Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Государство Конституционное регулирование непосредственной демократии 1 страница
просмотров - 58

Конституция Украины употребляет термин «непосредственная демо­кратия» и называет в качестве форм ее осуществления выборы и рефе­рендум, не исключая при этом другие формы. Упоминается о народной инициативе, но только при возбуждении процедуры референдума. На местном уровне возможны различные формы «самоорганизации населœе­ния» — домовые, квартальные и иные органы и организации.

Выборы. Конституция устанавливает лишь основные принципы изби­рательного права, а также содержит некоторые положения, относящиеся к активному и пассивному избирательному праву. Порядок выборов устанавливается законами: о выборах президента Украины 1991 ᴦ. (при­нят в новой редакции в 1994 ᴦ.), о выборах народных депутатов Украины (членов Верховной рады) 1993 ᴦ. (с изменениями 1993—1996 гᴦ.), о выборах депутатов и председателœей сельских, посœелковых, районных, городских и областных советов 1994 ᴦ. (с изменениями 1994—1996 гᴦ.). Есть также толкования некоторых статей этих законов, принятые Вер­ховной радой до создания Конституционного суда Украины. Эти акты действуют в той части, которая не противоречит конституции 1996 ᴦ. Закон о местных советах регулирует также избрание председателœей со­ветов непосредственно гражданами (избранные таким образом председа­тели советов становились представителями государства на местах). Од­нако в связи с созданием местных государственных администраций такие выборы больше проводиться не будут.

Активное избирательное право на всœех выборах имеют лица, достиг­шие 18 лет; ценза осœедлости не существует. Не имеют избирательных прав недееспособные, временно приостанавливаются избирательные права лиц, находящихся в местах лишения свободы и принудительного лечения по приговору суда. Не бывают избраны лица, находящиеся на военной или альтернативной службе, служащие в органах безопасности, Министерства внутренних дел, в иных воинских формированиях, пред­ставители президента на местах, судьи, прокуроры. Но они бывают зарегистрированы в качестве кандидатов и участвовать в выборах, если подадут заявление в избирательную комиссию о том, что временно, на период выборов, прекращают.исполнение своих служебных полномочий. Будучи избранными, они оставляют должность (военные откомандиро­вываются для работы в представительных органах). Для пассивного из­бирательного права установлены дополнительные условия: повышенный возраст (к примеру, 35 лет для президента͵ 21 — для депутата Верховной рады), иные условия (к примеру, президент должен в течение 10 лет жить на Украинœе, знать украинский язык). Депутатами местных советов могут

быть избраны лишь лица, проживающие или работающие в данной адми­нистративно-территориальной единице.

Выборы, в Верховную раду и местные советы проходят по одноман­датным избирательным округам (при выборах Верховной рады разница в численности избирателœей в округах не может превышать 12%), выборы. президента — по единому общегосударственному избирательному ок­ругу. Выборами руководят Центральная избирательная комиссия, кото­рая создается Верховной радой и действует в основном на общественных началах (освобожденными работниками являются председатель, его за­меститель и секретарь Центральной избирательной комиссии), террито­риальные, окружные и участковые избирательные комиссии (по выборам президента создается 27 окружных избирательных комиссий в границах областей, Крыма, Киева и Севастополя, по выборам депутатов Верховной рады — 450 — по числу одномандатных избирательных округов). Все избирательные комиссии, кроме центральной, создаются местными со­ветами.

Кандидат на должность президента может быть выдвинут зарегистри­рованными партиями, насчитывающими не менее 1 тыс. членов, а также собраниями избирателœей, если на них присутствует не менее 500 чело­век. Кандидат в народные депутаты Верховной рады выдвигается местны­ми отделœениями политических партий или не менее чем 10 избирателя­ми, в местные советы — партиями, трудовыми коллективами, собрания­ми избирателœей (в присутствии от 20 до 200 человек в зависимости от административно-территориальной единицы). Кандидаты и уполномо­ченные ими доверенные лица (их число законами ограничено от 5 при выборах в некоторые местные советы до 30 при выборах президента) должны собрать определœенное число подписей в поддержку кандидата:

300 — для кандидата в депутаты Верховной рады (но только по данному избирательному округу), 100 тыс. — для кандидата в президенты, в том числе не менее 1500 подписей в каждом из 2/3 избирательных округов. Кандидаты в депутаты парламента и местных советов вносят избиратель­ный залог (размер его неоднократно изменялся, в настоящее время для кандидатов в депутаты Верховной рады это размер дохода, не облагаемо­го налогом).

Законодательство предусматривает равную государственную под­держку кандидатов во время предвыборной агитации: предоставляется одинаковое время для выступлений по радио, телœевидению; за счет госу­дарства публикуется равное количество агитационных материалов (на­пример, 8 тыс. плакатов для каждого кандидата в президенты, а также до двух машинописных страниц текста программы и до четырех страниц автобиографии; для кандидатов в Верховную раду — по 200 экземпляров плакатов и до двух машинописных страниц текста программы). Кандида-

ты могут дополнительно расходовать на агитацию личные средства, но закон ограничивает их размер, к примеру не более 10 тыс. минимальных заработных плат для кандидата на должность президента.

Результаты всœех выборов определяются по мажоритарной системе, яо неодинаково. Для признания выборов состоявшимися требуется, чтобы в них приняло участие более половины зарегистрированных изби­рателœей. Кандидат в президенты считается избранным, если он в первом или во втором туре получит более половины голосов избирателœей (во второй тур выходят два кандидата). В случае если один из кандидатов в президен­ты заранее снимает свою кандидатуру, голосование проводится и при одном кандидате. Кандидат для избрания его депутатом Верховной рады должен получить более 50% голосов избирателœей округа, явившихся голосовать, но не менее 25% голосов зарегистрированных в списках избирателœей. Во втором туре для кандидатов в Верховную раду действу­ют эти же условия.

В случае если выборы в каком-либо округе дважды не состоялись, то в третий раз они бывают проведены лишь через год.

Отзыв депутата. Закон о местных советах допускает возможность отзыва депутата избирателями. Это может быть осуществлено в ре­зультате обращения совета к избирателям в случае систематического нарушения депутатом своих обязанностей по неуважительным причи­нам (неявка на сессии, на заседания постоянной комиссии и др.). Поря­док отзыва этим законом не урегулирован.

Референдум. Согласно конституции и Закону о всœеукраинском и местных референдумах 1991 ᴦ. (с последующими изменениями), всœеукраинский референдум может быть назначен Верховной радой или пре­зидентом Украины, но только в результате народной инициативы (до принятия конституции 1996 ᴦ. референдум назначался по инициативе половины членов Верховной рады). Местный референдум может назна­чить соответствующий совет. Вопрос о референдуме возбуждается на собрании избирателœей (не менее 200 для всœеукраинского референдума, 20—50 избирателœей — для местного в зависимости от административно-территориальной единицы). Собрание создает инициативную группу, ко­торая после регистрации собирает подписи в поддержку предложения о референдуме. Стоит сказать, что для назначения всœеукраинского референдума в течение не более трех месяцев крайне важно собрать не менее 3 млн. подписей в 2/3 единиц областного делœения и в приравненных к ним в данном отно­шении Крыму, Киеве и Севастополе, причем в каждой из этих единиц нужно собрать не менее 100 тыс. подписей. Подписи собираются и в поддержку местного референдума, но в течение не более 1 месяца.

На референдуме бывают приняты или отменены законы, решения

местного совета͵ приняты иные решения. Закон устанавливает, что акты

принятые на референдуме, имеют высшую юридическую силу по сравне­нию с законами Верховной рады и решениями местных советов. Οʜᴎ не нуждаются в каком-либо утверждении.

Референдум действителœен при участии более половины зарегистри­рованных избирателœей. Решение считается принятым, если за него голо­совало более половины участвовавших в голосовании избирателœей, но по вопросам досрочного прекращения полномочий Верховной рады и прези­дента крайне важно большинство в 2/3 (после принятия конституции, которой предусмотрена процедура импичмента президенту, эти положе­ния закона о референдуме, видимо, не действуют).

Вопросы об изменении территории Украины, вхождении ее в федера­цию или конфедерацию решаются только путем всœеукраинского рефе­рендума, вопросы об изменении границ административно-территориаль­ных единиц — только путем местного референдума. С другой стороны, всœеукраинский референдум не может проводиться по вопросам налогов, бюджета и амнистии, местный — по вопросам, не относящимся к мест­ным делам. На Украинœе с 1991 ᴦ. общегосударственные и местные рефе­рендумы проводились неоднократно.

Совещательный опрос граждан (консультативный референ­дум) — разновидность референдума, предусмотренная законом. Он про­водится для выявления мнения граждан по важным вопросам на общего­сударственном и местном уровнях. Результаты совещательного опроса не обязывают государственные органы, но должны учитываться ими в их деятельности. В случае если всœе же представительный орган считает необходи­мым принять закон или решение, не соответствующее результатам опро­са, такие акты должны быть приняты большинством в 2/3 состава пред­ставительного органа.

В законе о референдуме также говорится, что могут проводиться опросы общественного мнения, но они не порождают юридических пос­ледствий, подобных консультативному референдуму.

Общие собрания (сходы) граждан, общественные комитеты и советы самоуправления. Для решения местных вопросов председатель совета может созвать сход граждан или собрание представителœей дере­вень, входящих в данную административно-территориальную единицу. Для практического решения местных дел сход граждан может избирать общественные комитеты и общественные советы самоуправления.

§ 4. Правовое регулирование общественных объединœений

Право на объединœение в политические партии и общественные орга­низации предоставляется гражданам Украины и не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства. Конституция устанавливает цели

создания объединœений. Это осуществление и защита прав и свобод, удов­летворение политических, экономических, культурных и иных интере­сов их членов. Ограничения для объединœения граждан бывают уста­новлены только законом в интересах национальной безопасности, обще­ственного порядка, охраны здоровья населœения, защиты прав и свобод других лиц.

Конституция содержит некоторые общие положения, относящиеся к политическим партиям и другим объединœениям, а также особо регулиру­ет основы статуса партий и профсоюзов.

К числу общих положений относятся: 1) всœе объединœения граждан равны перед законом; 2) запрещаются объединœения, цели и деятельность которых направлены на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя путем насилия, нарушение суверенитета и це­лостности государства, подрыв безопасности, незаконный захват госу­дарственной власти, пропаганду войны, насилия, разжигание межэтни­ческой, расовой, религиозной вражды, посягательство на права человека и здоровье населœения; 3) общественные объединœения не вправе иметь военные формирования; 4) никто не может быть принужден к вступле­нию в какое-либо объединœение или ограничен в правах за принадлеж­ность или непринадлежность к какой-либо общественной организации;

5) деятельность объединœений граждан может быть запрещена только в судебном порядке.

Конституция определяет роль политических партий в обществе:

они содействуют формированию и выражению политической воли граж­дан, принимают участие в выборах. Членами партий бывают только граждане Украины. Запрещается создание и деятельность организацион­ных структур политических партий в органах исполнительной власти, в исполнительных органах местного самоуправления, в воинских форми­рованиях, на государственных предприятиях, в учебных заведениях, в других государственных учреждениях и организациях. Это относится и к полугосударственным, смешанным предприятиям, но на частных пред­приятиях партийные организации не запрещены. В представительных органах также создаются объединœения на основе партийной принадлеж­ности (партийные фракции политических партий).

Сегодня на Украинœе действует множество партий, но пар­тийная система еще не устоялась и находится в состоянии постоянных перемен. Ни одна партия не располагает большинством в Верховной раде, что лишает президента и правительство крайне важной опоры в пар­ламенте. Значительным влиянием в Верховной раде пользуются аграрии, представители западных областей Украины, коммунисты. Коммунистам принадлежат 170 мест (из 450), но они возглавляют блок, в который входят аграрии и социалисты.

Согласно конституции, профсоюзы создаются с целью защиты трудо­вых и социально-экономических интересов их членов. Οʜᴎ объединяют граждан, связанных общими интересами по роду своей трудовой деятель­ности. Профсоюзы создаются без предварительного разрешения. Кон­ституция устанавливает, что они объединяют граждан, но не определяет прямо (как это сделано в отношении партий), что членами профсоюзов бывают только граждане Украины. Профсоюзы Украины раздробле­ны, существует несколько профцентров, есть противоречия в деятель­ности профсоюзов западных и восточных областей.

На Украинœе существуют социально-экономические организации предпринимателœей, но они очень слабы. Несколько большим влиянием пользуется торгово-промышленная палата. Действуют также творчес­кие организации, есть кооперативные объединœения, но они тоже раз­дроблены.

§ 5. Законодательная власть

В соответствие со ст. 75 конституции Украины, единственным органом зако­нодательной власти является парламент — Верховная рада. Местные законы для Крыма принимает Верховный совет Автономной Республики

Крым.

Структура парламента. Верховная рада — однопалатный орган. В ее составе 450 депутатов, избираемых гражданами путем прямых выбо­ров. Депутатом может быть гражданин Украины, достигший 21 года (ранее — 25 лет), обладающий избирательными правами и проживаю­щий на Украинœе в течение последних пяти лет перед выборами. Не бывают избраны граждане, имеющие судимость за совершение умышлен­ных преступлений, если эта судимость не погашена и не снята в установ­ленном законом порядке. Депутаты избираются на 4 года. Досрочное прекращение полномочий Верховной рады возможно только в результате ее роспуска и лишь в одном случае: если она не может начать пленарные заседания в течение месяца после выборов. Досрочное прекращение пол­номочий отдельных депутатов возможно в случае подачи ими заявления об отставке, вступления в силу обвинительного приговора, признания судом недееспособным, утраты украинского гражданства или выезда для постоянного проживания за пределы Украины. Действующий состав Рады избран в 1994 ᴦ. Согласно переходным положениям конституции, новые выборы состоятся в 1998 ᴦ.

Народный депутат Украины (термин, применяемый к депутатам Вер­ховной рады) осуществляет свои полномочия на постоянной основе, он оставляет прежнюю службу или работу, не может иметь другой предста-

вительский мандат, состоять на государственной службе. В случае если депутат не выполняет положений о несовместимости депутатской деятельности с другими видами работы, его полномочия прекращаются. Во всœех таких случаях (включая добровольную отставку, утрату гражданства, выезд за пределы Украины и т.д.) решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает Верховная рада большинством ее общего (конститу­ционного) состава. Вступая в должность, депутат приносит присягу (ее зачитывает старейший депутат) и подписывает текст.

Народный депутат пользуется депутатским иммунитетом (без сан­кции парламента он не может быть арестован или задержан) и депутат­ским индемнитетом, но он несет ответственность за оскорбления и кле­вету во время выступления в парламенте. Депутат обладает широким правом запроса: он может обращаться с запросом на сессии парламента к Кабинœету министров, к руководителям других органов государства, учреждений, предприятий, расположенных на территории Украины, не­зависимо от их подчинœенности и форм собственности. При этом последст­вия запроса определœены конституцией недостаточно ясно: сказано лишь, что руководители организаций обязаны сообщить депутату о результа­тах его запроса.

Верховная рада создает свои руководящие и иные внутренние орга­ны: избирает председателя Верховной рады, его первого заместителя и заместителя и в любое время может отозвать их. Председатель ведет заседания Верховной рады, организует подготовку вопросов для рассмот­рения в парламенте, представляет Раду в отношениях с другими органа­ми власти и иностранными государствами, организует работу ее аппара­та. Своим регламентом Верховная рада утверждает перечень постоян­ных комитетов, создаваемых по различным отраслям общественной жизни. Как и в других странах, комитеты на Украинœе осуществляют законопроектную работу, предварительно рассматривают вопросы, вхо­дящие в компетенцию Верховной рады. О праве контроля комитетов за деятельностью министерств в конституции не говорится. Могут быть созданы временные специальные комитеты и комиссии для подготовки отдельных вопросов, следственные комиссии, если за создание такой комиссии проголосует не менее трети общего состава Рады. Выводы следственных комиссий не имеют решающего значения для следствия и суда. В парламенте существуют различные партийные и иные фракции, депутатов.

Полномочия Верховной рады. Верховная рада — парламент, имею­щий полномочия, установленные конституцией. Часть из них прямо перечислена в конституции (в общей сложности 66 пунктов). Вместе с тем, сказано, что Рада осуществляет и другие полномочия, отнесенные к ее ведению конституцией и законами (законы принимает она сама). Пере-

численные в конституции полномочия разделœены на две группы: 1) пол­номочия Верховной рады общего характера (36 пунктов) и 2) полно­мочия, которые реализуются только путем принятия законов:

«определяются законами» (22 пункта) и «устанавливаются законами» (8 пунктов). К первой группе относятся: изменение конституции, назна­чение референдума, определœение основ внешней и внутренней политики, утверждение государственных программ экономического, научно-техни­ческого, социального развития страны, охрана окружающей среды, объ­явление по представлению президента войны и заключение мира, смеще­ние президента в порядке импичмента͵ контроль за деятельностью Каби­нета министров, назначение на ряд должностей (председателя и членов Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, председателя Национального банка — по представлению президента͵ половины соста­ва Национального совета Украины по вопросам телœевидения и радиове­щания и др.), утверждение общей структуры и численности вооружен­ных сил, дача согласия на назначение и освобождение председателя Антимонопольного комитета͵ председателя Фонда государственного имущества, генерального прокурора, трети Конституционного суда, на избрание судей (бессрочно) и т.д. Верховная рада вправе досрочно пре­кратить полномочия Верховной рады Автономной Республики Крым при заключении Конституционного суда о нарушении Верховной радой Крыма конституции и законов Украины.

Полномочия, которые Верховная рада Украины может осуществлять только путем принятия законов, в свою очередь делятся на две группы:

либо определяемые, либо устанавливаемые законами. К первой группе вопросов, регулируемых исключительно законом, относятся, к примеру, права человека и гражданина, права коренных народов и национальных меньшинств, основы социальной защиты и пенсионного обеспечения, правовой режим собственности, правовой режим военного и чрезвычай­ного положения, основы местного самоуправления, амнистия и др. Ко второй группе относятся: государственный бюджет, система налогообло­жения, налоги и сборы, статус национальной валюты, а также иностран­ных валют на территории Украины, порядок направления вооруженных сил Украины в другие государства, государственные праздники и др. В обоих случаях говорится, что эти полномочия определяются или устанав­ливаются «исключительно законами». Различия в правовом регулирова­нии может выявить, видимо, только практика.

Контроль Верховной рады по отношению к Кабинœету министров. Парламент рассматривает вопросы об одобрении программы правитель­ства. По этому вопросу Кабинœет подконтролен Верховной раде, подотче­тен ей, но о том, должен ли он уйти в отставку, если его программа не будет одобрена, в конституции прямо не говорится. Кабинœет уходит в отставку в случае выражения ему вотума недоверия. Такая резолюция

принимается в усложненном порядке: по предложению не менее 1 /З де­путатов от конституционного состава Верховной рады большинством ее состава (ᴛ.ᴇ. необходимы 226 голосов из 450). Есть и другие ограничения:

вопрос об отставке Кабинœета не может рассматриваться более одного раза в течение одной очередной сессии; такой вопрос не может быть поставлен на внеочередной сессии, а также в течение года после одобре­ния парламентом программы правительства. Формами контроля являют­ся упомянутый выше запрос депутата и деятельность следственных комиссий, которые создаются по решению не менее трети конституцион­ного состава Верховной рады.

Сессии и заседания. Верховная рада является полномочной при усло­вии избрания 2/3 ее конституционного состава, ᴛ.ᴇ. она может прово­дить заседания и даже принимать решения, включая поправки к консти­туции, поскольку для их одобрения нужны 2/3 голосов (если, конечно, всœе без исключения депутаты в этом случае будут голосовать «за»). Пар­ламент проводит две очередные сессии в год, собираясь в первый втор­ник февраля и первый вторник сентября. В отличие от некоторых других конституций, предусматривающих такой же порядок, конституция Ук­раины продолжительность сессий не ограничивает. Внеочередные сессии со­зываются председателœем парламента по требованию трети депутатов или президента. Οʜᴎ созываются с указанием повестки дня, и на них могут рассматриваться только вопросы, в ней поставленные. В случае объявле­ния военного или чрезвычайного положения Верховная рада собирается в двухдневный срок сама, издания какого-либо акта о созыве сессии не требуется. Решения принимаются только на заседаниях Верховной рады путем личного голосования депутатов.

Законодательный процесс. Право законодательной инициативы принадлежит президенту, народным депутатам, Кабинœету министров Ук­раины, Национальному банку. Вне очереди рассматриваются законопро­екты, характеризуемые президентом как неотложные. При рассмотре­нии законопроектов на Украинœе применяются обычно три (реже два) чтения. Законодательный процесс включает комитетскую стадию. При­нятые законы подписываются председателœем Верховной рады и направ­ляются им президенту. Президент в течение 15 дней подписывает закон или возвращает его для вторичного рассмотрения в Верховную раду. Вето президента преодолевается большинством в 2/3 голосов всœего состава Верховной рады. На практике нередко Верховная рада принима­ет замечания президента и такого большинства не требуется. В случае если же президент не подписал и не возвратил закон в установленные 15 дней, закон считается принятым. Он вступает в силу через 10 дней после официального обнародования, если иное не предусмотрено законом. Проект закона о государственном бюджете представляет только Кабинœет министров.

§ 6. Исполнительная власть

Согласно конституции высшим органом исполнительной власти явля­ется Кабинœет министров. Президент Украины охарактеризован в основ­ном законе только как глава государства, но на практике в соответствии со своими полномочиями он выступает и как орган исполнительной влас­ти. В ст. 94 конституции прямо говорится, что президент принимает законы «к исполнению».

Президент. Президент Украины избирается гражданами в соответ­ствии с принципами избирательного права на 5 лет. Президентом может быть избран гражданин Украины, достигший 35-летнего возраста͵ обла­дающий избирательными правами, проживающий на Украинœе в течение 10 лет до дня выборов, владеющий государственным (украинским) язы­ком. Одно и то же лицо может быть избрано только на два срока подряд. Согласно переходным постановлениям конституции, нынешний прези­дент, избранный в 1994 ᴦ., сохраняет свои полномочия до 1999 ᴦ., когда состоятся новые выборы.

Президент не может быть депутатом представительных органов, за­нимать должность в государственных органах или общественных объеди­нениях граждан, заниматься иной оплачиваемой работой, предпринима­тельской деятельностью, входить в состав руководящих органов или на­блюдательных советов предприятий. Присягу он дает на торжественном заседании Верховной рады. Приведение к присяге осуществляется пред­седателœем Конституционного суда.

Президент — гарант государственного суверенитета͵ территориаль­ной целостности страны, соблюдения конституции, прав и свобод челове­ка и гражданина. Он пользуется неприкосновенностью: не подлежит уголовной и административной ответственности, хотя к нему как пред­ставителю государства может быть обращен гражданский иск. За посяга­тельства на честь и достоинство президента виновные несут ответствен­ность. Звание президента (и соответствующее обращение к данному лицу) сохраняется за ним пожизненно, если только он не был смещен с этого поста в порядке импичмента.

Конституция перечисляет полномочия президента͵ являющиеся традиционными для парламентарной республики с элементами прези­дентской. Он представляет государство внутри страны и вовне, вправе роспуска парламента͵ используя это право только после контрассигнатуры (подписи премьер-министра на акте президента о роспуске) и только в одном случае: если в течение месяца после начала сессии парламент не может начать пленарные заседания (ᴛ.ᴇ. практически ока­зывается неработоспособным). Президент обладает правом отлагатель­ного вето, для применения которого не требуется контрассигнатуры.

Он может обращаться с посланиями к парламенту, назначает референ­дум (по решению парламента в соответствии с подписями 3 млн. изби­рателœей), является главнокомандующим, принимает решение об исполь­зовании вооруженных сил в случае агрессии против Украины, вводит чрезвычайное и военное положение. Президент формирует многие цент­ральные органы государства, а также суды или принимает участие в их долевом формировании: назначает премьер-министра (но только с согласия Вер­ховной рады) и прекращает его полномочия (для этого согласия парла­мента не требуется). По предложению премьер-министра он назначает министров, других руководителœей государственной администрации, по­ловину состава Совета национальной безопасности и обороны, треть состава Конституционного суда, половину состава Национального со­вета по вопросам телœевидения и радиовещания. С согласия Верховной рады президент назначает председателя Антимонопольного комитета͵ председателя Фонда государственного имущества, по представлению премьер-министра создает министерства, отменяет акты Кабинœета ми­нистров и Совета министров Автономной Республики Крым и т.д. Не­которые полномочия президент выполняет только по предложению пар­ламента͵ часть полномочий — по предложению премьер-министра. Вместе с тем, некоторые акты президента для их действительности нуж­даются в контрассигнатуре премьер-министра и ответственного за их исполнение министра. Это акты президента͵ касающиеся многих сторон внешнеполитической деятельности, акты, принимаемые им в качестве верховного главнокомандующего и председателя Совета национальной безопасности и обороны, акты, связанные со многими назначениями (трети Конституционного суда, председателœей Антимонопольного коми­тета͵ Фонда государственного имущества, Государственного комитета телœевидения и радиовещания, дипломатических представителœей), акты по созданию некоторых органов (министерств, судов), введению чрез­вычайного положения, прекращению полномочий парламента. С согла­сия Верховной рады президент назначает премьер-министра.

Согласно переходным постановлениям, президент в течение трех лет после вступления в силу конституции 1996 ᴦ. сохраняет право издавать указы по экономическим вопросам, не урегулированным законом. Эти указы, имеющие силу закона, должны быть одобрены Кабинœетом мини­стров, скреплены подписью премьер-министра и немедленно представле­ны в Верховную раду. Οʜᴎ вступают в силу по истечении 30 дней после их принятия и утрачивают свое действие после принятия Верховной радой закона по этому вопросу.

При президенте существует Совет национальной безопасности и обороны. Это координационный орган. В его состав входят премьер-ми­нистр, министры национальной обороны, внутренних дел, иностранных

дел, председатель Службы государственной безопасности. Решения этого органа оформляются указами президента.

Президент прекращает исполнение обязанностей в случае добро­вольной отставки (заявление должно быть сделано им на заседании пар­ламента), невозможности исполнения обязанностей по состоянию здоро­вья, импичмента͵ смерти. Невозможность исполнения обязанностей по состоянию здоровья устанавливается на заседании парламента͵ это ре­шение принимается большинством его состава на основании письменно­го представления Верховного суда Украины и медицинского заключения.