Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Информатика Kastornov A.F., Kastornova V.A. The algorithmic programming language PASCAL practical work
просмотров - 202

Москва, 2011

Учебно-методическое пособие

Касторнов А.Ф., Касторнова В.А.

Библиографический список.

1. Правила устройства электроустановок.

ᴦ. Астана, 2003 ᴦ., 320 стр. (министерство энергетики и министерство ресурсов РК).

2. Неклепаев Б.Н., Крючков И.П., Электрическая часть электростанций и подстанций.

М.: Энергоатомиздат, 1989 ᴦ., 608 стр.

3. Липкин Б.Ю., Электроснабжение промышленных предприятий и установок.

М.: Высшая школа, 1999 ᴦ., 376 стр.

4. Алиев И.И., Справочник по электротехники и электрооборудованию.

Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 ᴦ., 480 стр.

5. Кнорринг Г.М., Справочник для проектирования электрического освещения.

М.: Энергия, 1968 ᴦ., 390 стр.

6. Шеховцов В.П., Справочное пособие по электрооборудованию и электроснабжению.

М.: Форум, 2011 г, 136 стр.

7. Шеховцов В.П., Расчет и проектирование схем электроснабжения. Методическое пособие для курсового проектирования.

М.: Форум: ИНФРА-М, 2010 ᴦ., 214 стр.

ПРАКТИКУМ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ

УДК

ББК

М

Касторнов А.Ф., Касторнова В.А. Практикум по программированию на языке паскаль. Учебно-методическое пособие. – М.: ИИО РАО, 2011. – 84 с.

Практикум посвящен реализации учебно-методической поддержки содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» предмета «Информатика» для старшего звена средней образовательной школы на основе изучения программирования на языке Паскаль. В пособии рассматриваются основные понятия языков структурного программирования на примере языка Паскаль, описываются различные типы данных, набор операторов для реализации базовых алгоритмических структур, создание процедур и функций, программирование графики, приведены примеры разработки программ, имеются задания для проведения лабораторных работ.

This manual is dedicated to the creation of a subject “Informatics” educational methodical “Algorithmization & programming” substantial line supporting for the secondary school higher forms by the use of PASCAL programming studying. The main algorithmic programming languages concepts on an example of PASCAL are considered, different data types, operators sets for basic algorithmic structures, procedures and functions creating, graphics programming are described, programs examples and laboratory tests are given in this manual.

© Касторнов А.Ф., 2011

© Касторнова В.А., 2011

© ИИО РАО, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие. 5

Общие указания к выполнению лабораторных работ. 6

1. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ.. 7

1.1. Оператор присваивания и выражения. 7

1.2. Операторы вызова процедур. Ввод/вывод данных. 8

1.2.1. Процедуры ввода READ и READLN.. 9

1.2.2. Процедуры вывода WRITE и WRITELN.. 10

Лабораторная работа № 1. 11

2. ПРОГРАММИРОВАНИЕ РАЗВЕТВЛЯЮЩИХСЯ АЛГОРИТМОВ.. 14

2.1. Составной и пустой операторы.. 14

2.2. Организация ветвлений. Операторы выбора. 15

2.2.1. Оператор ветвления IF. 15

2.2.2. Оператор варианта CASE. 17

Лабораторная работа №2. 19

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИКЛОВ.. 23

3.1. Оператор WHILE. 23

3.2. Оператор REPEAT. 24

3.3. Оператор FOR.. 25

Лабораторная работа № 3. 27

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДПРОГРАММ. ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ. ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ.. 29

4.1. Процедуры и их типизация. 30

4.1.1. Встроенные процедуры.. 31

4.1.2. Процедуры пользователя. 32

4.1.3. Процедуры без параметров. 32

4.1.4. Процедуры с параметрами-значениями. 33

4.1.5. Процедуры с параметрами-переменными. 35

4.1.6. Комбинированные процедуры.. 36

4.2. Функции пользователя. Рекурсивные функции. 38

4.2.1. Определœение функции. 38

4.2.2. Функции пользователя. 39

4.2.3. Рекурсивные функции. 40

Лабораторная работа №4. 42

5. ОБРАБОТКА МАССИВОВ.. 46

5.1. Одномерные массивы.. 46

5.2. Многомерные массивы.. 48

5.3. Примеры работы с массивами. 49

Лабораторная работа №5. 50

6. ОБРАБОТКА СТРОКОВЫХ ВЕЛИЧИН.. 55

6.1. Тип данных CHAR.. 55

6.2. Массивы литер. 57

6.3. Тип данных STRING.. 58

6.4. Строковые функции и процедуры.. 59

Лабораторная работа №6. 62

7. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ГРАФИКИ.. 65

7.1. Инициализация графического режима. 65

7.2. Простейшие графические операторы (процедуры) языка TurboPascal 67

7.3. Основные приемы работы с графикой. 70

7.3.1. Работа с цветом. 71

7.3.2. Заполнение (закрашивание) произвольной замкнутой фигуры.. 72

7.3.3. Построение простейших геометрических фигур. 73

Лабораторная работа №7. 79

Литература. 84

Предисловие

Настоящий практикум предназначен для профильного курса старшего звена средней образовательной школы по теме «Алгоритмизация и программирование», предусматривающего более глубокое изучение технологии процедурного программирования на основе языка Паскаль.

Пособие включает в себя выполнение 7 лабораторных работ, включающих в себя три работы на освоение построения линœейных, разветвляющихся и циклических программ. В четвертой работе учащийся познакомится с подпрограммами, механизмом передачи параметров между подпрограммами, а также с рекурсивными функциями. Работа 5 посвящена изучению алгоритмов описания и обработки массивов. Здесь же приведены примеры реализации рассмотренных алгоритмов в Паскале. Обработка строковых величин рассмотрена в работе 6, где предусмотрено освоение работы со строкой как с единой последовательностью символов, так и со строкой, состоящей из слов. Способы обработки графических изображений средствами языка Паскаль (в среде TurboPascal) представлены в работе 7.

Выполнение лабораторных работ опирается на знание теории, вот почему каждая из объявленных выше тем курса предваряется необходимым теоретическим материалом, где помимо собственно теории имеются примеры ее использования при решении практических задач.

В каждой из семи тем практикума после изложения теории идут контрольные вопросы, ответы на которые могут служить неким тестом по готовности учащегося к выполнению практического задания. Само задание начинается с формулировки цели выполнения работы, а затем рассматриваются типичные примеры решения задач по этой теме. Конечно, при проведении лабораторных работ каждый ученик должен иметь свое собственное задание, однако мы ограничились только четырьмя вариантами, рассчитывая на то, что учитель, ориентируясь на приведенные в пособии примеры, можем сам «сгенерировать» недостающие варианты заданий.

Заметим, что пособие содержит довольно обширный материал по языку Паскаль и учитель может сам выбрать для изучения только те темы, которые интересны учащимся и самому учителю.