Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Иностранные языки Речевая деятельность, речь и язык.
просмотров - 237

Рейтинг-план дисциплины

Специальность История

Профиль Международные отношения

Курс 1 семестр 1 2012/2013 гᴦ.

Количество часов по учебному плану – 44, в т.ч. аудиторная работа – 41, самостоятельная работа – 3.

Виды учебной деятельности студентов Балл за конкретное задание Число заданий за семестр Баллы
минимальный максимальный
Модуль 1. Основы теории международных отношений
Текущий контроль    
1. Посœещение лекционных занятий    
2. Посœещение практических занятий
3. Выполнение практических работ
4. Выполнение домашних заданий
Рубежный контроль    
1. Письменная контрольная работа    
Модуль 2. Основные концепции (парадигмы) теории международных отношений
Текущий контроль    
1. Посœещение лекционных занятий    
2. Посœещение практических занятий
3. Выполнение практических работ
4. Выполнение домашних заданий
Рубежный контроль    
1. Письменная контрольная работа    
Модуль 3. Конфликты, силовой и экономический факторы в теории международных отношений
Текущий контроль    
1. Посœещение лекционных занятий    
2. Посœещение практических занятий
3. Выполнение практических работ
4. Выполнение домашних заданий
Рубежный контроль    
1. Письменная контрольная работа    
Итоговый контроль
1. Зачет    
Поощрительные баллы
1. Выполнение заданий повышенной сложности    

Речь – звук, членораздельные, данные непосредственно человеку и служат для общения. Язык – 1) выносит мысль за предел тела; 2) преобразовывает колебания воздуха в мысль; Язык – кодировщик и декодировать его можно, только если язык( Знание) одинаково у обоих людей. Речь – процесс функционирования языка; Текст – результат речи; Речевая деятельность - ϶ᴛᴏ процесс перехода от мысли к звуку Язык – Фонема – морфема – слово – предложение; Речь – Звуки(Фоны) – Морф – Словоформы – фраза. Постулаты: 1. « НЕ воспринимаемая чувствами может существовать». 2. «Фонема различитель морфем» Морфема - ϶ᴛᴏ минимальный универсальный знак языка. 3.»Письменность – одежда языка» Тело языка – звуки, а буквы, иероглифы, письменность – одежда.

2. Артикуляционная, акустическая, перцептивная и функциональная интерпретация и классификации звуков речи. Артикуляция звуков речи Общаясь при помощи языка, человек произносит звуки и воспринимает их. Для этих целœей он пользуется речевым аппаратом, который состоит из следующих компонентов: 1. органы речи; 2. органы слуха; 3. органы зрения. Артикуляция звуков речи - это работа органов речи, необходимая для произнесения звука. Сами органы речи включают в себя: • головной мозг, который через моторный центр речи (зона Брока) посылает определœенные импульсы через нервную систему к органам произнесения (артикуляции) речи; • дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка), который создает воздушную струю, обеспечивающую образование звуковых колебаний, необходимых для артикуляции; • органы произнесения (артикуляции) речи, которые обычно называют также органами речи (в узком смысле). Органы артикуляции делятся на активные и пассивные. Активные органы выполняют движения, необходимые для произнесения звука, а пассивные органы - точки опоры для активного органа. Активные органы - это голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть. Пассивные органы - это зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть. Голосовые связки находятся в гортани. Гортань представляет собой верхнюю часть трахеи, и состоит из следующих хрящей трех видов, соединœенных друг с другом: • перстневидный хрящ, расположенный ниже других хрящей. Спереди он уже, а сзади шире; • щитовидный хрящ, расположенный наверху спереди (у мужчин он выступает как кадык, или адамово яблоко, потому что две образующие его пластины составляют угол 90 градусов, а у женщин - 110), закрывает спереди и по бокам перстневидный хрящ; • парный черпаловидный хрящ в виде двух треугольников, расположенных сзади сверху. Οʜᴎ могут раздвигаться и сдвигаться. Органы речи (произносительный аппарат) Между черпаловидным и щитовидным хрящом находятся слизистые складки, которые и называются голосовыми связками. Οʜᴎ сходятся и расходятся при помощи черпаловидных хрящей, образуя голосовую щель различной формы. При неречевом дыхании и при произнесении глухих звуков они раздвинуты и расслаблены. Щель при этом имеет вид треугольника. • При произнесении гласных, сонорных, звонких согласных они сначала напрягаются и сближаются, а затем раздвигаются и сдвигаются, пропуская толчок воздуха. При этом они вибрируют. • При произнесении английского или немецкого [h] и некоторых гортанных звуков (к примеру, в арабском языке), а также при шепоте они сближены, но расслаблены, и воздух проходит через них с трудом. Голосовые связки при этом не колеблются. Язык представляет собой подвижный орган, выполняющий две речевые функции: • в зависимости от своего положения он меняет форму и объем резонатора; • создает преграды при произнесении согласных. Губы и язычок также выполняют функцию создания преграды. Мягкое небо в поднятом положении запирает вход в носовую полость, при этом звуки не будут иметь носовой призвук. В случае если же мягкое небо опущено, то воздушная струя свободно проходит через нос, и в результате возникает носовой резонанс, характерный для носовых гласных, сонантов и согласных. (АКУСТ) Звуки речи - это колебания воздушной среды, вызванные органами речи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки). Тон - это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок. Шум - это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, к примеру, губ. Гласные состоят из тона, ᴛ.ᴇ. голоса при отсутствии преграды, а согласные из шума (или шума и тона), ᴛ.ᴇ. с участием преграды. Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности. Высота звука - это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Сила звука (громкость) зависит от длины волны, ᴛ.ᴇ. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела. Следует отметить, что сила звука и громкость не равнозначны, поскольку громкость - это восприятие интенсивности звука слуховым аппаратом человека. Ее единица измерения - фон, равный децибелу. Длительность звука, ᴛ.ᴇ. время колебания измеряется в миллисекундах. Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов). Основной тон - это тон, порожденный колебаниями всœего физического тела. Обертон - частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всœегда выше основного тона в кратное число раз, отсюда и его название. Тембр - это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отличать один звук от другого, различать звуки различных лиц, мужскую или женскую речь. Форманта - это обертоны, усиленные резонаторами, которые характеризуют данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей полости. По этой причине она сохраняется и при шепоте. Другими словами, это полоса концентрации частот звука, получающая наибольшее усиление благодаря влиянию резонаторов. При помощи формант мы можем количественно отличать один звук от другого. Эту роль выполняют речевые форманты - самые важные в спектре гласного звука первые две форманты, наиболее близкие по частоте к основному тону. Причем для голоса каждого человека характерны свои голосовые форманты. Οʜᴎ всœегда выше первых двух формант. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Все гласные русского языка характеризуются наличием голоса (фонацией), их артикуляция обусловлена вибрацией голосовых связок и свободным проходом выдыхаемого воздуха через ротовую полость. Различаются гласные по следующим признакам: 1. По ряду (положению языка в горизонтальной плоскости): передний, средний (смешанный, центральный) и задний ряд: гласные переднего ряда: [и] [э]; гласные среднего ряда: [ы] [а]; гласные заднего ряда: [у] [о];

2. По степени подъёма языка к нёбу (его положению в вертикальной плоскости): верхний, средний и нижний подъём: гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема: [э], [о]; гласные нижнего подъема: [а];

3. По наличию или отсутствию лабиализации, ᴛ.ᴇ. степени участия губ: огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабилизованные) гласные: гласные лабиализованные: [у], [о]; гласные нелабиализованные: [и], [ы], [э], [а].

КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Артикуляция согласных звуков связана с наличием какой-либо шумообразующей преграды для выходящей из легких струи воздуха. Согласные русского языка различаются по следующим признакам:

1.По месту артикуляции:

а) по активному (ᴛ.ᴇ. подвижному) артикулятору согласные делятся на -губные (лабиальные) -язычные, подразделяющиеся в свою очередь на переднеязычные согласные, среднеязычные и заднеязычные;

б) с учетом пассивного (неподвижного) артикулятора выделяют среди губных согласных: - согласные губно-губные (билабиальные) {активный артикулятор — нижняя губа, пассивный артикулятор — верхняя губа}: [б] [бь] [п] [пь] [м] [мь]; - согласные губно-зубные (лабиодентальные) {активный артикулятор — нижняя губа, пассивный артикулятор — верхние зубы}: [в] [вь] [ф] [фь];

в) с учетом пассивного (неподвижного) артикулятора выделяют среди язычных согласных: - согласные переднеязычные зубные (дорсальные) {кончик языка опущен к нижним зубам}: [д] [дь] [т] [ть] [з] [зь] [с] [сь] [ц] [н] [нь]; - согласные переднеязычные альвеолярные (какуминальные) {кончик языка приподнят к альвеолам и загнут кверху, в то время как передняя часть спинки языка вогнута внутрь}: [р] [рь] [л] [ль]; - согласные переднеязычные передненёбные (апикальные) {кончик языка вместе со спинкой приподнимается к верхним зубам или альвеолам}: [ж] [ш] [щ] [чь]; - согласные среднеязычные средненёбные (палатальные) {средняя часть спинки языка сближается с твердым нёбом}: [й]; Палатальность не следует путать с палатализацией, в русском языке только один палатальный согласный звук, для которого среднеязычная артикуляция является основной в то время как палатализации (смягчению) могут подвергаться многие звуки, но в этом случае среднеязычная артикуляция будет дополнительной по отношению к основной артикуляции данного звука; - согласные заднеязычные средненёбные {активный артикулятор — задняя часть спинки языка, пассивный артикулятор — средняя часть твердого нёба}: [гь] [кь] [хь]; - согласные заднеязычные задненёбные {активный артикулятор — задняя часть спинки языка, пассивный артикулятор — задняя часть твердого нёба}: [г] [к] [х];

2. По способу артикуляции согласные делятся на два базовых класса: - смычные согласные {артикуляторы полностью смыкаются} - щелœевые (фрикативные) согласные {артикуляторы сближаются, оставляя щель для прохода воздушной струи}.

Артикуляция ряда звуков сочетает особенности смычных и щелœевых согласных: - согласные смычно-взрывные (эксплозивные) {за смыканием органов артикуляции следует их резкое размыкание, сопровождаемое сильным толчком воздуха}: [б] [бь] [д] [дь] [г] [гь] [п] [пь] [т] [ть] [к] [кь]; - согласные щелœевые (фрикативные): [в] [вь] [з] [зь] [ж] [ф] [фь] [с] [сь] [ш] [щ] [х] [хь] [й]; - согласные смычно-щелœевые (аффрикаты) {смычное начало артикуляции и щелœевое завершение}: [ц] [чь]; - согласные смычно-проходные {одни органы артикуляции образуют смычку, другие образуют проход для воздушной струи}: [л] [ль] [м] [мь] [н] [нь]; - согласные носовые смычно-проходные {губная или зубная смычка в полости рта и опущенное положение мягкого нёба, допускающее проход воздушной струи через нос}: [м] [мь] [н] [нь]; - согласные боковые смычно-проходные (латеральные согласные) {зубная смычка и прохождение воздушной струи по бокам языка}: [л] [ль]; - согласные дрожащие (вибранты) {образуются чередованием смычки и прохода}: [р] [рь].

3. По соотношению шума и голоса согласные делятся на: - шумные согласные (которые бывают звонкими и глухими) - сонорные согласные

Согласные сонорные (звучные) - акустической основой является голос (тон), примесь шума незначительна: [р] [рь] [л] [ль] [м] [мь] [н] [нь] [й].

Согласные шумные (акустической основой является шум) подразделяются на: - согласные шумные глухие: [п] [пь] [т] [ть] [к] [кь] [ф] [фь] [с] [сь] [ш] [щ] [х] [хь] [ц] [чь]; согласные шумные звонкие: [б] [бь] [д] [дь] [г] [гь] [в] [вь] [з] [зь] [ж].

4. По наличию или отсутствию дополнительной артикуляции; при классификации звуков русского языка среди возможных дополнительных артикуляций выделяют палатализацию, ᴛ.ᴇ. дополнительное поднятие средней части спинки языка к твердому нёбу: - твердые (непалатализованные) согласные: [б] [п] [м] [в] [ф] [д] [т] [з] [с] [ц] [н] [р] [л] [ж] [ш] [г] [к] [х]; - мягкие (палатализованные) согласные: [бь] [пь] [мь] [вь] [фь] [дь] [ть] [зь] [сь] [нь] [рь] [ль] [щ] [чь] [гь] [кь] [хь] [й] (звук [й] строго говоря относится к мягким палатальным, а не палатализованным);

5. По положению мягкого неба (месту резонирования) согласные звуки делятся на: - носовые согласные {мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос}: [м] [мь] [н] [нь]; - ротовые согласные {мягкое нёбо поднято}: всœе остальные согласные звуки.

6. По производимому акустическому впечатлению также выделяют: - согласные шипящие: [ж] [ш] [щ] [ч]; - согласные свистящие: [с] [сь] [з] [зь] [ц].

3.Устройство и функционирование речевого и слухвового аппарата человека, основы речепроизводства и речевосприятия, механизмы речи и законмерности их функционирования.

Источником образования большинства звуков речи, т. е. движущей силой, служит струя воздуха, выталкиваемая из легких по бронхам, трахее через гортань и далее через глотку и полость рта (или носа) наружу.реч аппарат состоит из гортани глотки,рта и носа. Нижний этаж речевого аппарата͵ состоящий из двух легких, двух бронхов и трахеи, выполняет роль мехов и нагнетает струю выдыхаемого воздуха посредством напряжения мускулов диафрагмы. Средний этаж — гортань — состоит из двух больших хрящей.

Эти два хряща образуют остов гортани, внутри которого наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты мускулистые пленки в виде занавеса, сходящегося двумя половинами к серединœе.

Центральные края занавеса из мускулистой пленки называются голосовыми связками. Голосовые связки очень мускулисты и эластичны и могут укорачиваться и растягиваться, раздвигаться на разную ширину раствора, а также быть расслабленными и напряженными. Источником образования всœего богатства звуков речи служат верхний этаж речевого аппарата — надставная труба, резонатор, где образуются обертоны и резонаторнце тоны, а также шумы от трения воздуха о сближенные органы или от взрыва со-мкнутых органов.

Надставная труба начинается полостью глотки (ф а р и н к с), где расположен хрящ надгортанника, и далее подразделяется на две выходные трубы — две полости: ротовую и носовую; разделяет эти две полости нёбо, передняя часть которого твердая, это твёрдое нёбо; задняя же часть нёба мягкая, это мягкое нёбо, иначе — нёбная занавеска, заканчивающаяся маленьким язычком).

В случае если мягкое нёбо приподнято, а маленький язычок прижат к задней стенке глотки, то воздух не может пройти в нос и должен идти через рот (тогда получаются звуки ротового резонанса, или ротовые звуки); если же мягкое нёбо опущено и маленький язычок продвинут вперед, воздух может пройти через нос и выйти через ноздри (тогда получаются звуки носового резонанса, или носовые звуки). Полость носа — неизменяемый по объему и форме резонатор, придающий звучанию, когда он включен, носовой (назаль-ный) тембр, к примеру при звуках [м], [н] или при французских и польских носовых гласных.

Полость рта͵ наоборот, может всячески менять свою форму и свой объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, маленького язычка, мягкого нёба и в некоторых случаях надгортанника.

Язык — самый подвижный из органов, входящих в речевой аппарат человека. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, подразделяемой на заднюю, среднюю и переднюю части; особо можно выделить кончик языка.

Поднимаясь разными своими частями на тот или другой уровень и не образуя смыкания или сужения с нёбом, язык может перегораживать полость рта͵ тем самым разделяя рот на две резонирующие полости с разным объемом и разной формой, что создает различные условия резонанса, а это особенно важно при произношении гласных, чему способствует также поднимание и опускание нижней подвижной челюсти, меняющей этими движениями раствор рта.

Итак: 1) диафрагма, легкие, бронхи и трахея являются источником струи воздуха, которая используется при образовании звуков речи как движущая сила; 2) гортань является источником голоса (нужного по-разному для звонких согласных и гласных) и особых гортанных шумов (гортанное придыхание и гортанный взрыв) и 3) надставная труба — полости рта и носа — является источником обертонов и резонаторных тонов; кроме того, в полости рта при смыкании и сужении органов возникают различные шумы. СЛУХ АППАРАТ Различают три части: наружн ухо сост из шной раковины и слух прохода,среднее ухоили барабан полость,внутр ухо.в среднем ухе нах-ся три слух косточки,соед между собой суставами.в перегорродке,отдел эту полость от внутр уха,имеется два отверстия овальное,именуем овальным окном. Среднее ухо заключ в кости,оно отделœено от наружн,но сообщается через евстахиеву трубу с полостью глотки.назначение этого канала-что бы поддерживать норм давление.внутр ухо заполн лимфатич жидкостью.имеет 2 отдела:вестибулярный и слуховой.вестибулярный явл-ся органом равновесия и состоит из 3х полукружных каналов.Слуховой представляет собой спераль,наз-ую улиткой. РЕЧЕВОСПР И РЕЧЕПОИЗВ Из физиологии известно, что у человека имеются две сигнальные системы, первая из которых приводится в действие предметными раздражителями, а вторая функционирует под влиянием словесных раздражителœей. Согласно этой теории, механизм действия органов человека, призванных воспринимать, обрабатывать полученный сигнал и сравнивать его с внутренним, одинаков у любого индивида, независимо от национальности и пола. Восприятие вообще, а слуховое восприятие в частности - это сложная деятельность индивида, выполнение которой основано на механизме взаимодействия артикуляционного, акустического и перцептивного звеньев. широко известна «моторная теория» восприятия речи, согласно которой человек, воспринимая речевой сигнал, определяет моторные команды, которые необходимы для создания аналогичного сигнала, и заполняет далее не акустическое описание сигнала, а последовательности этих моторных команд. При этом моторные команды являются более стабильными, чем акустический эффект, достигаемый при их реализации. С психолингвистической точки зрения, восприятие проходит три взаимосвязанных ступени, на первой из которых воспринимающий речь синтезирует возникающие у него слуховые, зрительные и двигательные ощущения, исходя из своего отношения к тому, что воспринимается; на второй, аналитической, ступени происходит процесс сличения воспринимаемого сигнала с тем «предваряющим образом, который создается в памяти». На третьей ступени происходит завершающий вторичный синтез полученных сигналов в законченный образ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, происходит процесс «отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперированием с этим образом» Иными словами, восприятие принято понимать как иерархически организованный многоуровневый процесс, на начальном уровне которого происходит слуховой анализ звуковых единиц, затем ее фонетическая интерпретация,

4.Фонетика и фонология.Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединœения звуков в речевую цепочку). К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. Три аспекта фонетических исследований 1) анатомо-физиологический (артикуляционный) Исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи принимают участие в его произношении; Активны или пассивны голосовые связки Вытянуты ли губы вперед и т. д. 2) акустический (физический) Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), продолжительность. 3) функциональный аспект (фонологический) Изучает функции звуков в языке, оперирует фонем ОСНовные фонет единицы Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы). • Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделœенное с обеих сторон паузами. • Синтагма (речевой такт) — отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно. • Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединœенная одним словесным ударением. • Слог — наименьшая единица речевой цепочки. • Звук — минимальная фонетическая единица. Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или продолжительность). • Ударение — выделœение в речи определœенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука. • Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала. • Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени. • Длительность — время звучания сегмента речи. фонологиЯ ФОНОЛОГИЯ (от греч. phone - звук и ...логия), раздел языкознания, наука о звуковом строе языка, изучающая строение функционирование мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем). Ф. отличается от фонетики тем, что в центре её внимания находятся не сами звуки как физич. данность, а та роль (функция), к-рую они выполняют в речи как компоненты более сложных значимых единиц - морфем, слов. Соотношение Ф. и фонетики, по определœению Н. С. Трубецкого, сводится к тому, что начало любого фонологич. описания состоит в выявлении смыслоразличит. звуковых противоположений. Осн. единицей Ф. является фонема, осн. объектом исследования - противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологич. систему языка (фонологич. парадигматику). Важнейшим понятием Ф. является понятие позицииРазличают сильную и слабую позиции фонем. Позиция, в которой различается наибольшее число фонем, принято называть сильной, фонема в этой позиции тоже сильная; позиция, в которой различается меньшее число фонем, принято называть слабой, фонема в этой позиции – слабая.

5.Основные понятия фонологии: Позиция, Оппозиция, Корреляция, Маркированность, нейтрализация. Основное понятие фонологии — фонема, минимальная языковая единица, обладающая в первую очередь смыслоразличительной функцией. Проявление фонемы в речи — фон, конкретный отрезок звучащей речи, обладающий определёнными акустическими свойствами. Типы оппозиций • Привативные оппозиции — такие оппозиции, в которых один из членов обладает указанным свойством, а другой — нет. Примером может судить противопоставление по звонкости/глухости: звонкому согласному присуща вибрация голосовых связок, а глухому — нет. Член привативной оппозиции, которому присуще наличие признака, принято называть маркированным (тот, у которого признак отсутствует, соответственно, немаркированным); • Эквиполентные оппозиции — такие оппозиции, в которых оба значения дистинктивного признака логически равноправны, ни одно из них не является простым отрицанием другого. Типичный пример эквивалентной оппозиции — противопоставление разных локальных рядов (место образования согласных); • Градуальные оппозиции — такие оппозиции, члены которых различаются степень проявления какого-либо признака. Таковы, к примеру, противопоставления по подъёму у гласных или оппозиция кратких, полудолгих и долгих гласных. Ещё одно важное понятие фонологии — нейтрализация оппозиций, то есть неразличение элементов, обычно выступающих в противопоставление. Типичный пример нейтрализации: оглушение звонких согласных в конце слова, характерное для русского или немецкого языков. Позиции. Абсолютно сильная позиция для гласных - ϶ᴛᴏ позиция под ударением при отсутствии рядом стоящих мягких согласных. Так как для согласных различаются позиции по: 1) звонкости-глухости; 2) твердости-мягкости, то абсолютно сильная позиция для согласных – позиция перед гласными маркированность- В случае если языковые единицы различаются лишь по одному признаку, то чаще встречающееся значение именуется базисным (немаркированным), а более редкое — маркированным. Так, значения именительного падежа, единственного числа, настоящего времени, действительного залога во многих языках выражены нулевыми морфемами, тем самым значения других падежей либо временных форм считаются маркированными. Маркированность может проявляться и в том, что во многих языках (включая русский) слово мужского рода может обозначать как мужчин, так и женщин, для особого выделœения женщин же будет использовано другое слово, к примеру студент (немаркированный) и студент-ка (маркированный). Корреляция. противопоставленность или сближение единиц языка по определённым свойствам (на всœех уровнях языковой системы). Более всœего развита теория фонологической К. (чередование фонем, с которым связано какое-либо морфологическое различие, или образующее соотносительные ряды, которые противополагаются по одному какому-либо различительному признаку).

6.Виды оппозиция по сходству: одномерные -иногомерные. Теория оппозиций Н.С. Трубецкого. Метод оппозиций был применён к плану выражения. Оппозиции - ϶ᴛᴏ особый вид парадигматических отношений. Одномерные и многомерные оппозиции. Минимальная одномерная оппозиция включает 2 члена (к примеру, б/п). Многомерная оппозиция включает как минимум 2 признака (д/в). Рассматриваются пропорциональные оппозиции и изолированные оппозиции. Изолированные оппозиции: р/л (r/l). Классификация оппозиций (учитываются отношения между членами оппозиции): 1) привативная оппозиция (маркированные/немаркированные) 2) градуальная (ступенчатая) оппозиция. Члены оппозиции различаются степенью проявления признака (к примеру, А, О, И – продвинутость; О, У – степень огубленности). 3) эквипалентные оппозиции (равноправные). Из двух привативных (п/б, т/д > п/т, б/д).

Противоположение (оппозиция) предполагает не только признаки, которыми отличаются друг от друга члены оппозиции, но и признаки, которые являются общими для обоих членов оппозиции. Такие признаки можно считать «основанием для сравнения». Две вещи, не имеющие основание для сравнения, или, иными словами, не обладающие ни одним общим признаком (к примеру, чернильница и свобода воли), никак не бывают противопоставлены друг другу. В таких системах противоположений, как фонологическая система, следует различать два типа оппозиций: одномерные и многомерные. В одномерных оппозициях основание для сравнения, то есть совокупность признаков, которыми обладают в равной мере оба члена оппозиции, присуще только этим двум членам оппозиции и не присуще никакому другому члену той же системы. В противоположность этому в многомерных оппозициях совокупность общих признаков (основание для сравнения) не ограничивается только членами данной оппозиции, а распространяется также и на другие члены той же системы. Различие между одномерными и многомерными оппозициями может быть проиллюстрировано на примере латинского алфавита. Противоположение букв Е и F в нем одномерно, поскольку совокупность черт, общих этим двум буквам (вертикальный стержень и два горизонтальных направленных вправо штриха, один из которых укреплен на верхнем конце стержня, а другой – посœерединœе его), не повторяется ни в одной другой букве латинского алфавита. Напротив, противоположение букв Р и R является многомерным, так как совокупность черт, общих двум буквам (направленная вправо петелька в верхнем конце вертикального стержня), помимо этих двух букв, имеется еще в букве В.

В любой система оппозиций многомерные противоположения численно превышают одномерные, Так, к примеру, система согласных немецкого литературного языка содержит 20 фонем ( b , ch , d , f , g , h , k , l , m , n , ŋ, p , pf , r , s , ss , s , sch , t , w , tz ) и, следовательно, 190 возможных оппозиций. Среди них только 13 одномерны (а именно: b – p , d – t , g – k , b – m , d – n , g – ŋ, pf – f , k – ch , tz – ss , f – w , ss – s , ss – sch , r – l ), всœе прочие оппозиции (то есть 93% всœей системы) многомерны. среди оппозиций, в которых принимает участие та или иная фонема, многомерные всœегда превосходят числом одно мерные. Каждая согласная фонема немецкого языка принимает участие в 19 оппозициях, из коих самое Большее только две одномерны. При этом для определœения фонологического содержания фонемы наиболее существенны как рез одномерные оппозиции. Следовательно, одномерные оппозиции воп реки их относительно ограниченному числу играют значительную роль в структуре фонологической системы. Многомерные оппозиции можно разделить на гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные). Однородными называются такие многомерные оппозиции, члены которых бывают представлены в качестве крайних точек «щепочек» (выражение заимствовано нами у Н. Дурново) из одномерных оппозиций. Так, к примеру, оппозиция u – e в немецком языке многомерна: общим для обеих фонем является лишь то, что они гласные, но данный признак не ограничивается только названными двумя фонемами, он присущ еще целому ряду фонем немецкого языка (точнее – всœем гласным). При этом члены данной оппозиции u и е можно представить как крайние точки «щепочки» u – o , o –ő, ő– e , которая состоит из одномерных оппозиций: в системе гласных немецкого языка ő и e являются единственными лабиализованными гласными заднего ряде, о и ő – единственными лабиализованными гласными среднего подъема, ő и е– единственными гласными переднего ряда среднего подъема. Следовательно, оппозиция u –е является однородной. Однородной является также многомерная оппозиция х–ŋ ( ch – ng в системе согласных немецкого языка: ее можно вытянуть в цепочку одномерных оппозиций x – k , k – g , g –ŋ). В противоположность этому многомерная оппозиция p – t является неоднородной, так как в промежутке между р и t нельзя представить себе ни одного члена, который составлял бы с этими фонемами одномерную оппозицию. Совершенно очевидно, что в совокуп

7. Виды оппозиция по различию: Привативная (А не А). Равнозначная (эквиполентная [p:t]), Ступентчатая (градуальная [u:o]