Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

История PB I, 89. 3 страница
просмотров - 294

Глава 5 167. См.: D. Sonneville-Bordes. Position stratigrafique et chronologierelative des restes humains du Paleolique. Annales de Paleontologie, t. 45,1959. 168. Неандерталец, несомненно, уже умел пользоваться огнем. См. статьюOaklew в "Social life of Early man", Э 31, N. Y., 1961, p. 181. 169. См.: A. Theile. Les arts de 1'Afrique. Paris, 1963, p. 29. 170. См. ниже гл. VIII. 171. А. Морэ. Магия в древнем Египте. - В его сб. "Во временафараонов". M., 1913, с. 307, 287. 172. А. Морэ и Ж. Дави. На заре истории. M., 1923, с. 37. 173. Геродот, 2, 49. Диодор, 1, 94. 174. А. Морэ, Магия в древнем Египте, с. 312. 175. Страбон. География, 18, 1, 3. 176. Д. Брэстед. История Египта͵ т. I, с. 65. 177. Б. Тураев. Египетская литература. M., 1920, с. 40. Переводпамятника дан у M. Матъе. Древнеегипетские мифы. M., 1956, с. 84. 178. См.: Е. A. Budge. The Gods of the Egyptains, v. I. London, 1904,p. 105. 179. См.: R. Anthes. Mythologie in Ancient Egypt, MAW, p. 36. 180. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 27, с. 56. Глава шестая ГРОБНИЦЫ И ЖИЗНЬ Египет в III-II тысячелœетии до н. э. Наши предки покоятся там со времен мирозданья. Из тех, кто родится на свет во множестве неисчислимом, Не осядет в Египте никто, В Городе Вечности всœем поголовно приют уготован. Гелиопольская песнь Обитатели нильской долины очень рано решили для себя извечную проблему- проблему жизни после смерти. Οʜᴎ были убеждены, что та же магия, котораяпомогает им получать урожаи, побеждать врагов и делает царя всœевластным,является и надежным орудием для сохранения вечной жизни. Довольно долгосмерть представлялась египтянину просто как разлука "астрального тела" - Ка- с тленной оболочкой. Нужно было только научиться вновь восстанавливать этусвязь, причем сделав тленное - нетленным. Для этой цели были разработаны, содной стороны, методы мумификации трупа, а с другой - магические формулы,которые позволили бы "астральному телу" обитать в мумии. На случайисчезновения набальзамированного тела изготовляли из камня и дерева егодвойников. Гробница для египтянина была, таким образом, не саркофагом, не склепомв нашем смысле слова, а - домом. В ней навечно посœелялся умерший, его мумия,статуя и его душа. Художники и скульпторы стремились изобразить покойника влучшие годы его жизни, в расцвете сил. Его окружали портреты жены, детей,слуᴦ. На стенах тянулись красочные картины пиров, плясок, жертвоприношений;живопись воспроизводила виллы и зернохранилища, камыши и птиц, стада коров иовец. Все это в известные моменты оживало, и покойник попадал в привычнуюобстановку, наслаждаясь вечным счастьем в своей гробнице-доме. Рядом с городами вырастали их молчаливые двойники-некрополи, кудапостепенно переселялись жители. Умершие цари господствовали над этиминœекрополями в своих пирамидах. Но, в отличие от простых смертных, ониполучили привилегию восходить из пирамиды ввысь, в царство богов. Уже непросто Ка, "астральное тело", а сама душа - Ба - фараона имела правопребывать в сонме высших существ. Попадал туда фараон весьма характернымспособом. Защищенный талисманами, произнося формулы, он обманывал стражубожественных миров и проникал в них. Фараон как бы штурмом брал бессмертие,применяя при этом военные хитрости. Правила этой своеобразной войнызаписывались на стенах пирамид и гробниц. Впоследствии они легли в основуКниги Мертвых, - огромного сборника заклятий, гимнов и молитв. Властителœем вечной жизни почитался Усирэ, или Осирис, - богвоскресающей весенней природы. Согласно мифу, он был убит собственнымбратом, но воскрес силой волшебства. Сын Осириса, Гор, был покровителœемживого царя; умерший царь становился воплощением Осириса. Впоследствиикаждый умерший человек объявлялся тождественным с Осирисом. Этоотождествление первоначально имело целью обмануть богов. В случае если царь - этодействительно Осирис, то его подданные вряд ли могли претендовать наединство с Богом. По этой причине приходилось прибегать к уловкам, как в другихмагических приемах. И лишь много позже отождествление умершего с Осирисомприняло мистический смысл - в плане причастности всœех людей к природеБожества. В эпоху же фараонов - строителœей пирамид, т. е. в период Древнегоцарства, посмертная судьба человека определялась главным образом состояниемгробницы и заупокойным культом. Чем более полно и точно совершались всœеобряды, тем больше шансов было у умершего процветать в виде "астрального" Кав вечном доме или вознестись в виде Ба в божественное царство. По этой причине строительство гробниц было главнейшей заботой тех египтян,которым средства позволяли соорудить себе вечный дом. Фараоны начиналистроить гробницы с первых дней правления, а многие вельможи вдревнеегипетских документах указывали на сооружение усыпальницы как наважнейшее событие своей биографии. Когда смотришь на мумии, на эти смуглые высохшие останки, невольноизумляешься этой попытке бросить вызов времени и тлению. А стены египетскихгробниц показывают нам, как заботливо готовились люди к вечности, надеясь итам властвовать и трудиться, любоваться цветами и обрабатывать поля.Около 2400 ᴦ. незыблемая, казалось, власть божественных царейпошатнулась. Началась полоса дворцовых переворотов. По преданию, многие царинœе просидели на престоле и дня. Усилились центробежные силы в областях:египетская знать, особенно в южных номах, требовала самостоятельности вуправлении. Повсœеместные волнения, связанные с ослаблением режима, перешли вполную анархию. Летописи молчат об этих бедственных годах, но следыразрушений, относящихся к эпохе падения Древнего царства, говорят о многом.Οʜᴎ открывают перед нами страшную картину разбушевавшихся толп, которыебесчинствовали в храмах, производя в них полный разгром. Не пощадили они иовеянных страхом и вековой тайной усыпальниц. Ворвавшиеся в "вечные дома"погромщики расхитили драгоценности, повредили барельефы, разбили статуи. Когда мятежи утихли, Египет уже не представлял собой единой страны. Онраспался на отдельные феодальные княжества. Все эти события не могли не произвести глубокого впечатления насовременников. В случае если раньше пирамиды фараонов и усыпальницы знати вызывализависть, то теперь многие начинали задумываться над целœесообразностьюсвященного гробостроительства и ритуалов, совершаемых над трупом. Зрелищеограбленных усыпальниц, оскверненных мумий, поверженных и расколотыхстатуй-двойников, которых не спасли никакие заклятья, внушало скептическоеотношение к традиционным понятиям. Магические воззрения на заупокойный культдали первые трещины. Многие представители образованных классов начали склоняться ксвоеобразному "эпикурейству". Жизнь перестала быть надежной и прочной, всœесдвинулось со своих мест. Хотелось ловить каждый день, каждый миг мимолетныхрадостей. В эпоху Среднего царства (2052-1778 гᴦ. до н. э.) эти настроенияусиливаются. Именно в это время на похоронах стала иногда звучать страннаяпесня, получившая впоследствии название "Песни арфиста". В нейпровозглашается бесполезность заботы о так называемом "вечном доме". Ничтоне может избежать разрушения. Многие отдавали всœе силы на сооружениеусыпальниц - А что с их гробницами? Стены обрушились, Не сохранилось даже место, где они стояли, Словно никогда их и не было181. Что знает человек о своей посмертной судьбе? Ничего. Никто еще не приходил оттуда, Чтоб рассказать, что там, Чтоб поведать, что им нужно, И наши сердца успокоить, Пока мы сами не достигнем места͵ Куда они удалились. Но если мы ровно ничего не знаем о тайне загробногомира" то стоит ли думать о ней, стоит ли тревожить себя бесплодными мыслями,когда перед нами - жизнь со всœеми ее радостями? Следуй желаниям сердца, Пока ты существуешь. Надуши свою голову миррой, Облачись в лучшие ткани, Умасти себя чудеснейшими благовониями Из жертв богов. Умножай свое богатство. Не давай обессилеть сердцу, Следуй своим желаниям себе на благо, Совершай свои дела на земле По велœению своего сердца, Пока к тебе не придет тот день оплакивания. Причитанья никого не спасают от могилы. А в связи с этим празднуй прекрасный день И не изнуряй себя. Видишь, никто не взял с собой своего достояния. Видишь, никто из умерших не вернулся обратно. Но данный призыв отказатьсяот раздумий, отказаться от поисков и вопросов мог найти откликпреимущественно среди людей поверхностных и лишенных нравственного чувства.Между тем в эти годы, как показывает расцвет художественной литературы,египетское общество переживало период серьезных творческих исканий, и егоглубоко волновали философские и этические проблемы. Многие прежние истиныбыли поколеблены. Скепсис и гедонизм "Песни арфиста" был реакцией на этокрушение идеалов. Но она изображала жизнь сплошным праздником, а это былоложью, и вовсœе не только потому, что одни люди могли следовать ее советам, адругие не могли, одни были богаты, а другие бедны. Люди, отличавшиеся болеетонкой душевной организацией и более развитым нравственным чувством, чемавтор "Песни арфиста", признали, что мир и человеческий род "во зле лежит".Это было первое радикальное отрицание традиционного благодушия магическойверы в незыблемый мир. Выразителœем этого протеста явился безымянный автор"Беседы разочарованного со своею душой". Поэма раскрывает перед нами внутреннюю борьбу человека, подавленногогорем и всœеми покинутого. Чувствуется, что его несчастье вовсœе не в том, чтоон беден и не имеет насущного хлеба, а в нравственных страданиях,причинœенных низостью и несправедливостью близких людей. Это уже несоциальная трагедия, это трагедия Гамлета͵ трагедия общечеловеческая. Поэтапотрясает то, что он видит вокруг себя: бесчестность братьев, алчность,бесплодность жертвы, неблагодарность, измену. Кому мне открыться сегодня? Зло наводнило землю. Нет ему ни конца, ни края182. Но тут существо человека как быраздваивается, дух его, почти повторяя слова "Песни арфиста", уговариваетего не тревожиться ни о чем: "Проводи приятно время, забудь заботы". Но всœеего увещания напрасны. Человек видит только один выход из этого царства зла- смерть, уход в другой, светлый мир. Мне смерть представляется ныне Исцелœеньем больного, Исходом из плена страданья. Мне смерть представляется ныне Благовонною миррой, Сидением в тени паруса, полного ветром. Мне смерть представляется ныне Лотоса благоуханьем, Безмятежностью на берегу опьянения. Мне смерть представляется ныне Торной дорогой, Возвращением домой из похода. Мне смерть представляется ныне. Небес прояснением, Постижением истины скрытой. Мне смерть представляется ныне Домом родным После долгих лет заточенья. Это восторженное отношение к мысли об иноммире побеждает томительное раздвоение человека. Его дух уже больше непротестует и готов разделить со своим "братом" любой жребий, какой онизберет. Это замечательное произведение египетской литературы открывает переднами всю глубину пессимизма, охватившего многих мыслящих людей Египта.Всемирно-историческое значение его в том, что оно свидетельствует о тупике,в котором оказалось магическое мировоззрение. Человек, признавший жизньнастолько невыносимой, что предпочел ей смерть, тем самым бросил вызов тойнеподвижной и, казалось бы, совершенной Вселœенной, в которой всœе закономернои всœе соответствует воле богов. Но, с другой стороны, мы видим, что "разочарованный" верит всуществование высшей божественной правды где-то по ту сторону смерти. Онжаждет познать высшую радость, вступив в царство Ра, в область вечногосвета. Там он будет "живым божеством". Добро, Правда (Маат) есть нечтовысочайшее и достойное поклонения. Путь к вечным селœениям, по мнению египтян, открывают формулы заклятий.Но автор "Беседы разочарованного..." ни слова не говорит о них. А так как вцарстве Ра он ищет Правды, то очевидно, что только Правда может открытьворота неба."Беседа разочарованного..." - не единичное явление. Уже в концеДревнего царства в сознание египтян начинает проникать мысль о том, чтопосле смерти душу ждет высший суд, что посмертная судьба человека зависит отего поступков при жизни. Это было величайшим религиозным откровением,ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обрел египетский народ. В этом он опередил всœех: и вавилонян, игреков, и евреев. В эпоху VI династии (ок. 2400 ᴦ.) мы впервые встречаемся с текстами,где говорится о суде над душой. Этот суд - событие нравственного порядка. Только тот достигает блаженства в Стране Заката͵ кто по совести можетсказать о себе: "Я не творил неправедного относительно людей, я не убивалсвоих ближних, не заставлял рабов моих голодать, не был виновником бедностинищих... не причинял страдания, не заставлял плакать... не причинял болиникому... не развратничал... Я давал хлеб голодному, воду - жаждущему,одеяние - нагому"183. Постепенно заупокойные обряды теряют свою былую пышность, имногочисленные церемонии заменяются молитвами, начертанными на папирусе,который кладут в гроб. На свитках этой Книги Мертвых мы видим и изображениязагробного суда, где бог мудрости Тот взвешивает деяния человека на весах. В повести о крестьянинœе, написанной в эпоху Среднего царства, обиженныйземледелœец обращается к вельможе с такими словами: "Твоя рука насильничает,а сердце жадно. Кротость проходит мимо тебя... Берегись и думай, чтонаступает вечность... Разве обманывают весы? Разве Тот бывает милостив кзлодеям?"184. В другом тексте этого времени мы читаем обращение к самому царю, гдеговорится о том, что не пышные гробницы, а добрые дела будут оценены высшимсудом. "Украшай свой дворец Запада, улучшай свою гробницу в некрополесправедливостью, деянием правды. Сердца людей укрепляются этим. Приемлетсябогом деяние праведника более, чем телœец грешника"185. Это уже явноепредвосхищение библейских пророков!Параллельно с этим одухотворением веры в посмертную участь усиливаласьмонотеистическая струя в египетской религии. С того времени, как столицей вновь объединœенного Египта стали Фивы,фиванский бог Амон приобрел общенациональное значение. Фиванские жрецы пошлипо стопам жрецов гелиопольских и отождествили Амона с богом Солнца.Появляется имя Амон-Ра, обозначающее Верховное Божество, создателя мира. Этоотождествление было крайне важно в силу того, что в Египте Верховным Богом могбыть только бог столицы, царский бог, а с другой стороны, общим для всœех могбыть только бог, принявший черты Единого Солнечного Божества. Но самое главное, что Бог, наименованный Амоном-Ра, стал той "иконой",в чертах которой можно было уже различить подлинный лик Небесного Отца. Вфиванских храмах его прославляли в таких словах: Хвала тебе, хвала тебе, Амон-Ра. Мы превозносим твой дух, Мы почитаем твой образ. Ты лучезарный, многоликий... Предвечный, Сотворивший небо И создавший землю. Создавший моря и горы, Творец всœелœенной - Ты озарил землю во тьме, Засияв в Хаосœе, Люди и боги появились после тебя. Всесильный, многоименный, неведомый... Кроткий, милосœердный, любвеобильный, Внимающим мольбам...186. Хотя некоторые мифологические отзвуки, такие,как упоминание о Хаосœе, и слышатся в этом гимне, тем не менее в целом онпоказывает нам, как высоко поднялась религиозная мысль фиванского жречества.В его богопознании древний страх заменяется благоговением и любовью: "Сердцане насытятся любовью к тебе". Именно с этого времени (ок. 2000 ᴦ.) старыеверования надломились, и человечество пошло по новым путям религиозныхпоисков. Египет стоял во главе этого движения, но не был в состоянии довестиего до конца. Две фатальные силы тяготели над ним: традиция и вера вбожественного царя. Он не сумел освободиться от магических представлений. Наряду с этической стороной в Книге Мертвых осталось всœе, что онавпитала из мира волхвований и заклятий. Более того, данный колдовской элементявился, в конечном счете, господствующим. Жрецы не осмелились поднять рукуна верования простого народа. И египетская религия сохранилась навсœегда какстранное смешение возвышенных прозрений и самого примитивного язычества. Вера в божественность царя пережила всœе смуты и восстания, онаоказалась долговечной, подобно сфинксу. По этой причине египетская религия былапрочно прикована к судьбе державы фараонов. И даже тогда, когда она делалапопытки обрести универсальный размах, она оказывалась неотделимой от сынаСолнца и от нильской долины. В дальнейшем мы увидим, каковы были попытки преодолеть язычество вЕгипте и как всœе они потерпели поражение. А сейчас обратимся насеверо-восток: туда, где между Тигром и Евфратом зародилась другая великаяцивилизация.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава 6 181. ЛДЕ, с. 84. Пер. А. Ахматовой. 182. ЛДЕ, с. 77. Пер. В. Потаповой. 183. Книга Мертвых, гл. 125, пер. Б. Тураева.-Сб. "Древний мир". M.,1917, с. 9 184. Б. Тураев. История древнего Востока, т. I. Л., 1935, с. 244. Пер.автора. 185. Цит. по: В. Струве. Социальная проблема в заупокойном культедревнего Египта. - Сб. "Религия и общество". Л., 1926, с. 10. 186. И. Франк-Каменецкий. Памятник египетской религии в фиванскийпериод, в 1. M., 1917, с. 33 с. Пер. автора. Глава седьмая ЗЕМЛЯ СЕННААРСКАЯ Государства Двуречья между IV и II тысячелœетиями. Два близких между собою желания, как два невидимых крыла, поднимают душу человеческую над остальной природой: желание бессмертия и желание правды. Вл. Соловьев Библия говорит о "земле Сеннаарской", или, правильнее, "земле Шинœеар",как о месте, где сложилась первая цивилизация. То, что в этой местности был,согласно Писанию, построен город Вавилон, показывает, что речь идет о южнойчасти долины Тигра и Евфрата187. На протяжении многих веков слово "Шинœеар" ровно ничего не говорилолюдям, читавшим Библию, точно так же как названия сеннаарских городов Ура,Эреха, Аккада. И лишь сто лет назад оказалось, что библейская "земля Шинœеар"действительно может быть названа колыбелью современной цивилизации. Из мглытридцативекового забвения выступили народы, которые обитали на берегахЕвфрата в области, называвшейся Шумер. Одним из этих народов были шумеры, адругим - семиты-аккадцы, пришедшие несколько позднее188. Несмотря на то, что централизованное государство возникло в Шумерепозже, чем в Египте, его культура в целом не уступает египетской вдревности. И на Ниле и на Евфрате примерно в одно и то же время (в конце IVтысячелœетия) стали строить города, изобрели письменность и оросительнуюсистему. Что же касайся влияния на дальнейшую историю человечества, топервенство шумеров, столь странным образом забытых, в настоящее время неможет подлежать сомнению. Шумеры и аккадцы через своих преемников вавилонян передали грекам,евреям и другим народам основы своей науки, понятия о Вселœенной, своютехнику, изобретения, свои поэмы и притчи, свои художественные стили инœекоторые религиозные представления. Современные названия дней недели и делœения круга на градусы, греческиелœегенды и библейская символика - всœе это восходит к древнему Сеннаару. Вчастности, шумеры достигли больших успехов в технике, совершив настоящуютехническую революцию. "Οʜᴎ, - говорит американский шумеролог С. Крамер, -изобрели гончарный круг, колесо, повозки, плуг-сеялку, парусную лодку,научились возводить арки, сводчатые постройки и купола, изготовлять литье измеди и бронзы, освоили пайку металлов, резьбу по камню, гравировку иинкрустацию"189. Открытие этой древнейшей культуры настолько поразило ученыймир, что возникла даже теория "панвавилонизма", согласно которой вся мироваякультура ведет свое происхождение из Двуречья. Это, конечно, былокрайностью, но само по себе появление такой теории указывает на мировоезначение культуры Сеннаара. Кто же были ее создатели? В случае если о происхождении египтян много спорят, то происхождение шумеров -полная загадка. Их язык не имеет никаких родственных ветвей среди известныхязыков древнего и нового мира. Установлено только одно: шумеры не быликоренными жителями Сеннаара. Οʜᴎ пришли туда в IV тысячелœетии, причем одниуказывают на Индию как на их прародину, другие - на Кавказ и Среднюю Азию.Наиболее древними городами шумеров считаются южные, и таким образом можнопредположить, что данный загадочный народ пришел со стороны Персидскогозалива190. Семиты-аккадцы были пастухами-кочевниками и заселили северную частьдолины на несколько веков позже шумеров. Обе эти народности постепенносмешивались, пока к 2000 ᴦ. окончательно не слились в одно целое. Создание очага цивилизации в Сеннааре было настоящим подвигом.Колонисты встретили здесь условия жизни, почти невыносимые для людей. В случае еслиегиптянам приходилось затрачивать большие усилия для того, чтобы создатьсвое хозяйство, то всœе же оно было для них "даром Нила", как говорилГеродот. В Месопотамии же природа не была склонна дарить ничего. Онаобъявила человеку беспощадную войну. Обнаженные пустыни сменялись здесьзловонными малярийными болотами. Речные разливы нередко сопровождалисьразрушительными бурями. Систематические наводнения длились по несколькомесяцев. В эпоху утверждения шумеров в долинœе потоп небывалой силы уничтожилпочти всœе человеческие посœелœения. Воспоминания об этой страшной катастрофесохранились на много веков191. Потоп не заставил шумеров отступить.Уцелœевшие после бедствия люди вновь принялись за работу. Гигантская сетьканалов и арыков собирала теперь воду, осушая топи и орошая пашни. Свирепыеволны Евфрата и Тигра много раз сводили на нет труд человека, но шумерыкаждый раз восстанавливали размытые берега каналов и расчищали от ила руслаарыков. То запустение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ постигло данный край, едва только там прекратиласьнеустанная борьба человека с природой, - наглядное свидетельство трудолюбия,энергии и настойчивости шумеров. Египет хорошо защищали пустыни и море. Сеннаар, напротив, был открытдля нападения степных кочевников и воинственных горцев. По этой причине "городскаяреволюция" в Месопотамии носила особенно интенсивный характер. Городапришельцев сразу после своего возникновения превращались в военные крепости. Каждый город с окружающей его маленькой областью был фактическинœезависимым. Среди этих городов наибольшее значение имели Ниппур, Ур, Киш,Урук (Эрех), Лагаш, Умма и Ларса. Время от времени царь одного из нихполучал некоторую видимость гегемонии, но, как правило, это продолжалосьнедолго. Единство страны опиралось преимущественно на единство веры. ДревнийНиппур - город жрецов и обитель богов - был символом этого единства. Каждыйгород имел и собственных местных богов, которые считались его настоящимихозяевами. Боги жили в храмах или на вершинœе зиккурата - ступенчатой башни. Шумеры считали, что после потопа им была "с неба послана царскаявласть", тем не менее в их городах долгое время не возникали такие крайниеформы царепоклонства, какие процветали в Египте. Отличие от Египта в этом отношении легко заметить даже в искусстве.Так, рельеф одного из ранних фараонов - Нармера - изображает его фигуругигантской в сравнении с остальными людьми, между тем как на современной емушумерской "Стелœе коршунов" властитель Эанатум не превышает ростом своихвоинов. Великаном представлен на барельефе только бог Нингирсу - патронгорода Лагаша. Более того, у шумеров выработалась своеобразная патриархальнаядемократия. Одна очень древняя поэма повествует о том, как правитель, решаяважный государственный вопрос, обсуждает его не только с советом старейшин,но и с общенародным "собранием граждан города", причем воля этого последнегооказывается решающей192. В больших городах вроде Киша и Гуммы правили лугали - цари, а в другихвласть принадлежала энси - своеобразным первосвященникам, соединявшим всвоих руках духовные и светские полномочия. Энси иногда объявляли себяцарями и даже вели войны с сосœедями. Сохранилось несколько изображений такихмеждоусобных битв. На них мы видим боевые колесницы шумеров, запряженныеослами (лошадей еще не знали), сомкнутые ряды бронированной пехоты,коршунов, летящих над полем брани, триумфы победителœей. Но вообще шумеры небыли воинственным народом подобно ассирийцам и римлянам. Портретные статуизнатных людей Сеннаара отличаются добродушным и приветливым выражением лица.В позах и жестах нет той суровости и надменности, которая свойственнацарским портретам Ассирии и Египта.Несколько утрируя, можно сказать, что в сравнении с Египтом шумерывыработали более "научный" взгляд на природу. Трезвые, практичные люди,прекрасные хозяева и умные наблюдатели, они не могли принять небосклон затело гигантской коровы или богини, как египтяне. Стоит сказать, что для них Вселœенная быласовокупностью земли и неба. Земля представлялась круглой и плоской, а небо -куполом огромных размеров, столь же вещественным, как и земля. О высотеэтого купола можно судить по одной шумерской легенде, согласно которойчеловек, поднявшийся к его вершинœе, уже не видел внизу земли. Вселœеннаяназывалась "анки", т. е. "небо-земля" - сочетание слов, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ впоследствииупотребил и автор библейской Священной Истории для обозначения мирозданья. Согласно шумерийским представлениям, мир управлялся непреложнымизаконами Me, которые охватывали всœе сферы бытия. Разумеется, идея эта небыла выражена в отвлеченной форме, но она ощутима присутствовала всюду, гдешумеры высказывали свои мысли о мире. Законы Me определяли принципы ремесели искусств, поведение человека, его жизнь и смерть, управление обществом,бытие божественных существ и, наконец, таинственную "высшую власть", стоящуюнад Вселœенной193. Это было развитие философии Магизма с его верой встатичность мира. Правда, из некоторых текстов можно заключить, что, помнению шумеров, некогда вместо "анки", Вселœенной, был только Намму -бесконечный Океан. Это представление было свойственно и Египту, ч Греции, иИндии. Материнское лоно водной стихии как бы воплощало в себе потенциальнуюмощь природы, материи и являлось, таким образом, одним из вариантов образаБогини-Матери.Отцом богов почитался в Шумере Ан - властитель неба. Возможно, некогдаон был высшим Божеством предков шумеров. Но в исторический период Анотступил на задний план. Ему не приписывали никаких определœенных функций, онбыл далек и непостижим, культ его не был популярен. Зато его дети сумели завладеть всœем мирозданьем. Водами владелхитроумный Энки - покровитель культуры; создателœем людей и покровителœемшумеров был Энлиль; ему же подчинялись воздушные пространства. Богом солнцабыл Уту, луны - Нанна, Венеры - Инанна. Кроме этих важнейших боговсуществовали сотни других. Боги представлялись в человеческом образе, но вто же время семь важнейших отождествлялись с планетами. Небо над Месопотамией почти круглый год чистое. Из поколения впоколение наблюдали шумеры звездные миры. Οʜᴎ научились отличать планеты исозвездия, разработали основы астрономии. Математическая точность небесныхциклов и фаз, неизменный ход светил - всœе это приводило к упрочению идеи онерушимости вечных законов. Ради своего благополучия человеку нужно было как можно тщательнееизучать эти законы. Звезды указывали не только время половодья, но и влиялина судьбы людей. Необходимо было не только выработать календарьземледельческих работ, знать семена и травы, помогающие от болезней, но иоградиться от злых духов, насылающих засушливый ветер или лихорадку. В этомотношении между Сеннааром и Египтом полное сходство. Многочисленные таблички, найденные в жилищах древних шумеров, содержаткак медицинские рецепты, так и магические формулы против демонов. В случае есличеловек заболел, это значит, что он подвергся нападению: "злой Утуткуприблизился к горлу человека, злой Галу приблизился к его груди, злой Этимуприблизился к его животу, злой Алу приблизился к его руке"194. Всех ихкрайне важно изгнать согласно рецептам. Это была наука! Пусть ошибочная, нотипологически - вполне наука. В случае если современный человек знает об инфекции иметодах ее подавления, то он лишь ближе к фактам, а по существу он действуетпо той же схеме, что и древний человек, знакомый с наукой в ее магическойформе. Правда, рядом с заклинаниями существовали и лекарства, но для шумеране было разрыва между этими двумя планами, и целœебное снужнобье было для неготаким же средством изгнания бесов болезни, как и ворожба.Как понимал житель Сеннаара положение и роль человека во Вселœенной? На первом месте стояли боги. Это они упорядочили мир и владеют им; ониобитали некогда в блаженной стране Дильмун, где не было ни опасностей, ниболезней, ни старости. Боги вступали в браки, рожали детей, творили растенияи животных для своего удовольствия. И человек был создан для того, чтобысвоими жертвоприношениями служить им. Он - низшее существо, бесправный раб,участь которого определœена навсœегда. Правда, Энлиль, как радетельный хозяин,вначале заботился о том, чтобы существование людей-рабов было безбедным. Обэтом говорит древний миф: В стародавние времена Не было ни страха, ни ужаса, И человек не имел врагов195. Но в конце концов боги позавидовали тому,что Энлиль пользуется единолично услугами людей и сам ревниво их оберегает.Из-за их происков положение человека изменилось к худшему: появилисьболезни, вражда - одним словом, всœе, что делает жизнь "юдолью плача". Нотаково было решение богов, и это тоже стало Me - "божественным законом",который изменить невозможно. Посмертная участь человека, по шумерским представлениям, былабезрадостна. Дух умершего спускался в темную область Кур, скрытую глубокопод землей. Хотя там и существовало нечто вроде загробного суда, но в целомобитание в Преисподней было унылым и мрачным. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, человек ощущал себя ничтожной мошкой, эфемернымсуществом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ненужнолго приходит в мир и потом навсœегда исчезает втемной пасти Кура. Возникало глубокое противоречие между духовным обликомнарода, одаренного, трудолюбивого, творческого, и его понятием о назначениичеловека. И чем больше развивалось личностно-творческое начало, тем сильнееощущалось это трагическое противоречие. Ни шумеро-аккадцы, ни вавилоняне так и не смогли разрешить его. При этомпопытки преодолеть трагизм и безысходность возникали не раз. Время отвремени появлялась мысль о том, что боги - существа, по сути дела, добрые ичто они хотят видеть таким и человека. Согласно одному тексту они спускаютсяв мир, Чтобы утешить сироту, чтобы не было больше вдов, Чтобы подготовитьместо, где будут уничтожены сильные... Чтобы отдать сильных в рукислабым...196 Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, богоподобие, заложенное в человеке, оказывалосьсильнее мифологических богов. В одной шумерской поэме есть сюжет, близкий к библейскому Иову. Начеловека обрушились болезни и бедствия. Он уничтожен, оклеветан, обманут. Онобращается с горячей мольбой к Богу: Бог мой, я хотел бы стать пред Тобою, Я хотел бы сказать Тебе: слово мое - стон... Бог мой, над землею сияет яркий день, а для меня день черен, Слезы, печаль, тоска, отчаяние посœелились во мне... Бог мой, мой Отец, зачавший меня! Дай мне поднять голову... Доколе ты будешь оставлять меня без провожатого?197 В отличие от Иовагерой шумерской поэмы не требует от Бога справедливости. Он просто плачет исетует. Но в его жалобах мы видим пробуждение искреннего религиозногочувства, сердечной теплоты молитвы. Плач страдальца - это не заклинаниямага, надеющегося победить враждебные силы и завладеть добрыми. Это голосдуши, обращенной к Богу, Богу, который милосœерд.Сознание того, что Бог есть защитник добродетели и правды, проявляетсяне только в личной религиозности, но начинает оказывать влияние и на жизньобщественную. Около 2350 ᴦ. в Шумере появился социальный реформатор, которыйсделал попытку применить божественный закон на практике. Этим реформаторомбыл царь Лагаша Урукагина. То, что известно об его деятельности, показывает,что в его время "божественный закон" уже рассматривали как нечто связанное справдой и справедливостью. Урукагина пришел к власти в годы, когда старая патриархальнаядемократия в городах Шумера находилась под угрозой. В результате постоянных войн укреплялась деспотическая властьправителœей. Военное время требовало жертв, повышения налогов, дисциплины. Нокогда наступал мир, власть имущие не желали смягчать суровые военныепорядки. В Лагаше энси наложили свою руку на всю хозяйственную жизнь.Крестьяне несли изнурительные повинности на землях, объявленныхсобственностью владыки. А таких земель становилось всœе больше. Не избежалисамоуправства и храмовые именья. Скот, принадлежавший жреческой корпорации,был фактически присвоен энси. Налоги накладывались в большом размере на всœе,что возможно: их взимали и за колодцы, и за похороны, и за работу впивоварне или конторе. Не было почти сословия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ бы не разорялосьгосударственными поборами. Специальные правительственные агенты неустаннонадзирали за пастухами, рыболовами, земледельцами, матросами, ремесленникамии жрецами, чтобы вовремя обеспечить поставки. Военачальники и вельможи,которым покровительствовал энси, чувствовали себя безнаказанно и захватывализемли бедняков. Все чаще вместо натурального взноса стали требовать платуденьгами. Такое положение вызывало недовольство во всœех слоях общества. Мы не знаем, как совершился переворот, кто поддержал Урукагину, когдаон захватывал бразды правления. Никаких династических прав он не имел и самподчеркивал, что власть получена им из рук Нингирсу, "витязя богаЭнлиля"198. Есть указания на то, что переворот был бескровным, и старый энсивместе с женой не только остались на свободе, но жили окруженные почетом. Имя нового энси - Урукагина - означает "истинные уста города". Бытьможет, в нем содержался намек на реформаторские замыслы правителя. Вскоре после своего утверждения в Лагаше Урукагина начал проводитьширокие преобразования. Одни налоги он снизил, другие - отменил, отозвалдворцовых сборщиков податей, освободил от поборов храмы и духовенство,сильно ограничил власть монарха на землю и труд людей, восстановил порядок всудах, увеличил плату крестьянам, работавшим на храмовых угодьях. По егословам, он издал законы, которыми избавлял граждан Лагаша от долговойкабалы, насилия, воровства, убийства, грабежа и разорения. "Чтобы сирота ивдова мужу, силу имеющему, не предавались - с богом Нингирсу Урукагина словоэто установил"199. В надписях Урукагины есть выражение, из которого можнозаключить, что он первый утвердил такой порядок в Лагаше. Установление амаги - свободы или права - было для Урукагины актомрелигиозным. Согласно надписи, в этом он следовал "божественному закону",который исходил от бога Нингирсу. События в Лагаше не могли не беспокоить царя сосœеднего города Гуммы, -Лугальзаггиси уже давно стремился установить свою гегемонию в Шумере.Предвидя враждебные действия, Урукагина поспешно стал укреплять своюметрополию. Он возвел в центре Лагаша мощную крепость Гирсу и, как говоритисторик, "создал себе условия подобно Гильгамешу, строителю стены Урука,подобно Фемистоклу, строителю стен Афин, подобно Неемии, строителю стенИерусалима, для ведения самостоятельной политики, не считаясь со своимисосœедями"200. В случае если до сих пор он носил традиционный титул энси, т. е.жреца-правителя, то теперь Урукагина принимает титул лугаля, т. е. царя. На второй год правления Урукагины войска Лугальзаггиси выступили противЛагаша. Царь Гуммы решил уничтожить опасный очаг новшеств и заодноприсоединить Лагаш к своей державе. Тем не менее сразу разбить Урукагину неудалось. Из одного плохо сохранившегося текста можно заключить, что воиныЛугальзаггиси дважды совершали набег на Лагаш и дважды вынуждены быливернуться ни с чем201. Военные действия продолжались несколько лет. На седьмой год правленияУрукагины более сильный противник взял верх. Его войско опустошило областьЛагаша, ограбило храмы, перебило множество народу. Неизвестный писец этого времени, оплакивая судьбу Лагаша, утверждал,что завоеватели совершили большой грех против бога Нингирсу. "Могущество,пришедшее к ним, будет у них отнято, - предрекал он. - Царь Гирсу Урукагинане грешен в этом"202. Последние слова вызывают догадку, что шумерский"Царь-освободитель" не погиб во время разгрома, а сумел удержаться в своейцитадели Гирсу. О дальнейшей судьбе его ничего не известно.Не успел еще Лугальзаггиси закрепить плоды своей победы, как оказалсясам перед лицом грозного противника. Прошло очень немного времени с тогодня, когда Лагаш был подвергнут разгрому, и предсказание шумерского писцасвершилось. Лугальзаггиси был наголову разбит и казнен Саргоном - царемАккада, области, где преобладало семитическое населœение. Аккадцы, соотечественники Саргона, уже давно усвоили основы шумерскойкультуры, пользовались их клинописью, строили храмы по их образцам, ввели всвой пантеон шумерских богов. Семиты дольше других народов сохраняли древнееединобожие. Аккадцы именовали Бога - Господин, Бэл. Но пост


Читайте также


  • - Курс лекций Жарковой О.А. по Земельному праву 7 страница

    В случае необходимости застройщик создает инфраструктуру, при этом расходы на это могут быть частично компенсированы за счет бюджета. После заключения договора аренды и расселения граждан инвестор разрабатывает проект планировки и проект межевания территории, ему... [читать подробенее]


  • - Курс лекций Жарковой О.А. по Земельному праву 6 страница

    Из материалов дела следует, что для определения границ лесного фонда были использованы материалы лесоустройства 1993 года - планшет №7, по данным этого планшета восстановлены границы лесничества. Как указал в итоге суд, земельный участок лесничества поставлен на... [читать подробенее]


  • - Административно-правовой статус благотворительных организаций 13 страница

    3.5. формирует сводный прогнозный (плановый) баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и субъектам оптового рынка; 3.6. согласовывает решения об утверждении тарифов на... [читать подробенее]


  • - Фриц Перлз 5 страница

    Особенно ограничивает возможности терапевта и пациента разделение "психического" и "физического", из-за которого большинство школ имеют дело с психическими факторами, а последователи Райха - с физическими. В отличие от этого целостный гештальт-подход дает... [читать подробенее]


  • - Текстові тестові завдання 4 страница

    E. Ядерний матрикс. 349. Хромосоми людини за розмірами поділяють на: A. 12 груп. B. 3 групи. C. 6 груп. D. *7 груп. E. 2 групи. 350. Цитокінез (цитотомія) – це: A. Поділ ядра. B. Поділ органел. C. Збільшення об’єму цитоплазми. D. *Поділ цитоплазми. E. Рух цитоплазми. 351. Чим утворені полюси... [читать подробенее]


  • - НЕВРОТИК И ТЕРАПЕВТ 2 страница

    Однако это объяснение, несмотря на его большую ценность, не охватывает полностью тех чувств, которые часто возникают у пациента по отношению к терапевту в процессе лечения. Следует ли нам согласиться, что в этих чувствах действительно нет ничего актуального, что все, что... [читать подробенее]


  • - Конспект лекцій Гроші та кредит / Савлук 43 страница

    Участь у торгах можуть брати всі компанії, які мають достатній міжнародний досвід і виробничі можливості виконати умови конкурсу. Це стосується і місцевих виробників, більше того, їм надається знижка у розмірі 15% контрактної ціни. Тобто, якщо український виробник виконує... [читать подробенее]


  • - Жилищное право как отрасль права, наука и учебная 8 страница

    в коммунальной квартире законом установлена следующая очередность. Право на предоставление такого помещения в первую очередь имеют признанные на тот момент малоимущими и нуждающимися в жилом помещении лица. Если граждане этой категории в коммунальной квартире не... [читать подробенее]


  • - Жилищное право как отрасль права, наука и учебная 5 страница

    1) их вида; 2) юридического факта - основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения; 3) вида жилищного фонда в зависимости от права собственности. Например, сторонами жилищных правоотношений по предоставлению жилых помещений в РФ на основе... [читать подробенее]


  • - Жилищное право как отрасль права, наука и учебная 11 страница

    2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает; 3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении; 4)... [читать подробенее]