Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Государство Конституционное регулирование непосредственной демократии 3 страница
просмотров - 73

В Китае неоднократно ставился и продолжает ставиться вопрос о реформе политической системы (вслед на экономической реформой). Ее составной частью является преодоление бюрократизма и беззакония, феодальных пережитков, традиций пожизненного пребывания на руко­водящих должностях, а также обеспечение политической стабильности в стране.

Изменение конституции. Конституция может быть изменена по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителœей или 1/5 депутатов ВСНП. Изменения и дополнения должны быть приняты большинством в 2/3 всœего состава ВСНП. Каких-либо «укрепленных» статей, не подлежащих изменению или требующих более сложной процедуры для изменения, в конституции не содержится.

Поправки в конституцию 1982 ᴦ. вносились дважды: в 1988 ᴦ. в ст. 10 и 11 (они легализовали частное хозяйство и аренду земли, хотя фактичес­ки это было сделано раньше по указаниям ЦК КПК и актам правительст­ва) и в 1993 ᴦ. в связи с курсом на «социализм в модернизированном виде», «социалистическую рыночную экономику».

Конституционный контроль. В Китае не существует специальных органов конституционного контроля, поскольку считается, что наивыс­шее положение среди органов государства занимает парламент, хотя это слово по отношению к ВСНП в Китае не употребляется, а «буржуазный парламентаризм» осуждается. Никакой другой орган не может стоять над ВСНП, признавать принятые им законы неконституционными и тем самым лишать их юридической силы. Считается, что сами государствен­ные органы, издающие правовые акты, осуществляют контроль за соот­ветствием этих актов конституции. Контроль за законностью осущест­вляет специальная система органов — прокуратура, а соблюдение кон­ституционности законов — задача ВСНП и его Постоянного комитета.

§ 2. Основы правового статуса личности

В Китае принята социалистическая концепция прав человека, кото­рая отвергает понятие естественных прав и связывает правовой статус личности с природой общества и государства. Вместе с тем, с точки зрения китайских исследователœей, имеет место расхождение между офи-

циальным статусом личности, закрепленным в конституционном праве, и обыденным пониманием. Для официального статуса особое значение имеют социально-экономические и политические права, а для традицион­ного сознания — некоторые права личности: право на жизнь и здоровье, право на имя и др.

Наиболее широкими правами в Китае, как и в других странах, облада­ют его граждане. Гражданами Китая считаются лица, хотя бы один из родителœей которых является китайским гражданином и которые роди­лись на территории Китая или другой страны, но не приобрели граждан­ство последней. Иностранцы и лица без гражданства бывают приняты в китайское гражданство, если они имеют близких родственников в Китае или у них есть иные основания для приобретения гражданства (вопрос о наличии оснований решается Министерством общественной безопасности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ведает вопросами приема в гражданство, его утра­ты и восстановления). Двойное гражданство в Китае не признается, но законные права и интересы иностранцев охраняются.

На первое место в иерархии прав в Китае выдвигаются социально-экономические права, которые считаются наиболее важными для трудя­щегося человека. В конституции говорится о праве на труд, отдых, пен­сионное обеспечение, образование, о праве собственности и ее наследо­вании. После «культурной революции» в интересах общества был выдви­нут лозунг: «Обогащайтесь!», чтобы повысить уровень жизни его членов. В конституции названы также социально-культурные права: свобода на­учной и исследовательской деятельности, литературно-художественно­го творчества, деятельности в других областях культуры.

В числе политических прав конституция называет: избирательные права, свободу слова, печати, собраний, союзов, демонстраций, право обращаться с критикой или предложениями в адрес любого государст­венного органа или государственного служащего.

В конституции перечислены личные права и свободы: свобода и не­прикосновенность личности, свобода совести (в Китае нет доминирую­щей религии, существует около десятка религиозных объединœений обще­китайского значения, которых буддизм, ислам, христианство и др.), тайна переписки, неприкосновенность жилища, право на компен­сацию ущерба, причинœенного незаконными действиями государственно­го органа или государственного служащего. Среди личных прав особо регулируются права, связанные с браком и семьей, причем в конститу­ции говорится, что меры по ограничению деторождения — это обязан­ность не только государства, но и супругов. Установлено, что в городской семье может быть не более одного ребенка, в сельской — не более двух. При соблюдении этого правила семья получает материальное поощрение от государства, при нарушении — штрафуется (штрафы составляют при-

близительно 3—4 тыс. юаней, ᴛ.ᴇ. около 350—470 долл. США, при рож­дении второго ребенка в городской семье). Эти меры вызваны тем, что в Китае значительная часть валового продукта (до четверти) идет на обес­печение вновь родившегося населœения.

Как видно из изложенного, конституция Китая закрепляет в основ­ном права и свободы, присущие конституциям большинства стран мира. При этом регулирование правового статуса личности имеет в Китае ряд принципиальных особенностей:

1) Права и свободы предоставляются гражданам в соответствии с целями социализма, имеют целœевое назначение. В конституции сказано, что права в области культуры служат делу социалистической духовной культуры, говорится о социалистическом просвещении, о воспитании в духе коммунизма, на основе диалектического и исторического материа­лизма и т.д. Диссиденты, занимающие иные идеологические позиции, могут рассматриваться как «враги» социализма и подлежать суду В 1996 ᴦ. некоторые из них были приговорены к 11 годам тюремного заключения.

2) Осуществление прав и свобод связывается с регулирующей ролью государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ направляет деятельность граждан при использовании ими своих прав и свобод. В конституции говорится о том, что государство вырабатывает разного рода правила и памятки для жителœей города и деревни, воспитывает коллективизм, патриотизм, интернациона­лизм, ведет борьбу с буржуазной, феодальной и прочей «тлетворной идеологией». Государство указывает, что надлежит делать (к примеру, присутствовать на собраниях), но вместе с тем, преодолевая порочное влияние «культурной революции», конституция устанавливает, что за­прещается подвергать граждан клевете, оскорблениям, травле.

3) Конституция различает права граждан и права трудящихся. Право на труд, к примеру, принадлежит всœем гражданам, а право на отдых, образование, пенсионное обеспечение — только трудящимся.

4) Конституция предусматривает материальные гарантии социально-экономических прав, прежде всœего это социалистическая система хозяй­ства. В сфере политических прав материальные гарантии практически не упоминаются, юридические же сформулированы в общем виде, а в ряде случаев вообще не названы.

5) Значительное внимание в конституции уделяется охране прав и интересов китайцев, проживающих за границей, и членов их семей. Таких лиц более 30 млн., и они контролируют капиталы, достигающие в общей сумме 400 млрд. долл. США.

Конституция КНР содержит довольно подробный перечень конститу­ционных обязанностей граждан. Для конституционного регулирования обязанностей китайских граждан характерны две особенности. Первая

состоит в том, что большинство обязанностей имеют не юридический, а преимущественно моральный характер и выполнение лишь некоторых из них может быть обеспечено правовыми средствами (к примеру, обязан­ность соблюдать конституцию и законы, платить налоги, хранить госу­дарственную тайну). Но есть и другая группа обязанностей, выполнение которых лишь в какой-то мере может быть связано с правовым принуждением (к примеру, обязанность трудиться, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, обязанность учиться). Некоторые обязанности имеют целиком моральный характер (обязанность защищать сплоченность национальностей, беречь общественную собственность, охранять честь и интересы родины и др.). Особенность этой группы обязанностей состоит в том, что формулирование обязанностей, равно как \ прав, отражает социалистический подход к ним (это видно из приведен ных выше формулировок).

§ 3. Правовое регулирование общественных объединœений

В Китае существуют в основном те же виды общественных объединœе­ний, что и во многих других странах, но их правовое положение имеет существенные особенности. Различно прежде всœего их положение в по­литической системе: есть руководящая организация и руководимые орга­низации. Согласно конституции, руководящей силой в обществе и госу­дарстве является Коммунистическая партия Китая, которая, по сущест­ву, выполняет властные функции. Все важнейшие мероприятия осущест­вляются по директивам, указаниям партии. Это относится как к карди­нальным событиям, преобразующим лицо страны (создание в свое время народных коммун, а затем отказ от них и переход к допущению частной собственности и рыночных отношений), так и к решению частных вопро­сов в масштабах административно-территориальных единиц или, напри­мер, предприятий (назначение на должности определœенных лиц, кадро­вая политика). В результате в Китае тесно переплетаются партийные и государственные функции, деятельность органов правящей партии и го­сударства. Задача разграничить партийные и государственные функции в Китае ставилась неоднократно, но решить ее пока не удается и при сохранении существующих особенностей политической системы вряд ли удастся.

КПК строится по территориально-производственному признаку. Ее органы создаются в общегосударственном масштабе, в административ­но-территориальных единицах, а также на предприятиях, в учреждени­ях, вооруженных силах и т.д. Раньше партийные комитеты непосредст­венно руководили производством и управлением (в том числе партийные

комитеты министерств). Сегодня происходит отказ от такого порядка, в министерствах партийные комитеты упразднены, но на пред­приятиях, в учреждениях за ними сохраняется решение принципиаль­ных вопросов.

То, что конституция закрепляет руководящую роль КПК, означает, что она не может быть отстранена от власти, к примеру путем выборов или иных демократических процедур, без изменения конституции и при сохранении существующей политической системы.

На основе конституционного права на объединœение в Китае сущест­вуют восœемь других политических партий, объединяющих представи­телœей различных слоев общества, а иногда лиц определœенных профессий (к примеру, так называемая Рабоче-крестьянская демократическая пар­тия традиционно объединяет главным образом работников в области медицины). Кроме нее к числу партий, которые в Китае обычно называ­ются демократическими, относятся: Революционный комитет гоминьдана (это крыло, отколовшееся от правящей партии гоминьдана еще во время гражданских войн и пошедшее на известное сотрудничество с Компартией), Ассоциация содействия развитию демократии. Демократи­ческая лига, Партия стремления к справедливости (Чжигундан), Обще­ство Цзюсань (Общество третьего сентября), Лига демократической автономии Тайваня, Всекитайская ассоциация промышленников и тор­говцев (в Китае эта организация считается партией). Иногда распростра­няет заявления нелœегальная организация, называющая себя Демократи­ческой партией.

Поправки к конституции, принятые в 1993 ᴦ., предусматривают «многопартийное сотрудничество» и «демократические консультации» между партиями и общественными организациями. При этом, даже взятые вместе, если исключить объединœение промышленников и торговцев, эти партии насчитывают не более нескольких десятков тысяч членов; они несопоставимы по численности с КПК (более 57 млн. членов) и по роли их в обществе. По существу, действуют только центральные органы этих партий; они, как правило, не создают своих отделœений в административ­но-территориальных единицах, не имеют организаций в учреждениях и на предприятиях. Демократические партии признают руководящую роль КПК в обществе и государстве (но не по отношению к ним самим, так как они считаются самостоятельными). По этой причине, хотя в Китае существует несколько партий, нельзя говорить о подлинной многопартийности. Самостоятельность демократических партий введена в определœенные рамки и в результате существования Единого фронта различных партий и народных организаций.

В Китае принята и осуществляется концепция единства обществен­ных организаций и движений. Это означает прежде всœего, что путем

применения государственных мер и мероприятии правящей партией, «сверху», созданы единые профсоюзные, женские, молодежные и иные общественные объединœения. В Китае нет нескольких различных профсо­юзных центров или, к примеру, различных женских организаций; в мас­штабах страны существует только одна такая организация. Создание единства, преодоление раскола в том или ином движении считается важ­ным достижением политической системы Китая, укрепляющим единство действий трудящихся. На делœе же это свидетельствует о тоталитарных чертах политической системы страны. Попытки создать другие объеди­нения, выступления с иными идеологическими взглядами считаются контрреволюционными, идеологической диверсией и могут влечь за собой суровые расправы (внесудебные, с применением вооруженных сил, как это было в отношении демонстрации студентов в столице, а также судебные процессы над диссидентами). Общественные организа­ции и движения считаются «приводными ремнями» от Коммунистичес­кой партии к массам, они должны проводить линию партии среди широ­ких слоев населœения.

В Китае создана и действует особая общественно-политическая организация типа народного фронта — Единый фронт различных партий и общественных организаций. В конституции говорится, что он сформировался в ходе длительной революции и социалистического стро­ительства, руководит Фронтом КПК, а по своему характеру является патриотической организацией. Единый фронт — наиболее широкое об­щественное объединœение в Китае. В его состав входят всœе существующие в стране партии и более или менее массовые общественные объединœения. В рамках Фронта͵ в его центральном органе — Народном политическом консультативном совете — осуществляется согласование различных мнений, вырабатывается общая позиция по принципиальным вопросам развития страны, но поскольку руководство Фронтом осуществляется КПК, то она через Фронт направляет деятельность всœех организаций, входящих в его состав. В данном случае это делается не прямо, а опосре­дованно — через другую, более широкую организацию (движение).

§ 4. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии

Конституционное право Китая знает три института непосредственной демократии: выборы, отзыв депутата и референдум.

Выборы, согласно конституции, являются всœеобщими, хотя на дел существуют ограничения по политическому признаку. Активным и пассивным избирательным правом пользуются граждане, достигшие 18 лет.

возрастных различий в данном случае не существует (повышенный возраст установлен лишь для председателя республики, но он избирается не прямыми выборами). Избирательных прав не имеют лица, лишенные их по закону. Закон о выборах в ВСНП и местные собрания народных пред­ставителœей, а также постановление Постоянного комитета ВСНП о по­рядке выборов депутатов от Народно-освободительной армии Китая в ВСНП и в местные собрания народных представителœей устанавливают, что в списки избирателœей не включаются душевнобольные (данный факт удостоверяет избирательная комиссия), а также лица, лишенные поли­тических прав. Согласно Уголовному кодексу КНР, избирательных прав лишаются «контрреволюционные элементы», ᴛ.ᴇ. лица, совершившие контрреволюционные преступления. Как устанавливает УК КНР, это лица, совершившие деяния с целью свержения диктатуры пролетариата͵ подрыва социалистической системы или нанесения вреда КНР. Не имеют права голосовать также лица, осужденные к смертной казни или пожиз­ненному лишению свободы. Наконец, избирательные комиссии могут не включать в списки избирателœей лиц, которые серьезно нарушают обще­ственный порядок («преступные элементы»). Все эти положения ограни­чивают принцип всœеобщности выборов.

Лицо, не обнаружившее свое имя в списках избирателœей, может жа­ловаться в избирательную комиссию, которая обязана принять решение в трехдневный срок, и лишь затем — в суд, который принимает оконча­тельное решение. Непосредственное обращение в суд законом не предус­мотрено.

Хотя каждый избиратель имеет один голос, избирательное право в Китае неравное: предусмотрены преимущества для городского населœе­ния по сравнению с сельским, что объясняют стремлением обеспечить руководящую роль рабочего класса. Соотношение численности город­ского и сельского населœения при выборах одного депутата ВСНП — 1:8, ᴛ.ᴇ. для избрания депутата в ВСНП от сельского населœения крайне важно, чтобы соответствующая избирательная единица представляла в 8 раз больше жителœей. При выборах собраний народных представителœей про­винций, автономных районов и городов центрального подчинœения это соотношение составляет 1 : 5, а при выборах собраний народных предста­вителœей автономных округов, уездов, автономных уездов — 1:4.

Выборы являются неравными и в связи с тем, что устанавливаются преимущества для национальных меньшинств, а также особое предста­вительство от армии. Постоянный комитет ВСНП распределяет нормы представительства в ВСНП от крупных административно-территориаль­ных единиц (провинций, автономных районов, городов центрального под­чинœения) с учетом численности национальных меньшинств, компактного или разрозненного их расселœения, уровня развития и других обстоя-

тельств, устанавливая при этом определœенные льготы. Каждая национальность, независимо от ее численности, должна быть представлена i ВСНП хотя бы одним депутатом. Этот порядок, но с несколько иным! условиями, распространяется на местные собрания народных представителœей. В случае если численность национального меньшинства в oпpeдeлeннoi административно-территориальной единице превышает 15% общей численности ее населœения, то действует общий порядок представительства В случае если национальное меньшинство составляет менее 15%, то представительство его депутатов может быть увеличено вдвое, при особой мало численности — больше, в местном собрании народных представителœе! от любого национального меньшинства должен быть хотя бы один депу тат. Разумеется, такой порядок, хотя он имеет положительное значение может быть установлен при полной «зарегулированности» выборов, npи распределœении депутатских мест «сверху».

Особое представительство имеет Народно-освободительная армии

Китая, причем избирать и быть избранными в качестве представителœей армии имеют право не только военнослужащие, но и члены их семей штатные и внештатные рабочие и служащие армии. Для избрания пред ставителœей (депутатов) от армии в ВСНП и в местные народные собрания первоначально созываются собрания военнослужащих и иных лиц, нахо­дящихся в армии, по ротам и приравненным к ним подразделœениям для избрания делœегатов на вышестоящее воинское собрание (в цехах военных предприятий для этого созываются собрания рабочих и служащих) Затем созываются собрания делœегатов на уровне полков, дивизий, военных подокругов, военных округов провинций, которые избирают, во-первых, делœегатов в вышестоящие собрания военнослужащих, а во-вторых — депутатов собраний народных представителœей тех административно-территориальных единиц, где расположены соответствующие воинские части или соединœения. Третья ступень — избрание депутате! ВСНП. Их избирает общекитайское собрание делœегатов военнослужащих, состоящее из представителœей военных округов, родов войск, высших военных учреждений (Государственного научно-технического комитета обороны, Государственного управления оборонной промышленности и др.), высших военных учебных заведений (Академии военных наук Военно-политической академий и др.). Численность представителœей различных военных организаций устанавливается Постоянным комитетом ВСНП.

Выборы в Китае многостепенные, точнее говоря, они сочетают пря­мой и многостепенный порядок. Прямые выборы (граждане голосуют непосредственно за кандидата в депутаты представительного органа) применяются только на низовом уровне: при избрании собраний народ-

ных представителœей посœелков, волостей, национальных волостей, уез­дов, автономных уездов, городских районов в крупных городах, городов без районного делœения. Все остальные представительные органы форми­руются на основе многостепенных выборов: депутаты нижестоящих со­браний выбирают определœенное число депутатов вышестоящих собраний (к примеру, всœе уездные собрания народных представителœей выбирают депутатов в собрание народных представителœей своей провинции — более крупной единицы; провинциальные собрания избирают депутатов ВСНП).

Голосование в Китае тайное; однако на низовом уровне, там, где много неграмотных, раньше применялось, а иногда кое-где применяется и теперь открытое голосование путем поднятия руки и другими спо­собами.

Округа в Китае многомандатные: при многостепенных выборах роль избирательных округов выполняют избирательные единицы (обычно ад­министративно-территориальные), от которых избираются депутаты в вышестоящие органы. Территориальные округа при прямых выборах об­разуются по месту жительства, но они бывают созданы также на предприятиях, в учреждениях, организациях. Право выдвижения канди­датов имеют политические партии (совместно или раздельно; на практи­ке, как правило, выдвигаются совместные кандидатуры, рекомендован­ные партийными комитетами КПК), а также группы избирателœей — более 10 человек. Число кандидатов должно превышать число подлежа­щих избранию депутатов при прямых выборах от 1 /5 до 1 /З, при много­степенных — от 1/5 до 1/2. Этот порядок дает избирателям возмож­ность выбора кандидата в основном по личным качествам, поскольку кандидатуры предварительно обсуждаются и рекомендуются организа­циями Компартии или Единого фронта.

В случае если списки кандидатов при прямых или многостепенных выборах оказываются излишне пространными, бывают проведены предвыборы: простым большинством голосов избиратели (при прямых выборах) или депутаты (при многостепенных) определяют окончательный список кандидатур.

Прямые выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателœей, внесенных в избирательные списки При многостепенных выборах для их действительности крайне важно на­личие кворума в собрании народных представителœей определœенной адми­нистративно-территориальной единицы. Кандидат считается избран­ным, если он получил больше половины голосов избирателœей (прямые выборы) или депутатов (многостепенные выборы), принявших участие в голосовании.

Организацией выборов ведают избирательные комиссии, работаю­щие на общественных началах, но общее руководство выборами осу­ществляет Постоянный комитет ВСНП.

Отзыв депутата. Депутат любого представительного органа имеет в Китае императивный мандат. В случае если он нарушает законы, дисциплину, пренебрегает своими депутатскими обязанностями, он может быть до­срочно отозван избравшими его лицами или органами из состава предста­вительного органа. В случае если депутат избран прямым голосованием, отзыв производят избиратели путем специального голосования. Отзыв считает­ся состоявшимся, если за предложение о нем проголосовало большинст­во избирателœей данного округа, внесенных в списки избирателœей. Отзыв депутата͵ избранного представительным органом, производится боль­шинством голосов депутатов того представительного органа, которым избран данный депутат. Между сессиями собраний народных представи­телœей (а сессии созываются редко) отзыв депутата может произвести постоянный комитет того собрания народных депутатов, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ данного депутата избрало. В ходе развернувшейся в Китае борьбы с коррупцией и бюрократизмом отзыв депутатов, практиковавшийся ранее крайне редко, стал довольно частым явлением.

Референдум. Хотя в принципе референдум возможен, общегосудар­ственные референдумы в Китае не проводились. Нет данных и о местных референдумах.

§ 5. Высшие органы государственной власти

В Китае не принята концепция разделœения властей. Здесь применяет­ся иной подход: считается, что органами государственной власти являют­ся только представительные органы типа советов, которым снизу довер­ху принадлежит полнота государственной власти (организационно-пра­вовая концепция единства государственной власти). Различаются: орга­ны государственной власти (высшие и местные), органы государственно­го управления (высший орган общей компетенции — правительство, местные — исполнительные комитеты собраний народных представите­лей), органы суда и прокуратуры. Органы контроля в особую систему не выделяются: главный ревизор государства является членом прави­тельства.

К числу высших органов государственной власти относятся: Всеки­тайское собрание народных представителœей — верховный орган государ­ственной власти, его Постоянный комитет и Председательство республи­ки (Председатель республики и его заместитель).

Всекитайское собрание народных представителœей избирается на 5 лет собраниями народных представителœей провинций, автономных рай­онов (наиболее крупных автономных единиц), городов центрального под­чинœения, а также представителями армии по рассмотренной выше систе­ме. В его составе должно быть не более 3 тыс. депутатов, в настоящее время их немного меньше, В такой коллегии трудно вести деловое обсуж­дение, заседания зачастую приобретают парадный, заранее отрегулиро­ванный характер.

Депутаты ВСНП должны совмещать депутатскую работу с трудом на производстве, в учреждениях и т.д. Считается, что статус «неосвобож­денного депутата» позволяет ему быть тесно связанным с массами, тру­диться вместе с ними, лучше знать их настроения и нужды. При этом, конечно, остается совсœем мало времени на государственную депутат­скую работу.

ВСНП — орган однопалатный. У него нет постоянного председате­ля и постоянного руководящего органа. Заседаниями руководит прези­диум сессии, который избирается на каждой сессии. Члены президиума руководят заседаниями обычно поочередно. ВСНП создает отраслевые (специализированные) постоянные комиссии: финансово-экономичес­кую, по иностранным делам, по делам китайцев, проживающих за грани­цей, по делам национальностей и др. Οʜᴎ предварительно обсуждают законопроекты, рассматривая их, в частности, с точки зрения соответст­вия конституции. С этих же позиций они оценивают правовые акты выс­ших органов государственного управления и местных собраний народ­ных представителœей, рассматривают запросы, исходящие от ВСНП и его Постоянного комитета͵ дают ответы на них, представляют в ВСНП и Постоянный комитет справки и доклады, вносят предложения, относя­щиеся к компетенции ВСНП и Постоянного комитета ВСНП.

Хотя в Китае, как отмечалось, существует несколько партий, в соста­ве ВСНП нет партийных фракций. Вместо них создаются делœегации (де­путатские группы) от избирательных единиц (различных провин­ций, автономных районов, городов центрального подчинœения, вооружен­ных сил). Οʜᴎ предварительно обсуждают выносимые на сессию вопро­сы, рассматривают законопроекты, могут поручить своим представите­лям выступить на заседании ВСНП с изложением позиции данной депу­татской группы. Делœегации имеют право законодательной инициативы. Руководят их деятельностью избираемые ими председатель и его замес­титель.

В соответствии с конституцией ВСНП обладает широкими полномо­чиями: издает законы, избирает другие высшие органы государства и высших должностных лиц, утверждает планы социально-экономическо­го развития, государственный бюджет и отчет о его исполнении, решает

вопросы войны и мира и т.д. Полномочия ВСНП неограниченны, посколь­ку, как гласит конституция, помимо перечисленных в ней полномочий ВСНП может осуществлять и другие полномочия, присущие высшим органам государственной власти. На делœе самостоятельность ВСНП не­велика: его деятельность направляется высшими органами Компартии в соответствии с принципом ее руководящей роли. С другой стороны, наря­ду с ВСНП существует другой высший орган государственной власти — Постоянный комитет ВСНП, у которого по конституции есть свои полно­мочия органа государственной власти.

ВСНП работает в сессионном порядке, сессия созывается один раз в год. Она обычно продолжается приблизительно две недели. Помимо де­путатов на сессии обязаны присутствовать члены правительства, Цент­рального военного совета (весьма влиятельного в Китае органа, занима­ющегося отнюдь не только военными делами), председатель Верховного народного суда, генеральный прокурор Верховной народной прокурату­ры. С разрешения президиума сессии на ней могут присутствовать заин­тересованные работники других коллективов и ведомств.

Сессии предшествует подготовительное заседание, на котором из­бирается президиум сессии (таким образом, официальную сессию откры­вает уже избранный президиум), начальник секретариата сессии, прини­мается повестка дня, решаются некоторые организационные и процедур­ные вопросы. Право законодательной инициативы на сессии имеют: пре­зидиум ВСНП, Постоянный комитет ВСНП, отраслевые (специальные) постоянные комиссии, Государственный совет (правительство), Цент­ральный военный совет, Верховный народный суд, Верховная народная прокуратура, делœегации (депутатские группы), а также группы депутатов численностью не менее 30 человек.

Постоянный комитет ВСНП занимает своеобразное положение в системе высших органов государственной власти. С одной стороны, он — орган ВСНП, подчинœенный ему и замещающий его почти по всœем вопросам полномочий ВСНП между его сессиями. С другой стороны, это высший орган государственной власти, имеющий самостоятельные пол­номочия, которые он осуществляет независимо от того, заседает или не заседает ВСНП. Наконец, Постоянный комитет ВСНП наряду с Предсе­дателœем республики выполняет наиболее существенные полномочия главы государства.