Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Иностранные языки Законодательная власть
просмотров - 107

Монарх

На первое место в системе государственных органов в английской правовой доктринœе принято ставить монарха, который является Главой государства и признается источником суверенной власти. (В американской правовой доктринœе носителœем суверенитета является "народ Соединœенных Штатов" - см. Конституцию США). По этой причине по форме правления Великобритания представляет собой парламентарную монархию. Данная форма правления существует столько же, сколько и само государство, Т.е. с начала IX века, когда объединились семь королевств, ранее враждовавших между собой (за исключением времени правления диктатуры Кромвеля, когда Англия считалась республикой). Монарх в стране - символ единства нации.

В Великобритании королевский трон передается по наследству старшему из сыновей бывшего монарха, а если сыновей нет, то старшей дочери (эта система престолонаследия именуется кастильской). С 1952ᴦ. трон занимает ныне здравствующая королева Елизавета 11. Она - 42 монарх Великобритании и шестая по счету королева. Елизавета 11 принадлежит к династии Виндзоров.

Хотя считается, что монархия в Великобритании существует чисто символически, у монарха есть определœенные полномочия и круг обязанностей. Полномочия монарха существуют в форме королевских прерогатив, Т.е. исключительных прав, не исходящих от парламента. Эти прерогативы можно разделить на личные и политические. Личными являются: право на атрибуты монаршей власти (корона, мантия, трон, скипетр и держава, титул); право на содержание; право иметь королевский двор. В начале 90-х годов королева Елизавета отказалась от оставленной ей отцом Георгом VI привилегии -освобождения от уплаты налогов.

Политические прерогативы монарха формально являются весьма обширными и серьезными, но на практике в настоящее время королева самостоятельно ими не пользуется. Есть даже термин "спящие прерогативы". Хотя, кто знает, как поведет себя другой монарх, не "разбудит" ли он свои спящие прерогативы, либо, после многочисленных скандалов в королевском семействе, Великобритания откажется от традиционной монархии, скомпрометировавшей себя нетрадиционным поведением членов королевской семьи. Политическими прерогативами монарха являются:

а) во взаимоотношениях с Парламентом полномочия монарха характеризуются прежде всœего тем, что он является составной частью этого органа, хотя, как ни странно, он не может появляться в Парламенте без особого приглашения. Следующая прерогатива монарха во взаимоотношениях с Парламентом -это подписание принятых им законов.

б) во взаимоотношениях с .Правительством статус монарха характеризуется тем, что он назначает премьер-министра. При этом, на практике им становится лидер партии, победившей на выборах, о чем выше уже было сказано;

в) судебные полномочия монарха характеризуются тем, что. от его имени объявляются амнистия и помилование, назначаются судьи, возбуждаются и ведутся уголовные дела;

г) монарх является главнокомандующим Вооруженными силами Великобритании. Он назначает высших должностных лиц в армии, присваивает воинские звания (воинское звание королевы - полковник), награждает знаками отличия.

При этом следует уточнить, что в соответствии с конституционным обычаем монарх не может издать ни одного акта без согласия Премьер-министра.

Законодательная власть в Великобритании представлена двумя Палатами.

Нижняя Палата - Палата общин - это представительный орган, избираемый на 5 лет. Руководит Палатой спикер – председатель Палаты общин.

В верхней Палате - Палате лордов - председательствует лорд-канцлер. У спикера имеются три заместителя, которые поочередно председательствуют на заседаниях комитета всœей Палаты. Спикер избирается Палатой на весь срок ее полномочий и представляет нижнюю Палату во взаимоотношениях с другими органами. Спикер не должен принадлежать к какой-либо партии.

В Палате общин важным структурным элементом служат парламентские комитеты, которые образовываются, в основном, для предварительного обсуждения законопроектов. Комитеты английского Парламента подразделяются на постоянные и временные. Постоянные комитеты, в свою очередь, тоже делятся на 3 вида: комитет всœей Палаты, неспециализированные комитеты специализированные комитеты.

Комитет всœей Палаты представляет собой весь ее состав. Он созывается для обсуждения конституционных и финансовых законопроектов, а также предложений о национализации или денационализации. На заседаниях комитета всœей Палаты председательствуют поочередно заместители спикера Палаты.

Специализированные комитеты осуществляют контроль за деятельностью базовых министерств. К примеру, действуют комитеты по обороне, внутренним делам, иностранным делам, промышленности и торговле, транспорту, сельскому хозяйству, комитеты по делам Шотландии и Уэльса. Вместе с тем, имеются специализированные комитеты по европейскому законодательству, делœегированному законодательству, публичной отчетности, по делам парламентского уполномоченного. Комитеты имеют право проводить расследования, для чего они могут истребовать необходимые документы и материалы, вызывать свидетелœей, назначать экспертов. После расследования, проведенного по тому или иному вопросу, комитет представляет Палате общий доклад. В целом решения парламентских комитетов носят рекомендательный характер. Среди временных комитетов - сессионные комитеты: по вопросам процедуры, привилегиям, петициям, направленным палате общин; обслуживанию депутатов.

Палата лордов не имеет постоянных комитетов и лишь может по своему усмотрению преобразоваться в комитет всœей Палаты, а также создавать временные специализированные комитеты для обсуждения конкретного законопроекта.

Обе Палаты совместно могут образовывать объединœенные комитеты для рассмотрения дел, касающихся равным образом каждой из Палат.

Основной сферой деятельности английского Парламента является законодательство. Законодательная инициатива может быть осуществлена в любой Палате. На практике законопроекты рассматриваются нижней Палатой, затем передаются в верхнюю. По инициативе Правительства рассматриваются 95% всœех принимаемых законов.

Старейшей прерогативой Парламента является принятие бюджета͵ другие финансовые полномочия. Законодательной инициативой по финансовым вопросам обладает Правительство - фактически главный автор и исполнитель бюджета. Судебные полномочия английского Парламента реализуются Палатой лордов, которая является высшей судебной инстанцией в стране.


Читайте также


  • - Федеральная законодательная власть.

    В соответствии с Конституцией РФ Федеральное Собрание является парламентом РФ. Во-первых, ФС РФ является представительным органом государствен­ной власти РФ1. Представительный характер этого органа выражается прежде всего в том, что он формируется (избирается)... [читать подробенее]


  • - Тема 11. Законодательная власть

    Сегодня законодательная власть представляет собой составную часть государственной власти. Её основной сферой является принятие законов и других правовых актов. Она также дополняет или изменяет уже существующие государственные законы, а в отдельных случаях их... [читать подробенее]


  • - Законодательная власть и ее органы.

    2. Исполнительная власть и ее органы. 1. Законодательная власть и ее органы Парламент (анг., фр. говорить) - высший представительный и законодательный орган в демократических государствах. Может называться по иному6 конгресс - США, большинство стран Латинской Америки; сейм -... [читать подробенее]


  • - Законодательная власть в РФ

    Контрольная деятельность парламента Процедуры работы парламента Сессии – принятие законов. Парламентская сессия – промежуток времени, в течение которого проходят пленарные заседания постоянных комитетов и работа в избирательных округах. Парламентские... [читать подробенее]


  • - Законодательная власть

    Монарх На первое место в системе государственных органов в английской правовой доктрине принято ставить монарха, который является Главой государства и признается источником суверенной власти. (В американской правовой доктрине носителем суверенитета является... [читать подробенее]


  • - Законодательная власть в РФ. 2 страница

    б) Выражение недоверия Правительству РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Предложение о выражении недоверия может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов палаты. ... [читать подробенее]


  • - Законодательная власть в РФ. 1 страница

    Взаимоотношения Президента с Федеральным Собранием (Государственной Думой, Советом Федерации), Правительством и федеральными органами государственной власти, судебной властью. Президент Российской Федерации и его администрации. Президент, администрация... [читать подробенее]


  • - Законодательная власть (общие положения)

    Атаманчук Г. В. Система государственного и муниципального управления: Москва, 2005. 2. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление : Учебник М.: Проспект, 2007. – 556с. 3. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления:... [читать подробенее]


  • - Законодательная власть

    Итак, Конгресс США, Конституция подробно излагают не о законодательной власти вообще, а о ее полномочиях. Об этом много сказано как в тексте основной Конституции, так и в поправках к ней. Говоря о Конгрессе как о законодательном органе, не следует забывать, что Конституция... [читать подробенее]


  • - Законодательная власть – Конгресс США

    Законодательная власть принадлежит двухпалатному конгрессу, состоящему из палаты представителей и сената. В США, по-прежнему, существует двухпартийная система. Ведущие партии – демократическая и республиканская. Конгресс США избирается на основе всеобщих равных и... [читать подробенее]