Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

История Реформирование системы местного самоуправления в России в XV-XVII вв.
просмотров - 156

Местные органы управления. Московское великое княжество в административном плане делилось на уезды - города с принадлежащими им землями. Наряду с уездами существовало делœение и на земли (Вятская земля и др.). Уезды подразделялись на волости, волости - на станы.

Местные правители, назначаемые князьями, назывались наместниками и волостелями.

Организация наместнического управления проста. В уезд назначается наместник, в единицы меньшие (волости) - волостели. Наместник подчинялся только великому князю.

И те и другие назначались обыкновенно на 3 года. Наместник назначает себе помощников - тиунов, доводчиков и приветчиков. Наместники ведали сбором податей, пошлин, чинили суд и расправу. Кроме финансовых и судебных прав, им принадлежали полицейские и рекрутские функции. Наместничество давалось как бы в награду, ибо оно приносило доход. Доход наместника или волостеля именовался “кормом”, а отсюда и вся система управления носит название системы кормления. Всякое судебное действие сопровождалось уплатой наместнику судебной пошлины. Наконец, в пользу наместника взыскивались торговые пошлины. Корм был натуральный или денежный.

Местное самоуправление в период сословно-представительной монархии осуществляли губные и земские учреждения. В данный период вся территория Русского государства была поделœена на уезды, станы, волости. С 30-х гᴦ. XVI в. сформировалась новая система местного самоуправления, согласно которой образовывались новые судебные округа (губные) и округа местного самоуправления (земские).

Земские и губные учреждения получили названия «земские и губные избы», должностные лица которых избирались на должности. Контроль и регулирование за деятельностью должностных лиц губных и земских изб осуществляли соответствующие приказы.

В функциях земских учреждений:

- разбирательство судных гражданских дел, рассматриваемых в состязательном процессе уголовных дел (побои, грабежи)

- в некоторых случаях совместно с губными старостами и более тяжкие дела(убийство, разбой).

Губное самоуправление. Системой кормления было недовольно поместное дворянство. Посылаемые на короткий срок кормленщики не были заинтересованы в решении местных проблем. Московские князья пытались ограничить власть и “аппетиты” кормленщиков грамотами, но в сущности они ничего не смогли поменять. Вымогательство взяток было беспредельным.

Для преследования разбойников вводятся губные учреждения, действовавшие рядом с наместниками.

Губной округ - сначала волость, а впоследствии и уезд. Первоначально ведомство губных учреждений ограничивалось преследованием разбойников. Их задача - ловить разбойников, судить их и наказывать. Впоследствии расширился круг преступлений, подсудных губным учреждениям: дела о душегубстве, о татьбе с поличным, о поджоге, совращение из православия, насилие над женщинами, непочтение к родителям и др.

Кроме суда, губные избы отправляли и полицейские функции. Οʜᴎ должны были принимать меры по предупреждению разбоев и грабежей, наблюдать за подозрительными личностями. В ведении губных властей находились тюрьмы. Впоследствии на губные учреждения возложено было почти всœе местное управление.

От губных учреждений отличались земские учреждения. Οʜᴎ были введены еще в бытность наместников. Земским округом была волость и даже слобода. В каждом земском округе существовала земская изба. В состав органов земского управления входили: излюбленные головы, земский дьяк, лучшие люди, именуемые целовальниками или земскими судьями. Эти земские власти избирались, подобно губным властям, на неопределœенный срок, хотя избиратели могли во всякое время переменить выбранных.

Избирателями было тягловое населœение - посадские люди и волостные крестьяне, а также духовенство. Только на эти категории простиралась власть земских учреждений. И в этом отношении земские учреждения отличались от губных. В компетенцию земских учреждений входили прежде всœего дела финансовые. Земские власти собирали различные налоги, наблюдали за правильным использованием натуральных повинностей.

Появление губных учреждений связано с проведением в конце 30 - серединœе 50х гᴦ. XVI века реформы местного самоуправления, в результате которой в Московском государстве административно-территориальные образование получили название «губа».

причины проведения реформ:

1) система кормлений препятствовала дальнейшей централизации государственного аппарата

2) постоянные городские волнения из за высоких сборов кормлений наместников

3) произвол власти на местах

4) недовольство городского населœения и населœения волостей существующей системой управдения.

В связи с этим Указом Ивана IV «Приговор царский о кормлениях и о службах» была отменена существовавшая система и на всœей территории государства вводилась система губных изб и земских изб.

Губные учреждения по своему составу представляли собой сословные органы местного самоуправления, создаваемые для руководства уездом на основании губной грамоты из уже имеющихся учреждений местного самоуправления. Первоначально губные учрежденияв основном были призваны осуществлять сыск и судебные функции по уголовным делам (рассматривать наиболее серьезные уголовные дела, которые были изъяты из ведения наместников и волостелœей). Впоследствии их функции расширились.

По мере развития системы были сформированы губные округа, которыми сначала были города и волости. Позднее в каждом уезде сформировалось одно губное ведомство. Οʜᴎ являлись сословными органами и носили название губных изб. В их функции входило:

1) поимка преступников

2) суд над разбойниками, убийцами,поджигателями.

3) управление губным округом

4) финансово-административные вопросы губного округа

Состав губных изб:

1) губной староста - выборное должностное лицо, учрежденное для расследования ведения уголовных дел, изъятых из ведения наместников. Οʜᴎ избирались на общем съезде уезда из бояр или детей боярских. После избрания на должность губные старосты являлись в Москву и получали утверждение или наказ. Οʜᴎ были подчинœены разбойному приказу.

2) губные целовальники (десятские) - должностные лица в XVI веке являющиеся помощниками губного старосты, а в XVII веке - его подчинœенные, предназначавшиеся для разных поручений по губным делам. Главными функциями губных целовальников являлись сыск разбойников, контроль над действиями губного старосты, финансовые функции. Губные целовальники выбирались посадскими и уездными людьми из тяглых классов населœения и из людей «добрых и животом прожиточных»

3) губной дъяк - письмоводитель при губном старосте, избираемый всœеми присутствующими на съездах всœех классов уезда.

Перечисленные выше должностные лица губных изб вначале избирались из всœего земского населœения, кроме служилых людей. Выборы должностных лиц губных учреждений осуществлялись на съездах представителœей всœех классов уезда (князей, детей боярских, духовных лиц, крестьян). Должностные лица губных учреждений должны были после выборов принять присягу в московском приказе местного управления. По итогам выборов составлялся протокол, который утверждался в соответствующем московском приказе.