Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Искусство VII I II II III IV IV V VI
просмотров - 406

При этом всœегда следует иметь в виду, что чем меньше будет интервал между сопряженными неустойчивым и устойчивым звуками, тем сильнее ощущается само тяготение* [Аналогичное явление наблюдается в физике, когда при уменьшении расстояния между магнитом и каким-либо желœезным предметом сила притяжения возрастает.], в связи с этим особенной остротой и яркостью обладают в Ладе именно полутоновые тяготения. Наиболее явственно это проявляется в восходящем полутоновом тяготении VII ступени натурального мажора (и гармонического минора), которая как бы «вводит» в тонику (отсюда и ее название — напряженный восходящий вводный тон).

В натуральном мажоре есть два полутоновых тяготения: одно — восходящее (от VII ступени к I ступени), другое — нисходящее (от IV ступени к III ступени). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, тоническая терция, образованная I и III ступенями лада, окружена встречными полутоновыми тяготениями VII и IV ступеней, образующих между собой остродиссонирующий интервал — тритон (в данном случае — уменьшенную квинту). По этой причине IV ступень в мажоре больше тяготеет вниз — к III ступени, нежели вверх к V ступени, от которой она отстоит на интервал большой секунды.

99

Полная система ладовых тяготений сопряженных ступеней в гамме натурального мажора выглядит следующим образом:

100

Т(I) II III S(IV) D(V) VI VII T(I)

Все семь диатонических ступеней лада (в данном случае — мажорного) являются основными, а I, IV и V ступени, то есть тоника, субдоминанта и доминанта (обозначенные в приведенной выше схеме латинскими буквами) называются еще и главными ступенями лада. Такое название они носят потому, что строящиеся на этих ступенях трезвучия отражают специфику лада, являясь, как и тоническое, мажорными трезвучиями.


Читайте также


  • - VII I II II III IV IV V VI

    При этом всегда следует иметь в виду, что чем меньше будет интервал между сопряженными неустойчивым и устойчивым звуками, тем сильнее ощущается само тяготение* [Аналогичное явление наблюдается в физике, когда при уменьшении расстояния между магнитом и каким-либо железным... [читать подробенее]