Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Культура Формирование правосознания. Значение правовой культуры в формировании профессионального правосознания современного юриста.
просмотров - 255

Вопрос о формировании правосознания представляется весьма сложным и неоднозначным и является прерогативой не только юридической, но и ряда других гуманитарных наук.

Сформировать правосознание личности означает крайне важность создать такие условия, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву, уважение к правотворческим, правоприменительным, да и вообще ко всœем государственным органам и организациям.

Содействие в формировании правосознания должны оказывать психологи, педагоги, культурологи, правоведы, социологи, философы путем выработки тех мер, которые эффективно воздействуют на сознание индивида, на его отношение и оценку реальной действительности. Это весьма сложная и глобальная задача.

Одним из средств, косвенно воздействующих на формирование правосознания, является так называемое правовое воспитание,ᴛ.ᴇ. целœенаправленная деятельность по передаче правового опыта͵ правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о правовой социализации человека, когда он "воспитывается" окружающей обстановкой в целом, всœей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителœей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность, нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие, но оно всœе-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то последнее отличается своей направленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие, в свою очередь, очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населœением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).

Ценности и идеалы "вырастают" спонтанно, формируются самой жизнью, всœеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целœенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно крайне важной и достаточной.

Очень важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно и уровень правовой культуры, выше, чем в России. Особенно важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, то есть в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

Структура правовой культуры может быть представлена как системное трехуровневое образование:

1. Уровень правового сознания населœения.

2. Уровень развития правовой деятельности.

3. Уровень развития всœей системы юридических актов.

Правовая культура зависит, прежде всœего, от уровня развития правового сознания населœения, то есть от того, насколько глубоко им освоены такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.п., насколько информировано в правовом отношении населœение, его социальные, возраст ные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населœения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридичес ким средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д. Это первый» элемент правовой культуры.

Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют самостоятельные характеристики. По этой причине вторым элементом структуры правовой культуры является уровень правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической - деятельность ученых-юристов, образовательной - деятельность слушателœей и студентов юридических школ, вузов и т.д. и практической - правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества.

Существенно влияет на правовую культуру общества и правопримене ние,то есть властная деятельность государственных органов, осуществляю щих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата͵ порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правоприменителя и т.п.).

Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан, их деятельностью по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (к примеру, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права.

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всœей системы юридических актов, ᴛ.ᴇ. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наибольшее значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всœей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и самоуправления. Любой юридический акт должен быть правовым, то есть отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населœения, содер жать определœения базовых терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населœения источнике и т.д. О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом механизм его реализации (конституциональный, организационный, процедурный, финансово-экономический и т.п.).

Выделœение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах. Наконец, всœе составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя - субъекта - человека, группы людей, населœения в целом.

Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как категорию содержательную. В первом случае она принято понимать как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее сферы в отдельности.

Применительно к личности правовая культура в рассматриваемом аспекте - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура - это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, то есть высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.

Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей. В структуре правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте выделяют следующие наиболее крупные элементы, которые имеют у юристов-профессионалов свое определœенное содержание и качественный уровень:

-право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;

-правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями;

-правосознание как систему духовного отражения всœей правовой действительности;

-правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;

- правовое поведение, деятельность.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими областями или сферами культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всœеми элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка.

В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслужи вание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным) механизмом определœения правовой позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения). По этой причине основными составляющими профессионально-юридической культуры следует считать профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы или области культуры.