Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

История PB I, 89. 1 страница
просмотров - 320

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

X x x

Было бы неправильно считать тотемизм какой-то особой нормой религии. Он- лишь проявление особого мирочувствия, да вся природа предстает передчеловеком одушевленной. Сила "Маны" пронизывает ее повсюду, видимый мир естьтело невидимой Божественной Силы. Именно данный анимизм есть религиознаяоснова тотемизма65. Что же поддерживало это мирочувствие в первобытном человеке? Страх -отвечают нам. Человек боялся ядовитых змей, хищных зверей, боялся в связи с этимтемноты. Крики ночных птиц он относил за счет лесных духов. Но такоеобъяснение естественно в устах человека городской цивилизации. Наивно былобы думать, что люди, веками охотившиеся в лесах и тундрах, так плохо зналиих жизнь, что легко принимали филина за лешего, а обезьяну за злого духа. Всякий охотник чувствует себя в лесу как дома. Каждый след, каждый звукзнакомы ему. Из поколения в поколение передавался опыт охотников. Ихсведения о природе до сих пор во многом оставляют позади знания европейскихученых. И в связи с этим считать, что просто страх внушал древним людям веру вдуховные существа, по крайней мере неосторожно. Исследователь, который изучал дикое племя кубу (Суматра), спросилодного из них: - Ходил ли ты когда-нибудь по лесу? - Да, часто. - Слыхал ли там стоны и вздохи? - Да. - Что же ты думал? - Что трещит дерево. - Не слыхал ли ты криков? - Да. - Что же ты подумал? - Что кричит зверь. - А если ты не знаешь, какой зверь кричит? - Я знаю всœе звериные голоса... - Значит, ночью в лесу ты ничего не боишься? - Ничего. - И ты никогда не встречал там ничего неизвестного, что могло бы тебяиспугать? - Нет, я знаю всœе...66 Такие вопросы можно было бы задать охотникам многих уголков земногошара, и результат был бы тот же. Правда, в жизни первобытных людей страх имеет место. Но это реальныйстрах. Страх голода, неудачи в охоте, встречи с опасными животными.Разумеется, в суровых условиях Арктики или тропиков причин реального страхабольше, чем в умеренных странах. И тем не менее мы не видим, чтобы обитателиэтих стран были менее религиозны, чем эскимосы или африканцы. Следовательно,корни веры в духовный мир нужно искать в, чем-то другом.Эдуард Тэйлор считал, что "древние дикари-философы, вероятно, преждевсœего сделали само собой напрашивающееся заключение, что у каждого человекаесть жизнь и есть призрак"67. И данный "анимизм" они перенесли на природу. Номы уже видели, что "философствующий дикарь" - это миф. Исследования мышлениясовременных примитивных племен показали, что не рефлексия и не "философия"руководят первобытными людьми, а иррациональная интуиция. Οʜᴎ видят мир"полным духов" не потому, что размышляли о нем, а потому, что ощущалимистическую тайну в природе. И если мы обратимся к религии "дикарей" в ее конкретных проявлениях,то, по словам Л. Леви-Брюля, убедимся, что их вера в сверхъестественный мирне выступает как "заключение, сделанное путем рассуждения". Духовный мир дляних "реален и даже более глубоко реален, чем мир общедоступного и обыденногоопыта. Этот второй мир тоже является объектом опыта͵ но опытасверхъестественного, имеющего, значит, высшую ценность. Одним словом,согласно Вирцу, как и согласно Тэйлору, существование сверхчувственнойреальности "умозаключается". Мне же, напротив, кажется, что она являетсянепосредственно данной. Там, где ему видится деятельность разума имыслительных способностей, я констатирую то, что он сам в нескольких местахназывает чувством, другими словами, опыт"68. Первобытный человек видел повсюду сокрытую одушевленность: и в стволахдеревьев, и в лесных животных, и в беге облаков. Стоит сказать, что для него взаимодействиевещей в мире - это не только взаимодействие видимого, но в то же время - иболее всœего - взаимодействие невидимого. В журчащем ручье, в пламени костраобитали духи, враждебные или добрые, а иногда и нейтральные. Стихии неказались ему чем-то бездушным. Невидимый мир не составлял для него какого-тоизолированного плана бытия. Он был тут же, рядом, он подразумевался во всœем."Для первобытного мышления, - пишет Леви-Брюль, - не существует двух миров,соприкасающихся друг с другом, отличных, но вместе с тем связанных, болееили менее проникающих друг в друга. Для первобытного мышления существуеттолько один мир. Всякая действительность мистична, как и всякое действие,следовательно, мистичным является и всякое восприятие"69. Духи оказываютсягениями-покровителями каждого клочка земли, имея в своей власти всœе явленияприроды, совершающиеся в данном месте, и всœе события в жизни людей, живущихв их пределах. Число их бесконечно. Οʜᴎ наполняют весь мир, и нет в природесилы или предмета͵ начиная от моря до комка земли на поле, которые бы неимели своего божества. Οʜᴎ охраняют холмы, рощи, реки, ключи, тропинки ихижины. Им известно каждое действие человека, всœе нужды и интересыместности, находящейся под их властью70. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, не просто страх перед природой или неведениеотносительно голосов животных и птиц становятся источником веры водухотворенность мира. В случае если такой страх и появлялся, то он был скореерезультатом чувства этой одухотворенности. Не просто зверь, гора или деревоявлялись причиной мистического страха человека, а то, как он воспринимал их.Животные, которым гиляки оказывают поклонение, - пишет Л. Штернберг, -не самостоятельные боги, даже не боги вообще, это лишь подчинœенные настоящихбожеств, хозяев той или иной стихии, тех или иных животных... Боги эти живутв лесах, горах, на дней морей и ведут такую же жизнь, как и сами гиляки. Вкаждой стихии распоряжается один из этих богов, "ыхь" - хозяин. Вот эти-тохозяева и посылают гиляку по сезонам всœе, что ему нужно: соболей, медведей,лососœей, тюленей"71. Само собой разумеется, что эти души стихий, эта таинственная Вселœеннаягораздо больше заботила и интересовала доисторического охотника, чем далекоеи туманное Божество. Вступить в дружественный союз с духами леса, приобрестинœевидимых помощников и покровителœей - вот что было жизненно важно. Характерен такой случай. Один эскимос, приближаясь к ловушке, услышалтревожный крик ворона. Он насторожился и не стал двигаться дальше. Этоспасло ему жизнь. К ловушке подошел гигантский медведь, который растерзалпопавшегося в нее ворона. После того как зверь удалился, охотник подобралостанки птицы и, зашив их в мешочек, превратил в амулет. Он был уверен, чтодух ворона стал его защитником72. Конечно, во всœем этом немало бессмыслицы и невежества, но глубиннаяоснова первобытного мироощущения заслуживает самого серьезного подхода иотношения. В случае если мы утратили способность видеть скрытую жизнь природы, то этоеще не означало неправоту наших предков, а говорит лишь об ослаблении в насдревней интуиции. Особое отношение было у первобытных людей к душам умерших. В случае если даже внаш скептический век оккультные феномены вызывают всœе меньше и меньшенасмешек, то легко представить себе, какое впечатление могли произвести онина людей Доисторических времен. Οʜᴎ убеждались, что иные духи умершихпревращаются в бродячие тени, которые всœеляют ужас. Для того чтобыпредотвратить это, применялись самые разнообразные меры предосторожности.Тела покойников связывали, над ними произносили заклятия, а если это непомогало, их извлекали из земли и пронзали копьями, чтобы они пересталитревожить живых73. Сейчас трудно установить, как понимали древние люди отношение душумерших к стихийным духам. Скорее всœего они в какой-то степениотождествлялись. Полагали, что после смерти душа становится членомтаинственного синклита окружающей человека природы74. Даже и сейчас в насподсознательно живет чувство, что умершие обретают какое-то высшее знание имогущество. Смерть накладывает отпечаток величия даже на ничтожных людей. Иестественно, что души прародителœей, великих вождей и шаманов древностиоказались объектами особого поклонения. Οʜᴎ становились высшимипокровителями рода наряду с тотемным предком, порой вытесняя его.Какое же можно дать определœение этой "религии духов"? Заключалась лиона в поклонении силам природы или в поклонении душам умерших? Правильнеебудет сказать, что ни один из этих элементов не занимал в нейгосподствующего положения. Религия современных примитивных народов содержитв себе в равной степени и то и другое. По этой причине наиболее точным будет здесьопределœение Вл. Соловьева, данное в его исследовании о первобытномязычестве. Эту веру, в которой природа признавалась оживотворенной, вкоторой чтили тотемных покровителœей и предков, в которой был и культумерших, он назвал смутным пандемонизмом75. Этот пандемонизм отодвигает назадний план не только Божество, но и саму Богиню-Мать. Торжествует принципплюрализма, согласно которому всœе и всюду имеет свое особое духовное начало. Это воззрение распространяется буквально на весь видимый мир. Попредставлению австралийских аборигенов, "вся та часть всœелœенной, котораяпредставляет интерес для человека, объясняется существованием различных душ:эти последние время от времени принимают облик человека или биологическихвидов в явлении природы: они появляются перед людьми во сне и в видениях,как в воплощенном, так и в бесформенном состоянии. Это значит, что междудухами и определœенной формой их воплощения нет прочной связи. Духи могутсимволизироваться как предметами, сделанными рукой человека, так иестественными видами"76. Здесь - корни того странного, на первый взгляд, верования, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇполучило в науке название фетишизма. Фетиши, т. е. священные предметы,сопровождают всю жизнь первобытного человека77. Это может быть и камень, изуб животного, и даже череп родственника. В них обитают духи, и человек,обладающий фетишем, заручается их поддержкой. Как и тотемизм, вера в фетишинœе есть какая-то особая религия, как думали некоторые исследователи. "Ясно,- говорит В. Шмидт, - что фетишизм сам по себе нигде не существует, ив связи с этим нет никаких этнологических оснований помещать его в качествесамостоятельной ступени в самом начале религии"78. Многие ученые сомневаютсяв правомерности даже самого термина "фетишизм"79. То, что неодушевленному предмету придается сакральное значение,вытекает из общей веры в одушевленность мира, в то, что "Мана" можетраспределяться в мире неравномерно, что один предмет может иметь большесилы, а другой меньше. Очень часто фетишизм связан с верой в тотемы; священными предметамиоказываются эмблемы духа-покровителя. В Австралии такими родовыми святынямиявляются чуринги. Это обычные каменные или деревянные дощечки, расписанныесимволическими знаками80. Чуринги хранятся в особых местах, сокрытых от непосвященных. Время отвремени старейшины осматривают их. На фотографиях, которые удалось снятьнекоторым исследователям, мы видим бородатых вождей, которые с глубокойсерьезностью и с выражением сознания значительности момента созерцаютчуринги. Еще бы! Ведь в этих дощечках заключены тайные силы, которыеуправляют племенем и охраняют его. Чуринга - это живое существо. "Это совсœемне кусок дерева или камня, это нечто совсœем иное. Чуринга интимно связана спредком, она испытывает чувства, подобно нам: эти чувства или эмоции можноуспокаивать, поглаживая чурингу рукой, т. е. таким же путем, какимуспокаивают волнения живых людей"81. Иногда какой-нибудь фетиш приобретает значение талисмана. Онпротивопоставляет силе - силу, вредоносному влиянию - свое, защитное. Вера взначение таких амулетов проходит через всœе века человеческой истории.Найденные в одной ориньякской стоянке хвосты мамонтов и лапки песцов,очевидно, имели такое "охранительное" значение82. Амулеты защищают человекаот воздействия злых духов, от опасности и неудачи. Путешественников,побывавших у африканского племени тома, поразило обилие этих сакральныхзнаков. "В каждой деревне, - рассказывают они - мы видим ритуальныепредметы, которых до сих пор не замечали. На могилах предков лежат кресты избревен, просверленные посрединœе и нанизанные на длинный стержень, словноналоженные один на другой турникеты. На площадках стоят колышки, около нихкучкой положены кольца. На хижинах по стенам прикреплены пучки лиан-вьюнков.Под крышами висят гирлянды гибких лиан. Все эти талисманы защищают селœениеили семью от огня, от смерти, от болезней"83. Охотники имеют свои особые амулеты, женщины - свои, дети - свои. Иногдавыбор фетиша оказывается совершенно случайным. Один туземец рассказывал,что, спасаясь от врага, он споткнулся о камень; он взял его с собой и с техпор почитал как фетиш. Известный русский путешественник С. Крашенинниковрассказывает о том, как некий коряк приобрел себе фетиш-жену. Он нашел нареке камень, и когда взял его в руки, "то камень на него как будто человекдунул". Он испугался и бросил камень. После этого он заболел и, решив, чтоболезнь связана с его поступком, стал искать камень. Скоро он нашел его, нона другом месте. Он взял камень себе в дом, сделал ему платье и считал своейженой84. Иногда человек убеждается, что фетиш бесполезен. Тогда обманувшему егопредмету приходится претерпеть наказание. Его бьют, истязают или простовыбрасывают85. Постепенно фетиши приобретают человекоподобный облик. На них грубонамечают черты человека - предка или духа. Такие фигурки особенно характерныдля африканских народов. Это прототипы будущих идолов. У северных индейцев мы видим превращение тотемного знака сначала видола, а затем в геральдический символ племени. В лесах Америки до сих порстоят эти изумительные по красоте изваяния. Тотемные столбы индейцевявляются подлинными шедеврами мирового искусства. Их фантастические узоры,причудливо переплетаясь, создают жуткие и манящие образы родовых духов.Человеческие маски громоздятся на звериные тела, крылья птиц сосœедствуют сизвивающимися хвостами легендарных чудовищ. И всœе это играет яркимикрасками86. В развитом язычестве божество или демон уже не отожествляется с самимизображением. Считают, что оно лишь носит в себе часть силы первообраза. Ноэлемент фетишизации сохраняется долго, и еще в древневосточных и античныхкультах мы находим следы того представления, что бог обитает внутри своегокумира. Но мы крайне обеднили бы понятие о первобытной религии, если бы сталиутверждать, что попытка установить контакт с духовным миром ограничиваласьталисманами, фетишами или тотемными изображениями. Существовал и мистический путь общения с духами, который и составляетглавный непреходящий интерес в первобытной религии. "Стихийному пандемонизму религиозного мировоззрения, - пишет Вл.Соловьев, - соответствует так называемое шаманство в области религиозногокульта"87. Нужно думать, что с течением веков духовная интуиция упервобытных людей ослабевала. И в связи с этим из их среды стали выделяться люди,обладающие особой мистической и оккультной одаренностью. На них былавозложена миссия посредников между человеческим родом и окружающим его миромдемонов и духов.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава 2 51. А. Анисимов. Религия эвенков, с. 106; Б. Васильев. Основные чертыэтнографии орочей. 52. В. Богораз. Эйнштейн и религия. Применение принципа относительностик исследованию религиозных явлений. 1923, с. 26. 53. Ю. Аверкиева. О тотемизме у индейцев Северной Америки. - Трудыинститута этнографии, т. 51, 1959, с. 260; Л. Леви-Брюль. Первобытноемышление, с. 61; A. Jensen. Mythos und Kult der Naturvolker, 1951, p. 181. 54. Spenser and Gillen. The Arunta, 1927. 55. См.: 3. Абрамова. Изображение человека в палеолитическом искусствеЕвразии, с. 99. 56. Слово "тотем" взято из языка индейцев-алгоников и так же, как"табу" и "мана", стало употребляться по отношению к религии разных народов. 57. См.: А. Элькин. Коренное населœение Австралии. М., 1952, гл. VI. 58. Там же, с. 180; С. Токарев. Ранние формы религии, с. 62 59. Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление, с. 168. 60. П. Гэсо. Священный лес. Магия и тайные обряды племени Тома, 1979,с. 165. 61. См.: С. Токарев. Ранние формы религии, с. 48. 62. Ю. Семенов. Возникновение человеческого общества, 1962, с. 359. 63. С. Токарев. Цит. соч., с. 65. 64. В. Вундт. Элементы психологии народов. Основные чертыпсихологической истории человечества. СПб., 1913, с. 119. 65. Слово "анимизм" означает веру во всœеобщую одушевленность (от"анима" - душа). См.: К. Тахтарев. Очерки по истории первобытной культуры.Л., 1924, с. 81; Ch. Dawson. Progress and Religion, p. 76. 66. В. Фольц. Римба. М.-Л., 1931, с. 100. "Австралиец, - говорит А.Элькин, - чувствует себя среди природы непринужденно, так как, включая всœеее биологические виды и явления в свою общественную систему, он тем самымвключает природу в единое родство и делает ее частью своей половины, родаили другой организации" (Л. Элькин. Коренное населœение Австралии, с. 189). 67. Э. Тэйлор. Первобытная культура, с. 266. 68. Л. Леви-Брюль. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937,с. 287. Эта характеристика остается верной при любом отношении к теорииЛеви-Брюля о "дологическом" характере мышления дикарей (которую он сам вконце жизни пересмотрел). См.: Лев Шестов. Миф и истина. - В его сб."Умозрение и Откровение", Париж, 1964, с. 141. 69. Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление, с. 42. 70. Э. Тэйлор. Первобытная культура, с. 384. 71. Л, Штернберᴦ. Гиляки. - "Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айвы",1933, с. 54. 72. Ф. Моуэт. Люди оленьего края. М., 1963, с. 171. 73. О формах погребений см.: В. Харузина. Этнография. М., 1909, с. 415сл.; С. Токарев. Религия в истории народов мира, с. 36, 45, 106 и др.;"Религия наименее культурных племен", с. 283. 74. Вл. Соловьев. Первобытное язычество, его живые и мертвые остатки. -Собр. соч., т. VI, с. 179. 75. Там же, с. 183. 76. А. Элькин. Коренное населœение Австралии, с. 175. 77. "Слово фетиш - португальское. Когда португальские купцы впервыеосœели со своими колониями на Западном побережье Африки, они называли этимсловом предметы, имеющие священное или магическое значение" (В. Харузина.Цит. соч., с. 271). 78. W. Schmidt. Handbuch der vergleichenen Religionsgeschichte, 1930,S. 53. 79. В. Харузина. Цит. соч., с. 302. 80. А. Элькин. Коренное населœение Австралии, с. 169. 81. Л. Леви-Брюль. Цит. соч., с. 60. 82. С. Замятин. Раскопки у села Гагарина. - Сб. "Палеолит СССР", 1935,с. 62. 83. П. Гэсо. Цит. соч., с. 96. 84. С. Крашенинников. Описание земли Камчатки. СПб., 1785, т. II, ч.III, с. 164. 85. В. Харузина. Этнография, с. 285. 86. См.: Г. Кюн. Искусство первобытных народов. Л., 1933, с. 73. 87. Вл. Соловьев. Первобытное язычество, с. 231. Глава третья ДОИСТОРИЧЕСКИЕ МИСТИКИ Все было ясно для первых людей, тайны природы не были так скрыты от них, как от нас. Яков Беме Всякая религия складывается из трех базовых элементов: мировоззрения,жизненных нормативов и мистического чувства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находит внешнеевыражение в культе. Первый элемент обращен к интеллекту человека, второй - кего волевым устремлениям, а третий - к его эмоциональной сфере и интуиции.Причем данный последний является основополагающим. По этой причине-то культ, в какуюбы он форму ни облекался, играет в религии такую важную роль. "Внутреннеесодержание культа͵ - пишет один французский психолог, - составляетнепрерывное общение с Божеством с помощью осязательных средств; без культаможно знать о существовании Бога или богов, знать их приказания, но толькопосредством культа можно беседовать с Божеством"88. Разумеется, под словом "культ" мы здесь должны понимать нечто оченьширокое. Даже в тех религиях, где внешние их выражения сведены к минимуму,всœе же какой-то "культ" существует. Человеку свойственно связывать своивнутренние переживания с какими-то действиями, во что-то их "облекать".Отсюда и слово "обряд" (от "облечь", "обрядить"). В общении между собой людиникогда не могут избежать хотя бы самой простой формы обряда. Обряд помогаетне только человеческим контактам, но и нашей устремленности к Высшему. В этой главе мы рассмотрим доисторический культ в его главных формах,рассмотрим те пути, по которым душа наших далеких предков поднималась кневидимому миру. Метафизическая катастрофа, которая оторвала человечество от полнотынепосредственного созерцания Бога, привела к оскудению духовной интуиции.По этой причине, стремясь обрести утерянное, люди стали искать способы вернуться кпрежнему состоянию. Одним из таких способов стало искусственное вызываниеэкстаза при помощи плясок, ритмичной музыки, массовых радений. Это былапопытка как бы приступом овладеть крепостью духа. В восторженном опьянении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вызывали коллективные ритуалы, людикружились в такт ударам первобытных барабанов; всœе обыденное переставалосуществовать, казалось, что душа летит далеко и освобождается от гнетущихпут. По существу, это была попытка механическим путем обрести духовнуюсвободу и могущество. Но в этой попытке, при всœей ее надрывности,трогательна та сила неутомимой жажды высшего, которая не давала человекупогрязнуть в беспросветном, полуживотном состоянии. Пожалуй, и эпидемияисступленных танцев в наши дни тоже есть, пусть уродливое, отражениедуховной неудовлетворенности и стремления вырваться за пределы обыденности. Массовые радения принадлежат глубочайшей древности, и у нынешнихпримитивных народов от них остались лишь некоторые следы89. У большинства же "диких" народов мы застаем уже следующую стадиюразвития - шаманизм. Здесь на первое место выступают избранники, те, ктопытается проложить путь к сверхчеловеческим силам. Ясновидцы, мистики,прорицатели хранят и совершенствуют "архаическую технику экстаза". На этомэтапе духовной истории утверждается вера в то, что высшими тайнами "обладаютлюди, исключительно одаренные по своей организации, являющиеся посредникамимежду своими соплеменниками и этими загадочными силами"90. Хотя слово "шаман" сибирского происхождения, оно прилагается обычно какобобщающая категория ко всœем духовидцам и экстатикам, какое бы местноеназвание они ни носили91. Сейчас невозможно установить, где впервыезародился шаманизм. Очевидно, он возник независимо у разных народов. Зачаткиего восходят, вероятно, к очень ранним временам, и постепенно он становитсяявлением повсœеместным. Мы находим его у примитивных тасманийцев и у кубу, вМеланезии и в Северной Америке, на Огненной Земле и у африканцев, в Сибири иу народов Алтая92. В последнее время это интереснейшее явлениедоисторической религии исчезает быстрее других живых следов прошлого. ШаманыСеверо-восточной Азии вынуждены были отступить перед натиском бурныхобщественных и политических изменений в Сибири, око-юму негритосов и ихафриканские собратья почти вымерли под влиянием европейской цивилизации.Колонисты, как правило, грубо попирали древние священные традиции туземныхкультур. Нередки были случаи, когда решительные методы некоторых миссионеровпрошлого (особенно протестантских) приводили к быстрому и бесследномуисчезновению шаманизма. однако среди многих туземных народов шаманы изаклинатели еще существуют и пользуются прежним влиянием. Сведения о них, атакже данные об уже исчезнувших шаманах дают возможность в какой-то степенивосстановить картину этой древней попытки проникнуть за завесу бытия. Существует немало гипотез о возникновении и характере шаманства. Однисчитают его древнейшей религией, другие связывают с магией, третьи видят внем очень позднее явление религиозной истории. Выдвигается предположение,что шаманизм обязан своим возникновением психическим болезням. Истерия иэпилептические припадки больных людей вызывали суеверное благоговение, итаким образом шаманизм якобы оказывается своеобразным "культомсумасшествия"93. Но такая трактовка является односторонней. Не подлежитсомнению, что в шаманизме действительно было много патологических элементов,но одним этим объяснить его универсальное распространение и влияние накультуру невозможно. Туземцы действительно боятся душевнобольных, но, какправило, они их не "почитают", а убивают. Не говоря о том, что онистановятся опасны, в них видят одержимых демонами и стараются от нихизбавиться94. Вместе с тем, если бы речь шла только о заболеваниях, то терялабы всякий смысл "архаическая техника экстаза", не нужны были бы те методы,которыми человек вызывает в себе состояние сосредоточения, транса икаталепсии. Теперь установлено, что современные люди, обладающиетелœепатическими способностями, и индийские йоги могут произвольно вызывать всœебе эти особые состояния и при этом психика их вполне нормальна.Был ли шаманизм особой религией? Против этого свидетельствует тот факт,что шаманы часто существуют наряду с развитой религией и жречеством95.Шаманизм известен и параллельно с тотемическими представлениями, и спервобытным монотеизмом, и с религией Богини-Матери и продолжаетсуществовать в историческую эпоху наряду с самыми различными религиямиЗапада и Востока96. По этой причине В. Харузина справедливо утверждает, что"шаманство не есть стадия религиозной мысли; оно не есть религиознаясистема, предполагающая комплекс религиозных представлений. Шаманство естьтолько одно проявление религиозных верований народа, нередко уже оченьсложных, покоящихся иногда на политеистических воззрениях"97. В шаманстве сохраняется, в качестве пережитка, представление о ВсеобщемБожественном Отце, но главным образом его мистическое восприятие обращено кВеликой Матери, душе мира и к многообразным низшим духовным существам. Этоте силы, существование которых очевидно для ясновидческого зрения, о которыхпостоянно говорят Беме, Сведенборг, Штейнер, оккультисты и мистики. Субъективная эмоциональная сторона шаманизма нередко характеризуетсячувством великой космической радости причастия к мировой Душе, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ мыпозднее находим в греческом дионисизме. Объективно за религиозным опытомшамана стоят, скорее всœего, скрытые носители одухотворенности мироздания изсферы трансфизического бытия98. О том, что мирочувство и мистика шаманизма не есть плод лишь болезни изаблуждений, красноречиво свидетельствует его практическая значимость вжизни туземных народов на протяжении веков.Экстатические состояния транса делают шамана медиумом и ясновидцем, кнему прибегают и для разрешения различных житейских вопросов. Он безошибочноуказывает, где найти в тайге пропавшего оленя, куда нужно отправиться длятого, чтобы иметь успех в охоте. Для того чтобы показать роль шамана в жизни первобытного общества,приведем факт, имевший место в Центральной Африке и сообщенный одним молодымврачом, жившим в тропиках и близко наблюдавшим быт "дикарей"99. В племени гола было совершено несколько убийств, виновника которыхобнаружить не удалось. Когда были исчерпаны всœе обычные методы розыска,вождь племени Бойма-Куи обратился к так называемому "Большому таинствуПрута". Все жители деревни сошлись на поляне перед хижиной собраний, кудапривели женщину-заклинательницу. "Ее небольшая голова с почти мужскимичертами сидела на жилистой шее. Большие пронзительные глаза были запрятаны вглубокие глазницы. Расставив ноги, она опустила перед собой наклонно к земледлинный прут. Направо и налево от нее присели на корточках две другиеженщины. Перед ней молча и неподвижно застыли четверо мужчин и одна женщина- родственники убитого. По знаку Бойма-Куи одна из сидящих женщин началамедленно и ритмично постукивать маленькой палочкой по пруту колдуньи.Мертвая тишина на площади производила непривычное для этих мест тягостноевпечатление. Негритянка непрерывно смотрела на свой прут, зажатый внеподвижно вытянутых руках. Темп ударов палочкой по пруту всœе усиливался.Руки и тело колдуньи как бы окостенели. Она закатила глаза и начала в тактбить прутом по земле. Дикие судороги свели сильное тело женщины, она упалана бок и покатилась по земле, продолжая бить прутом в тяжелом гипнотическомтрансе. Окружающие в страхе отпрянули назад... Словно ожидавшая этогомомента ведьма полупрыжком настигла сидевшую рядом с четырьмя мужчинамиженщину и, словно обезумев от жестокости, начала наносить ей неистовые ударыпрутом, пока бедная жертва с криком не упала на землю, а мужчины, как отзмеи, не отскочили от нее в сторону". Это странное "следствие", несмотря навсю его дикость в глазах европейца, привело, однако, к положительномурезультату. Обвинœенная призналась, и благодаря ей удалось разоблачить идругих участников преступления. В этом эпизоде легко увидеть проявление телœепатических способностейзаклинателя. Разумеется, как и в любом подобном явлении, в шаманизме былонемало шарлатанства и фокусничества. Но ведь подобные обманы имели место и впарапсихологии. Οʜᴎ не могут служить опровержением действительныхспособностей шамана. Об удивительных психических силах шаманов было написано много. Самыенепредубежденные исследователи приводят многочисленные личные наблюдения изэтой области. Вот что рассказывает этнограф В. Богораз - убежденныйпозитивист - о своей встрече с шаманом на одном из островов Аляски100: "Шаманство на острове пришло в упадок, так как американцы смотрят нанего неодобрительно. В сущности, остался один шаман, Ассунарак, потомокстарого шаманского рода, глубокий старик. После многих отнекиваний онпоказал мне несколько образчиков своего искусства... Он предложил мненабросить на его голые плечи концы большого красного американского одеяла.Руки шамана были скрещены на груди, но одеяло каким-то чудом прильнуло к егоспинœе. "Держи крепче!" - приказал он, нагнулся и пополз из внутреннегопомещения. Я крепко держал одеяло за два свободных конца. Одеяло натянулосьи потянуло меня за собой. Я уперся ногами в нижнюю поперечину, скреплявшуюостов шатра. И вот, о диво, весь шатер начал вставать дыбом. Справа и слеваблеснула луна. Я упорствовал. Весь шатер перекосился. Груда посуды, лежавшаяв углу на шкурах, со звоном рассыпалась. Наконец, и ушат с тающим снегом иводой опрокинулся и пролился. Тогда, устрашенный, я выпустил концы одеяла.Старик немедленно уполз из шатра, как змея, и крикнул мне оттуда сторжеством: "А что, одеяло-то - мое!..." Это гипнотическое воздействие особенно проявляется во времямедиумических сеансов шамана, называемых в Сибири камланием. "Многие, -пишет один исследователь, - утверждали всœерьез, что видели и ощущали наявувсœе, о чем говорил шаман". "Шаман, находясь во время камлания в особомистерическом трансе, и в самом делœе может совершать необычные действия,которые человек в нормальном состоянии проделать не в силах"101. Ненцы (самоеды) нередко присутствуют при "таинственном действиикудесника, напоминающем спиритические сеансы. Заклинатель велитприсутствующим связать ему руки и ноги, закрыть ставни и призываетподвластных духов. В темной юрте слышатся всœевозможные голоса и звуки. Когдавесь шум оканчивается, отворяется дверь юрты - и шаман входит со двора, несвязанный ни по рукам, ни по ногам"102.Кроме явлений телœепатии и внушения в шаманской практике имеют место ифеномены телœекинœеза. Об одном странном случае подобного рода сообщаетамериканский биолог Ф. Моуэт, долго живший среди вымирающего эскимосскогоплемени ихалюмтов. "Как-то осœенью после полудня, - пишет он, - на второй год моегопребывания в стране Барренс, мы с Энди спокойно сидели в хижинœе у ЗаливаВетров, пили чай и болтали. Внезапно наша хижина сильно затряслась -примерно аналогично тому, как трясет в зубах крысу злая собака. Мы вскочили ивыбежали за дверь, уверенные, что произошло землетрясение. При этом на берегуреки ничего подозрительного мы не заметили. Небольшое стадо оленей мирноотдыхало на противоположном берегу. Сентябрьский день был тих и навевалдремоту. Сбитые с толку и несколько обеспокоенные, мы вернулись кпрерванному чаепитию. Едва мы уселись, как хижина снова затряслась. Жестяныекружки упали со стола, заткнутые за стропила распялки с шумом полетели напол. Встревоженные не на шутку, мы опять выскочили из хижины и опять необнаружили ничего, что бы объяснило неожиданное сотрясение хижины".Изумленные путешественники побежали к палаткам эскимосов, но те ничего незнали и ничего не заметили. А один из них посоветовал сходить к шамануКакуми. "Тут недалеко за холмом живет Какуми, - сказал он. - Может быть, онзнает, что случилось. Похоже, это дело рук дьявола". "Я направился к жилищу Какуми, - продолжает Моуэт, - и, когда спросилего, тот ответил сразу же, словно ожидал моего прихода и знал, что я приду."Это был Апопа, - объяснил он, - озорник Апопа. Он пролетел здесь, и язаметил, как задрожал воздух, и понял, что он совсœем близко..."103 В другом месте Моуэт рассказывал, как эскимос Утек вылечил его"наговоренной водой". Однажды у путешественника сделались сильные рези.Тогда Утек после длительных колебаний смущенно попросил Моуэта испытать его"средство". Не желая обидеть эскимоса, тот согласился. Утек налил чистуюводу в жестяную кружку и стал петь заклинания. "Он очень хотел помочь мне,но в то же время его мучил страх подвергнуть насмешкам и себя, и своиубеждения". Действие воды оказалось мгновенным104. Много необычайных фактов сообщают этнографы о таинственных способностяхтуземцев. Так, жители островов Фиджи во время священного танца без всякоговреда ходят по камням, раскаленным добела105. У бушменов пустыни Калахариизвестно убийство при помощи одного внушения106. П. Гэсо, рассказывая освоей жизни среди африканского племени тома, приводит такой случай. Когда онсо своими товарищами отдыхал в хижинœе, их поразили необычные звуки. Ихслышали всœе трое. Рядом с ними спал шаман Вуане. "Вдруг царапающие звукивозобновляются с еще большей настойчивостью. С пронзительным скрипомоткрывается дверь. На пороге стоит Вуане в коротком бубу, в коротких штанахи с непокрытой головой. Но ведь он - у моих ног, на своей циновке. Он лежитна боку, повернувшись ко мне спиной. Я вижу его бритый затылок. Между намина земле стоит лампа, горящая тускло, как ночник. Я не смею пошевелиться и,затаив дыхание, смотрю на Вуане. Он какое-то мгновение колеблется,наклоняется, проходит под гамаками Тони и Вериля и медленно укладывается всамого себя. Вся эта сцена разыгрывается за несколько секунд". Троефранцузов оказались очевидцами странного явления. "Нельзя найти никакогоразумного объяснения этой коллективной галлюцинации, - говорит далее Гэсо. -Вериль, единственный из всœех нас разбирающийся в спиритизме, оказался в этовремя единственным, кто безмятежно спал. Он находит это сверхъестественноеприключение почти банальным"107. Действительно, перед нами характерныйслучай феномена, известного как "произвольный выход в астрал". "Обычно, - пишет А. Элькин, - знахари являются одновременно имедиумами. Этого, конечно, и следовало ожидать, ибо самая важная часть ихподготовки состоит в испытаниях, во время которых они якобы видят душиумерших людей и других Духов"108. В случае если даже среди европейцев, в значительнойстепени утративших древние способности человека, известны многообразныепарапсихические явления, то тем более вероятно встретить их у туземцев.Именно эти способности, в связи с верой в духовный мир, и составляютреальную основу шаманизма. Эдуард Тэйлор с наивным высокомерием человека XIX века спрашивал: "Необладают ли индийский знахарь, татарский некромант, шотландский духовидец ибостонский медиум одинаковой верой и знанием, которые, может быть, в высшейстепени истинны и важны, но которые тем не менее отброшены великимумственным движением двух последних столетий, как не имеющие никакой цены?Но в таком случае не есть ли то, чем мы обычно хвалимся и что называем новымпросвещением, - не есть ли это на самом делœе упадок знаний?"109. И онуверен, что ответ будет отрицательным. Между тем его убежденность в высшей иабсолютной ценности "нового просвещения" есть лишь плод его собственной верыв Прогресс, веры, которая теперь уже не кажется столь незыблемой. Конечно, у"дикаря" нет паровой машины, нет тем более атомного двигателя, но являютсяли эти достижения "нового просвещения" результатом духовного прогресса? Нетерял ли человек вместе с цивилизацией многие свои древние духо


Читайте также


  • - Курс лекций Жарковой О.А. по Земельному праву 7 страница

    В случае необходимости застройщик создает инфраструктуру, при этом расходы на это могут быть частично компенсированы за счет бюджета. После заключения договора аренды и расселения граждан инвестор разрабатывает проект планировки и проект межевания территории, ему... [читать подробенее]


  • - Курс лекций Жарковой О.А. по Земельному праву 6 страница

    Из материалов дела следует, что для определения границ лесного фонда были использованы материалы лесоустройства 1993 года - планшет №7, по данным этого планшета восстановлены границы лесничества. Как указал в итоге суд, земельный участок лесничества поставлен на... [читать подробенее]


  • - Административно-правовой статус благотворительных организаций 13 страница

    3.5. формирует сводный прогнозный (плановый) баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и субъектам оптового рынка; 3.6. согласовывает решения об утверждении тарифов на... [читать подробенее]


  • - Фриц Перлз 5 страница

    Особенно ограничивает возможности терапевта и пациента разделение "психического" и "физического", из-за которого большинство школ имеют дело с психическими факторами, а последователи Райха - с физическими. В отличие от этого целостный гештальт-подход дает... [читать подробенее]


  • - Текстові тестові завдання 4 страница

    E. Ядерний матрикс. 349. Хромосоми людини за розмірами поділяють на: A. 12 груп. B. 3 групи. C. 6 груп. D. *7 груп. E. 2 групи. 350. Цитокінез (цитотомія) – це: A. Поділ ядра. B. Поділ органел. C. Збільшення об’єму цитоплазми. D. *Поділ цитоплазми. E. Рух цитоплазми. 351. Чим утворені полюси... [читать подробенее]


  • - НЕВРОТИК И ТЕРАПЕВТ 2 страница

    Однако это объяснение, несмотря на его большую ценность, не охватывает полностью тех чувств, которые часто возникают у пациента по отношению к терапевту в процессе лечения. Следует ли нам согласиться, что в этих чувствах действительно нет ничего актуального, что все, что... [читать подробенее]


  • - Конспект лекцій Гроші та кредит / Савлук 43 страница

    Участь у торгах можуть брати всі компанії, які мають достатній міжнародний досвід і виробничі можливості виконати умови конкурсу. Це стосується і місцевих виробників, більше того, їм надається знижка у розмірі 15% контрактної ціни. Тобто, якщо український виробник виконує... [читать подробенее]


  • - Жилищное право как отрасль права, наука и учебная 8 страница

    в коммунальной квартире законом установлена следующая очередность. Право на предоставление такого помещения в первую очередь имеют признанные на тот момент малоимущими и нуждающимися в жилом помещении лица. Если граждане этой категории в коммунальной квартире не... [читать подробенее]


  • - Жилищное право как отрасль права, наука и учебная 5 страница

    1) их вида; 2) юридического факта - основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения; 3) вида жилищного фонда в зависимости от права собственности. Например, сторонами жилищных правоотношений по предоставлению жилых помещений в РФ на основе... [читать подробенее]


  • - Жилищное право как отрасль права, наука и учебная 11 страница

    2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает; 3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении; 4)... [читать подробенее]