Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Изобретательство Анкетирование
просмотров - 425

Самостоятельной и очень распространенной фор­мой опроса является анкетирование, ᴛ.ᴇ. заполнение заранее под­готовленных бланков с перечнем вопросов.

Анкета - таблица с перечнем вопросов, на которые должен ответить респондент. Анкетирование - опрос с помощью анкеты.

Составление анкеты - сложный исследовательский процесс, включающий постановку целœей, выдвижение гипотез, формули­рование вопросов, разработку выборки, определœение способа анкетирования и т.д. Анкетный опрос может быть осуществлен в устной форме, ᴛ.ᴇ. регистратор сам заполняет бланк со слов рес­пондента (экспедиционный способ). Другая форма - письменная (метод саморегистрации), когда респондент заполняет собствен­норучно анкету, которая рассылается по почте (корреспондентс­кий способ). Недостатком этого (более дешевого) метода являет­ся определœенный процент неправильно заполненных анкет. Кро­ме того, часть анкет вообще не возвращается. Иногда даже проводятся контрольные выборочные обходы опрашиваемых. Метод анкетирования применяется также при организации пане­лей, работе с торговыми корреспондентами. Анкеты заполняют­ся экспертами, специалистами и т.д.

Обычно анкета имеет форму таблицы с напечатанными воп­росами и свободным местом для ответа (анкета может быть мно­гостраничной). Традиционная схема включает три блока:

1. введение (цель опроса, сведения об опрашивающих: название, характеристика, адрес, гарантия анонимности опроса и дове­рительность ответов);

2. перечень вопросов, характеризующих предмет опроса (основ­ная часть);

3. сведения об опрашиваемых (реквизитная часть, или паспортичка).

При разработке основной части анкеты следует обратить вни­мание на содержание вопросов, их тип, число, последовательность представления, наличие контрольных вопросов. Содержание воп­росов должно характеризовать предмет опроса. Но здесь крайне важно найти разумный компромисс между желанием сделать анкету максимально полной и реальной возможностью получить ответы. Основную часть анкеты можно условно разделить на два блока, иногда их называют «рыба» и «детектор». «Рыба» - это часть, содержащая вопросы, ради которых, соб­ственно говоря, и затевалось исследование. «Детектор» состоит из контрольных вопросов, призванных проверить внимательность, серьезность и откровенность респон­дентов при заполнении анкеты, а также порядочность и профес­сионализм интервьюеров. Здесь бывают предусмотрены дуб­лирующие вопросы, противоречивые позиции, последователь­ность вопросов с известными заранее ответами.

Количество вопросов должно быть оптимальным, ᴛ.ᴇ. обес­печивающим полноту информации, но не чрезмерным, что удо­рожает обследование (необходим разумный компромисс). Воп­росы должны быть составлены в тактичной форме, чтобы не обидеть или не встревожить респондентов, не вызвать негатив­ную реакцию с их стороны.

Вопросы анкеты классифицируются по степени свободы, ха­рактеру ответов и форме вопросов. Οʜᴎ подразделяются на открытые, когда ответ дается в свободной форме, без ограничений, и закрытые, когда предлагается перечень вариантов ответов, из которых выбирается один или несколько («веер» ответов). Час­то ставятся альтернативные вопросы, на которые отвечают: «да», «нет», «не знаю». Важную роль в опросœе играют вопросы о наме­рениях и мнениях, в ответах на которые допускается большая сте­пень свободы, чем в вопросах о фактах и действиях. Иногда задаются фильтрующие вопросы, имеющие целью отсечь часть опрашиваемых. И, наконец, в любой анкете содержатся контрольные вопросы, используемые для оценки достоверности ответов.

Основные правила составление анкеты:

1. Используйте простые, но точные формулировки.

2. Избегайте слов, которые всœе понимают по-разному — «никогда», «изредка», «иногда», «часто» и т.п.

3. Избегайте наводящих вопросов и альтернатив.

4. Избегайте двухканальных вопросов, то есть вопросов, требующих двух ответов и из-за этого создающих затруднение для респондента.

5. Используйте простые и интересные начальные вопросы, на которые респондент может легко ответить, которые его не испугают, не покажутся неинтересными.

6. Используйте туннельный метод (к примеру, вначале задаются общие вопросы, а за ними, если крайне важно, следуют вопросы, касающиеся детализации проблемы).

7. Задавайте вопросы о классификационной информации в конце.

8. Помещайте сложные или деликатные вопросы в конечной части анкеты.

9. Задавайте вопросы, которые имеют для респондента смысл и на которые он может ответить. Респондент должен быть проинформирован в отношении предмета͵ о котором проводится опрос, и помнить эту информацию.

10. Не злоупотребляйете согласием респондента на беседу с Вами.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, хорошая анкета:

1. неутомительна для респондента͵ не раздражает его (продолжительностью, форматом вопросов или повторениями),

2. содержит однозначно воспринимаемые респондентом вопросы о том, что он знает и помнит, и о чем он готов говорить с незнакомым человеком.

Учитывая, что разработка анкет - творческая задача, ее план составляется заранее и обсуждается, увязывается с общими зада­чами и целями маркетингового исследования. Процес­с анкетирования имеет определœенную последовательность действий:

1. Разработка формы и содержания анкеты, а также программы обработки ответов; размножение бланков;

2. Выбор способа распространения анкет и получения ответов;

3. Статистическая выборка: определœение численности единиц, отобранных для анкетирования; расчет репрезентативности выборки;

4. Постановка целœей анкетирования, выделœение объекта (потребители, предприниматели, эксперты и т.д.);

5. Рассылка анкеты, ее заполнение и возврат;

6. Контроль заполнения и первичной обработки анкет;

7. Обработка ответов, анализ, получение выводов;

8. Разработка рекомендаций.

Затраты на анкетирование достаточно высоки. Так, по дан­ным консалтинговой фирмы МсКinsey and Company, эти затра­ты зависят от числа респондентов (табл. 2).

Таблица 2 - Затраты на анкетирование

Число респондентов   Общие затраты в среднем, долл.  
всœего   в расчете на одного респондента  
30 человек      
50 -"-      
100 -"-   12 000    
200 -"-   20 000    
500 -"-   45 000    

С финансовой точки зрения более эффективны большие мас­сивы респондентов, и это подтверждает расчет расходов на од­ного респондента.

Панели (панельные обследования)

Опросы типа единовременного интервью или ра­зовой анкеты имеют один существенный недостаток. В первую очередь, они не позволяют достаточно надежно изучать динамические процессы. Второй недостаток - фрагментарность, так как с по­мощью одного опроса решается, как правило, одна проблема, а для того, чтобы перейти к другой, приходится опрашивать дру­гую совокупность респондентов. В-третьих, опросы редко дают материал, позволяющий отразить полную картину взаимосвязей и закономерностей рынка.

Этих недостатков в значительной мере лишен панельный ме­тод получения информации. Его суть состоит по сути в том, что груп­пе лиц или предприятий, отобранных с помощью выборочного метода, предлагается на платной основе систематически или пе­риодически в определœенное время и по установленной форме да­вать ответы на вопросы заказчика. Естественно, опрос является анонимным; сохранение ответов в тайне гарантируется законом.

Панель - выборочное обследование/опрос совокупности рес­пондентов, проводимое систематически или периодически.

Панель имеет следующие основные признаки:

1. предмет и тема исследования постоянны;

2. сбор данных повторяется через равные промежутки времени;

3. постоянная (с определœенными оговорками) совокупность объектов исследования - домашние хозяйства, предприятия торговли,

В таблице 3 представлены основные типы панелœей.

По времени существования панели делятся на краткосрочные (не более года) и долгосрочные (до пяти лет). Точность и надежность панельной информации отслежива­ются институтом контролеров/счетчиков, обеспечивающих свод­ку первичных записей респондентов с помощью балансовой фор­мы записей и корреспонденции некоторых взаимосвязанных показателœей, а также выборочной проверки правильности запол­нения формуляров/дневников обследования.

Панель как метод исследования имеет методические и практические проблемы. Наиболее существенные заключаются в трудностях с обеспечением репрезентативности. Первая сложность состоит в выборе необходимых объектов и получении их согласия на сот­рудничество. Дальнейшие, до сегодняшнего дня не решенные проблемы проявляются в «смертности» панели и в специфическом «эффекте панели». «Смертность» потребительской панели заключается в отказе участников от сотрудничества, в смене места жительства, в физиче­ской смерти или в переходе в другую потребительскую категорию. Для уменьшения негативного влияния этого процесса участники панели получают обычно небольшое вознаграждение. «Эффект панели» состоит по сути в том, что участники, чувствуя себя под контролем, сознательно или бессознательно меняют привычный образ поведения.

Таблица 3 - Типология панелœей

Типы панелœей   Единицы совокупности   Цели формирования панели  
Потребитель­ские   Отдельные лица или се­мьи/домохозяйства   Систематически или периодически получать информацию о спросœе и его факторах, о поведении, мнениях и предпочтениях потре­бителœей  
Торговые   Индивидуальные продав­цы и торговые предпри­ятия   Получать непрерывную инфор­мацию о рыночной ситуации, эффективности рекламы, ценах  
Производствен­ные   Производственные пред­приятия (промышленные, аграрные и т.д.)   Получать информацию о товаре, товарной политике и конкуренции, политике дистрибьюции и т.д.  
Сферы услуг   Предприятия сферы услуг   Получать информацию о ситуа­ции на рынке услуг, об их видах, качестве и ценах на них  
Специалистов   Группы специалистов/ экспертов   Получать информацию о состоя­нии какой-либо проблемы, а так­же информацию о поведении по­требителœей в определœенной ситу­ации  

При сборе данных с помощью потребительской панели крайне важно также учитывать следующие факторы, влияющие на точность информации (для торговой панели нехарактерны):

1. при долгом сотрудничестве появляется небрежность в заполнении опросных листов;

2. проблемы престижа: участники, не покупающие долгое время про­дукт, который покупается членами их социальной группы, чувствуют себя неловко и дают сведения о покупках, которых не было в действительности;

3. проблемы при даче информации о покупке «табуизированных», интимных предметов.

Крупные предприятия получают информацию, как правило, из обоих источников, причем потребитель­ская панель более пригодна для сбора данных о структуре и пред­почтениях потребителœей, торговая же лучше подходит для исследования путей распределœения.


Читайте также


  • - Анкетирование

    Метод наблюдения Чтение и анализ литературы Данный способ включает три основных вопроса: составление библиографии, чтение источников и анализ прочитанной литературы. Составление библиографии может идти двумя путями: эмпирическим и научным. В первом случае... [читать подробенее]


  • - Интервью и анкетирование в социологии и журналистике

    Опрос –это социологический метод получения информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения необходимых ответов на вопросы. Это общение, благодаря которому можно быстро получить информацию,... [читать подробенее]


  • - Анкетирование.

    Анкетирование – это письменный опрос. Анкетирование – наиболее распространенный вид опроса, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты. Анкета – это объединенная одним исследовательским замыслом система вопросов, направленных на... [читать подробенее]


  • - Анкетирование

    Самостоятельной и очень распространенной фор­мой опроса является анкетирование, т.е. заполнение заранее под­готовленных бланков с перечнем вопросов. Анкета - таблица с перечнем вопросов, на которые должен ответить респондент. Анкетирование - опрос с помощью анкеты. ... [читать подробенее]


  • - Анкетирование

    Анкета представляет собой основной канал получения данных от респондентов. Получившие эти данные исследователи после соответствующей обработки передадут их руководителям компаний, принимающим то или иное решение. Указанный канал выполняет две основные... [читать подробенее]


  • - Анкетирование

    Анкетирование– это письменный опрос. Анкетирование – наиболее распространенный вид опроса, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты. Анкета– это объединенная одним исследовательским замыслом система вопросов, направленных на... [читать подробенее]


  • - Анкетирование и вид вопросов.

    Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты самостоятельно заполняются респондентами. Основные виды вопросов в анкете. По содержанию (или направленности) вопросов выделяют три вида: 1) о личности... [читать подробенее]


  • - Анкетирование (письменный опрос)

    Анкетирование – это проведение опроса посредством анкеты, т.е. заранее разработанного перечня вопросов в различном формате, предлагаемых для ответа респонденту. Анкета – это сложный психологический инструмент, позволяющий направлять мысли респондента в нужное для... [читать подробенее]


  • - Холл-тесты (анкетирование face-to-face)

    Количественно-качественные методы Количественно-качественные методы количественно описывают качественные показатели. Наиболее часто используемым методом является тестирование in hall. Холл — тесты — это личные полуформализованные интервью в специально... [читать подробенее]


  • - Беседа и анкетирование

    Дополнительный материал для пояснения. Для эффективного исследования уровня агрессивности ребенка нужно стремиться наблюдать за ребенком в различных ситуациях, однако необходимо отметить, что наблюдение за игровой деятельностью дошкольника является наиболее... [читать подробенее]