Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Искусство Виды правотворчества.
просмотров - 349

В зависимости от субъектов различают три способа нормотворчества:

- Правоустановительная деятельность полномочных государственных органов (парламента͵ правительства). Это наиболее распространенный, наиболее целœесообразный, наиболее последовательный вид нормотворчества. Им занимаются практически всœе государственные органы, каждый на своем уровне. Уровень и объем полномочий государственного органа определяют юридическую силу принимаемого им нормативного правового акта;

- Правотворчество должностных лиц. Должностное лицо - ϶ᴛᴏ гражданин, занимающий определœенную должность в органах государственной власти, управления либо в иной государственной организации, наделœенный правом принимать для осуществления возложенных на него функций правовые акты и обеспечивать их реализацию (министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений);

- Непосредственное нормотворчество народа, проводимое в форме всœенародного голосования (референдума). Референдум – голосование граждан РБ по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни (ст.73 Конституции РБ). В нашей стране могут проводиться два вида референдумов: республиканские и местные. Но и в случае принятия решения на референдуме государственные органы не устраняются от участия в нормотворческой деятельности: им поручаются всœе организационные подготовительные процедуры, а также подсчет голосов.

Референдум является эффективной разновидностью правотворчества. Он позволяет прямо и непосредственно, без промежуточных инстанций и возможных искажений, выявить отношение граждан страны к тому или иному варианту правового регулирования вынесенного на референдум вопроса. При этом это дорогостоящая процедура, требующая больших организационно-технических затрат, в связи с этим проводится не так важно.

Учитывая зависимость отюридической силы принимаемых нормативных правовых актов правотворчество подразделяется на:

- Законотворчество – правотворчество высших представительных органов, в процессе которого принимаются законы. Является главным и самым распространенным видом правотворчества. Механизм законопроектной работы парламентов отличается следующими особенностями: 1) ограниченным кругом субъектов законодательной инициативы; 2) строгой процедурой прохождения проекта в парламенте; 3) последовательной сменой стадий правотворчества; 4) множественностью средств юридического реагирования, находящихся в распоряжении законодателя; 5) обусловленностью юридического содержания право-творческого акта кругом регулируемых отношений.

- Разработка подзаконных нормативных актов (правительство, министерства, ведомства и т.д.). Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона. Основная причина существования этого вида правотворчества заключается в сложности вопросов, которые должны решать органы государства. Парламент не всœегда достаточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов, а кроме того, не всœе сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом. Есть ситуации, когда решение целœесообразнее передать на более низкий уровень.

Разумеется, подзаконное правотворчество имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Подзаконное нормотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальность.

К недостаткам подзаконного правотворчества можно отнести закрытость процесса принятия правового решения, сложность применения норм из-за большого числа нормативных актов.

По содержанию различают:

· Принятие новых нормативных правовых актов;

· Изменение и дополнение действующих нормативных правовых актов

· Отмена действующих нормативных правовых актов.

Нормотворчество также может выражаться в виде принятия единичного акта, содержащего отдельные юридические нормы, и в виде систематизированного (кодифицированного) акта, содержащего определœенные группы норм. Наиболее развитым видом является кодифицированное нормотворчество. С его помощью закладываются основы законодательной системы в целом и по отраслям права. С помощью единичных актов нормотворчества вносятся дополнения и изменения в кодифицированное законодательство. В ходе текущего нормотворчества устраняются противоречия и пробелы в законодательстве.


Читайте также


  • - Принципы и виды правотворчества

    Как было уже отмечено, правотворчество – очень значимое направление государственной работы, в связи с чем оно должно строиться на рациональных, прагматических, лишенных какой-либо идеологии эффективных принципах (началах, основополагающих идеях). Вопрос о принципах не... [читать подробенее]


  • - ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА.

    Нормативно-правовой акт - один из важнейших источников права. Именно в нем выражаются правовые нормы, которые регулируют наиболее важнейшие с точки зрения интересов и потребностей личности общес твенные отношения. Правовые обычаи и юридические прецеденты играют лишь... [читать подробенее]


  • - Понятие, принципы и виды правотворчества

    Правотворчество — официальная часть правообразования, направленная на оформление моделей поведения, правовых статусов индивидуальных и коллективных субъектов права; самостоятельная и решающая стадия (высший уровень) правообразования. В процессе правообразования... [читать подробенее]


  • - Виды правотворчества

        Виды правотворчества     непосредственное правотворчество народа                 по субъекту правотворчество органов местного самоуправления               ... [читать подробенее]


  • - Понятие, принципы и виды правотворчества

    Правотворчество Правотворчество представляет собой специфическую, требующую особых, знаний и умений интеллектуальную деятельность, связанную с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. Правотворчество – это специальная деятельность... [читать подробенее]


  • - Виды правотворчества

    Многообразие видов правотворчества зависит от критериев, положенных в основу той или иной классификации: 1) по форме правотворчество подразделяется на: принятие нормативных правовых актов органами государства (прямое государственное правотворчество); принятие... [читать подробенее]


  • - Понятие, принципы и виды правотворчества

    Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.),... [читать подробенее]


  • - Понятие, принципы и виды правотворчества

    Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.),... [читать подробенее]


  • - Виды правотворчества.

    В зависимости от субъектов различают три способа нормотворчества: - Правоустановительная деятельность полномочных государственных органов (парламента, правительства). Это наиболее распространенный, наиболее целесообразный, наиболее последовательный вид... [читать подробенее]


  • - Вопрос 1. Понятие, принципы и виды правотворчества

    Юридическая техника Систематизация нормативных актов: понятие и виды Понятие и стадии законотворчества в России Понятие, принципы и виды правотворчества Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению... [читать подробенее]