. Понятие об эстетической культуре личности.

6.2. Эстетика детской жизни.

6.3. Организация эстетического восприятия детьми природы.

6.4. Формирование эстетической культуры средствами искусства.

7. Воспитание физической культуры личности.

7.1. Задачи и содержание воспитания физической культуры.

7.2. Основные средства воспитания физической культуры.

1. Мировоззренческая подготовка школьников.

Понятие о мировоззрении.

Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (ᴛ.ᴇ. на природу, общество, человека).

Мировоззрение является системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества. В качестве элементов этой системы выступают взгляды, представления и принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на определœение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде.