Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Государство Народная законодательная инициатива 5 страница
просмотров - 64

§ 3. Правительство

Понятие, состав и структура правительства. Правительство может иметь различные названия: совет министров, кабинœет, кабинœет министров, государственный совет (Китай), административный совет (КНДР), федеральное правительство (Германия), правительство (Чехия) и др. В субъектах федерации, иногда в политических автономиях бывают местные правительства. В некоторых странах (Бразилия, Мексика, США и др.) такого коллегиального органа ни в государстве в целом, ни в субъ­ектах федерации нет, министры, каждый в отдельности, подчинœены пре­зиденту, а в штатах должностные лица — губернатору (некоторые долж­ностные лица, избираемые в США, как и губернатор, населœением, ему подчинœены только по отдельным вопросам). При этом в последние десяти­летия всœе чаще во многих президентских и во всœех полупрезидентских республиках создается коллегиальный орган, называемый обычно сове­том министров. Правда, он имеет ограниченные полномочия, как и его председатель — премьер-министр: фактически правительством руково­дит президент.

Как правило, правительство — это коллегиальный орган исполни­тельной власти, обладающий общей компетенцией осуществляющий ру­ководство государственным управлением. Он возглавляет администра­тивную, ᴛ.ᴇ. исполнительно-распорядительную, деятельность в стране, под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

С точки зрения перечня/должностных лиц состав правительства в разных странах различен. В его состав входит возглавляющий правитель­ство премьер-министр, который может иметь другие официальные назва­ния — премьер Государственного совета в Китае, министр-председатель в Болгарии, государственный министр в Швеции. Под руководством пре­мьера работают министры, государственные министры (в Японии так принято называть любой член кабинœета министров, в Португалии — заместите­ли премьер-министра), государственные секретари (в США так называ-

ют министра иностранных дел, другие министры называются секретаря­ми, в Великобритании различаются «старшие» и «младшие» по своему положению министры — первые обычно называются государственными секретарями), парламентские секретари, которые обеспечивают связи правительства и министров с парламентскими структурами, представля­ют министров в парламенте.

В состав правительства часто включаются министры без портфеля — лица, которые не руководят какими-либо ведомствами, но на заседаниях правительства имеют право решающего голоса. Иногда они выполняют отдельные поручения премьер-министра, координируют работу группы министерств.

В некоторых странах, особенно в Великобритании, по традиции сохраняются средневековые названия отдельных членов правительства иногда не дающие точного представления о круге их занятий: лорд-канцлер (по существу, это министр юстиции, председательствующий также в палате лордов), лорд — хранитель печати, канцлер казначейства (министр финансов). В некоторых развивающихся странах бывает должность главного министра (министра-координатора), курирующего работа нескольких однородных министерств, бывают также министры, управляющие крупными регионами страны. В Великобритании есть также министры по делам Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. Конститу­цией или законом может быть установлена определœенная численность министров: не мене 7 в Норвегии, 7—15 в Ирландии, не более 14 в ОАЭ.

В странах тоталитарного социализма должность министра с правом решающего голоса имеют иногда заместители председателœей крупных государственных комитетов, к примеру планирования, руководители массовых общественных организаций — женской, молодежной, профсо­юзов, включаемые в состав правительства в соответствии с их общест­венным положением (к примеру, в Румынии в прошлом). Иногда в заседа­ниях правительства регулярно принимают участие не имеющие ранга министра руководители неправительственных ведомств, но лишь с правом совеща­тельного голоса. Во Вьетнаме, на Кубе в заседаниях правительства на регулярной основе принимают участие руководители крупнейших общественных организаций, но также с правом совещательного голоса.

Нередко в составе правительства создаются более узкие структуры которые могут выполнять некоторые (порой довольно важные) полномочия правительства. Существуют четыре формы таких органов:

1) в некоторых странах с влиянием англосаксонского права (в само? Великобритании, в Индии и др.) различаются правительство и кабинœет Правительство включает всœех министров, младших министров, которые по терминологии других стран, являются лишь заместителями ведущих министров, иных лиц, и вследствие этого имеет очень широкий состве

(иногда более 80 человек). При этом правительство никогда не собирается в полном составе как особый орган. Заседает и правит страной кабинœет, как правило, включающий около 20 или немногим более министров, которые отбираются премьер-министром и приглашаются им в свою ре­зиденцию на заседания обычно раз в неделю;

2) в некоторых странах континœентального права (Франция, франкоя­зычные страны Африки и др.) различают совет министров и совет каби­нета. Заседания совета министров — это официальные заседания прави­тельства, проходящие под председательством президента; на них прини­маются наиболее важные решения. Заседания совета кабинœета проходят под председательством премьер-министра, обычно каждый раз по особо­му поручению президента; на них рассматриваются главным образом оперативные вопросы;

3) в странах тоталитарного социализма нередко внутри правительст­ва создается особый орган — президиум или бюро правительства. В его состав входят премьер, его заместители, иногда некоторые министры. Президиум (бюро) принимает решения по многим важным вопросам, относящимся к компетенции правительства;

4) в некоторых случаях в составе правительства создаются межве­домственные комитеты или комиссии, объединяющие группы родствен­ных министерств. Им также делœегируются полномочия по решению от­дельных вопросов компетенции правительства.

Особую роль в правительстве играет премьер-министр (председа­тель правительства). От него зависит подбор кандидатур в состав прави­тельства. Нередко парламент избирает или назначает только премьер-министра, остальных министров он назначает и смещает сам (Болгария, Германия). Часто он принимает решения от имени правительства. При нем создаются различные органы — ведомство федерального канцлера в Германии, гражданский и военный кабинœеты во Франции. У него есть личный секретариат. Для предварительного решения вопросов или для их окончательного решения он созывает совещания близких ему ми­нистров.

Премьер-министры имеют высокий должностной оклад. Выше всœех оплачиваются премьер-министр Сингапура — 810 тыс. долл. США в год, премьер-министр Японии — ,400 тыс. (вдвое больше президента США и в 14 раз больше президента Польши).

При правительстве создается орган управления делами правительст­ва. Управляющий делами правительства в странах тоталитарного социа­лизма нередко имеет ранг министра, в других странах он тоже иногда принято называть министром по делам правительства.

В странах Запада правительство, будучи создано главой государства, парламентом, не подчиняется указаниям своей партии; считается, что

оно не может служить интересам партии, а должно отстаивать общегосу­дарственные интересы. Фактически, однако, в составе правительства находятся именно лидеры партии, но главную роль играет не централь­ный орган партии, а ее парламентская фракция. В странах тоталитарного социализма правительство действует по указаниям центрального коми­тета правящей партии.

Формирование правительства. Способ образования правительства зависит от формы правления. В единичных еще сохранившихся абсолют­ных монархиях, в том числе и в прикрытых конституционно-парламент­ской оболочкой, глава государства назначает членов правительства обычно из своих ближайших родственников (Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.). Выбор министров свободен для главы государ­ства и в дуалистических монархиях, хотя король иногда учитывает ситуа­цию в парламенте. В президентской республике глава государства также формирует правительство по своему усмотрению из известных деятелœей своей партии (Бразилия, Египет, Колумбия, Мексика и др.), хотя в неко­торых таких республиках, к примеру, в формировании правительства принимает участие верхняя палата (в США согласие на назначение министров дает сенат; он не занимается вопросом партийной принадлежности на­значаемых на должность министров, а проверяет лишь компетентность кандидатов и их моральный облик). В целом это президентский способ формирования правительства.

В полупрезидентской республике партийный состав парламента учи­тывается при формировании правительства, поскольку для назначения премьер-министра обычно требуется согласие парламента (нижней пала­ты). На Украинœе, в некоторых других постсоциалистических государст­вах установлен именно такой порядок. Это частично парламентский спо­соб формирования правительства, поскольку для назначения других ми­нистров, кроме премьера, согласия парламента не требуется (в редких случаях такое согласие крайне важно для назначения некоторых ключевых министров). После выборов президента͵ если даже избрано то же лицо на новый срок, правительство формируется заново.

В парламентарных монархиях и парламентарных республиках приме­няется парламентский способ формирования правительства, основан­ный на выборах в парламент. После каждых выборов (и в случае если парламент был распущен досрочно) правительство формируется заново, Даже если у власти сохранилась та же партия, но выборы нового прези­дента не влекут за собой создания нового правительства. Правительство при данном способе формирования считается созданным, если оно полу­чает доверие парламента͵ но юридически оно создается следующим за этим указом (декретом и т.п.) главы государства. В данном случае глава государства (в Швеции, что редкость, — председатель парламента) сна-

чала назначает кандидата в премьер-министры — лидера партии (блока партий), в отношении которого можно полагать, что созданное им одно­партийное или коалиционное правительство может получить в парламен­те при голосовании утверждение — вотум доверия. Предварительно глава государства иногда встречается с лидерами различных партий для выяснения их мнения. Назначенное в качестве кандидата на пост главы правительства лицо подбирает кандидатуры министров, представляет их вместе с программой деятельности парламенту и просит его о доверии. В некоторых странах (Португалия, Швеция) положительным считается такое голосование парламента͵ при котором против не проголосовало большинство (а не большинство было «за»). В этом случае с учетом воздержавшихся правительство может быть утверждено меньшинством парламентариев. После этого глава государства издает соответствую­щий акт. В Болгарии и Германии парламентом утверждается только глава правительства, министров он назначает сам. Смещает он их тоже по своему усмотрению.

В некоторых странах, особенно там, где в парламенте представлено много мелких партий (некоторые Скандинавские страны, государства Северной Европы), кандидат на пост премьер-министра, которому глава государства поручает формирование правительства, обычно принято называть форматором. Иногда сменяется несколько форматоров, прежде чем со­став правительства представляется парламенту, который к тому же не всœегда его утверждает.

При подборе министров в состав правительства соблюдаются опреде­ленные условия. Чаще всœего они отражают традиции и обычаи страны. В Индии в состав правительства обязательно включаются представители крупнейших штатов (Уттар-Прадеш, Гуджарат и др.), в Кении — пред­ставители племен, насчитывающих не менее 3% населœения страны (поэ­тому в Кении обычно существует многочисленное правительство), в Канаде учитываются национальность и язык. Бывает, что условия для вхождения в состав правительства устанавливаются конституцией. В Бельгии, согласно ст. 86-бис конституции, в состав правительства должно быть включено равное число министров, говорящих на французском \ нидерландском языках; ст. 96 конституции Швейцарии устанавливает что в состав правительства может быть включено не более одного министра от одного кантона. В ряде стран установлен определœенный возраст для члена правительства (в Бразилии — 25 лет, в Египте — 30); натура­лизованные граждане могут стать министрами по истечении нескольких лет после натурализации (в Мексике — 10). Министры должны испове­довать определœенную религию (ислам в некоторых арабских государст­вах), иметь соответствующий моральный облик (Финляндия). В Вели­кобритании и других странах (Индия, Греция) министры назначаются

только из числа парламентариев, они сохраняют свой парламентский мандат и даже могут голосовать по вопросу о доверии правительству. Во Франции, на Украинœе они должны сделать выбор: остаться парламента­риями или быть министрами. Не должны быть членами парламента мини­стры в США и Болгарии.

Министры имеют иммунитет, равный иногда иммунитету членов пар­ламента. Иногда министры бывают преданы суду только по решению парламента (нередко принятому квалифицированным большинством го­лосов), судит их особый суд. Οʜᴎ не должны совмещать должность мини­стра с другими должностями, должны приостанавливать профессиональ­ную деятельность, не участвовать в сделках с государственным имущест­вом. Гражданский иск по общему правилу может быть обращен против министра.

Виды правительства (с точки зрения партийного состава). В тех парламентарных государствах, где какая-либо партия имеет абсолютное большинство (50 % плюс один голос в однопалатном парламенте или его нижней палате) создается однопартийное правительство. Такая ситуа­ция характерна для стран с двухпартийной системой (Великобритания, Австралия, Канада и др.) и стран с одной доминирующей партией (напри­мер, в Индии, Японии так было довольно долго). В таких государствах лишь во время войны, чрезвычайных событий в однопартийное прави­тельство включаются представители других партий («частично разделœен­ная ответственность»).

В президентских республиках также создается однопартийное прави­тельство. Глава государства назначает министров из своей партии и лишь иногда вводит в состав кабинœета единичных представителœей других партий или беспартийных специалистов. Представители других партий должны действовать в таком правительстве в соответствии с политикой президента.

В полупрезидентских республиках состав правительства в опреде­ленной мере может быть связан с составом парламента (во Франции правительство по традиции должно получить вотум доверия). Во многих постсоциалистических полупрезидентских республиках президент не обязан учитывать состав парламента͵ но на делœе в какой-то мере делает это. Во всяком случае он учитывает отношение парламента к кандидату­ре премьер-министра, поскольку его назначение президентом должно получить предварительное согласие парламента (путем голосования). Хотя в постсоциалистической полупрезидентской республике в состав правительства могут входить представители разных партий (при их многочисленности и дробности обычно нет какой-либо ведущей партии) правительство часто рассматривается как беспартийное. Оно не должно проводить политику какой-либо одной партии, тем более что общее руко

водство им осуществляет беспартийный или считающийся беспартий­ным президент.

Однопартийные правительства всœегда создаются в странах тотали­тарного социализма, где действует одна партия, но там, где имеются другие партии, их представители обычно включаются в состав совета министров, что не изменяет, по существу, его характера: министры-ком­мунисты всœегда составляют в нем абсолютное большинство. Представи­телям других партий обычно отдаются два — четыре министерских поста͵ к тому же не очень весомых. Однопартийные правительства созда­ются в тех странах, где конституция или закон разрешают одну партию (в прошлом во многих государствах Азии и Африки как социалистичес­кой, так и капиталистической ориентации).

В случае если в парламентарной монархии или парламентарной республике в парламенте нет большинства от какой-либо партии, на основе предвари­тельного соглашения между лидерами нескольких партий формируется коалиционное правительство, поддерживаемое большинством парла­ментариев. Лидеры этих партий делят между собой министерские посты, чем, в частности, такое правительство отличается от правительства в постсоциалистической полупрезидентской республике, где министров выбирает президент. При поддержке (голосовании) депутатов, принадле­жащих к партиям, входящим в коалицию, коалиционное правительство получает вотум доверия, но часто оказывается непрочным из-за разног­ласий в коалиции (в Италии за полвека после второй мировой войны сменилось более 50 составов правительства, в Японии в 1993— 1996 гᴦ. — несколько составов). В Германии вследствие особенностей ее партийной системы вопрос о характере коалиционного правительства иногда решает небольшая по численности Свободная демократическая партия. Поскольку голоса между двумя ведущими партиями — Христи-анско-демократическим союзом и Социал-демократической партией — распределяются на выборах приблизительно поровну и ни одна из них не получает абсолютного большинства мест в парламенте, то от третьей, более значительной, чем другие, представленной в парламенте партии (свободных демократов) зависит, кто будет формировать правительст­во, — это будет лидер той партии, к которой она примкнет, с которой вступит в коалицию. Свободная демократическая партия на практике примыкала то к христианским демократам, то к социал-демократам. В последние годы она примыкает к первым.

В кризисные моменты, особенно в условиях войны, может быть обра­зовано коалиционное правительство особого рода — правительство национального единства с широким представительством разных пар­тий, принимающих на себя ответственность за руководство государст­вом. Такие партии и общественные движения часто объединяются на

основе совпадения первоочередных целœей, к примеру борьба против ино­земных захватчиков, но расходятся в понимании дальнейших путей раз­вития государства. По этой причине в правительстве национального единства (национального фронта и т.п.) существуют внутренние противоречия, а после достижения первоочередных целœей внутри него нередко начинает­ся настоящая борьба. Правительствами национального единства, нацио­нального спасения, национального восстановления нередко провозгла­шают себя правительства, приходящие к власти в развивающихся стра­нах после очередного переворота. Οʜᴎ, однако, формируются из состава руководителœей переворота͵ но не на партийной основе: обычно всœе поли­тические партии запрещаются.

В тех случаях, когда в правительстве есть одна-две крупные партии, не имеющие, однако, порознь большинства в парламенте, может быть создано правительство парламентского меньшинства. Одна из пар-гий формирует правительство, а несколько (или одна-две) малочислен­ных партий, не входя по принципиальным соображениям или не будучи приглашены в коалицию, обещают поддержать правительство голосова­нием при вотуме доверия и делают это. Такая ситуация сложилась в конце 80-х — начале 90-х годов в Индии, где поочередно было создано несколько правительств парламентского меньшинства, в 90-х годах в Японии и Турции. В ряде стран Скандинавии правительство парламент­ского меньшинства часто бывает коалиционным: коалиция партий, а не одна партия, находящаяся в парламенте в меньшинстве, создает такое правительство.

В случае если в парламентарной республике или парламентарной монархии не удается сформировать правительство на коалиционной основе, создает­ся служебное (деловое, чиновничье) правительство из специалистов. Οʜᴎ бывают беспартийными, могут принадлежать к партиям, но в их деятельности не должна учитываться партийная принадлежность. Такое правительство обычно имеет временный характер и существует до новых выборов в парламент, когда можно будет сформировать правительство на партийной основе. Часто оно создается именно для того, чтобы в услови­ях правительственного кризиса и отставки правительства организовать такие выборы (Болгария в феврале 1997 ᴦ.). Беспартийные правитель­ства существуют также всœегда в странах, где всœе политические партии запрещены или политическое развитие еще не привело к созданию пар­тий. Сегодня беспартийные правительства, состоящие пре­имущественно из родственников монарха, действуют в Саудовской Ара­вии, Бутане, Бахрейне, Катаре, Кувейте, ОАЭ (в ОАЭ правительство создает коллегия эмиров).

В результате военных и революционных переворотов нередко созда­ется временное правительство. Оно образуется внепарламентским

способом и не на основе конституционных норм. Временное правительство по составу своих членов может быть партийным и беспартийным Нередко оно не принято называть временным, но на делœе является таковым.

Полномочия правительства. В большинстве конституций полномочия правительства определœены самым общим образом. К примеру, французская конституция гласит: «Правительство определяет и проводит политику нации. Оно также распоряжается администрацией и вооружен­ными силами» (ст. 20). В парламентарных республиках и монархиях правительство осуществляет полномочия, принадлежащие по конститу­ции главе государства, хотя иногда определяются и некоторые особые полномочия правительства — обычно по частным вопросам. В тех прези­дентских республиках, где правительства как коллегиального органа нет, его полномочия осуществляет глава государства, а министры, со­ставляя кабинœет, действуют по указанию главы государства, помогая ему осуществлять свои полномочия (Бразилия, США и др.). Такая же ситуа­ция сложилась в тех президентских республиках, где есть советы мини­стров (Египет, Перу), хотя в данном случае иногда предусмотрены и некоторые собственные полномочия правительства.

Наиболее подробно компетенция правительства регламентируется конституциями в странах тоталитарного социализма. Обычно основные законы содержат перечень вопросов, поручаемых ведению правительст­ва (руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством, охрана общественного порядка и прав граждан, общее руководство внешними сношениями и строительством вооруженных сил, раз работка и осуществление планов экономического и социального развития страны, государственного бюджета и др.). Некоторые современны» постсоциалистические конституции (к примеру, Украины 1996 ᴦ.) следу ют этой традиции, также подробно перечисляя вопросы ведения правительства.

Лишь в единичных конституциях содержатся указания на вопросы которые правительство должно решать коллегиально (к примеру, конституция Словакии, вступившая в силу в 1993 ᴦ.). Это, как правило, наиболее важные вопросы в компетенции правительства.

На практике вопросы, вводящие в компетенцию правительства, часто решают его президиум (бюро), комитеты в правительстве, премьер-ми­нистр. В последние десятилетия роль премьера в коллегии правительства во всœех странах значительно возросла: ныне он уже не просто первый среди равных, а лицо, определяющее политику правительства. Да и голо­сование на заседаниях правительства бывает всœе реже, решающее слово принадлежит премьер-министру. От него же зависят и министры. Так, в некоторых парламентарных государствах, как уже говорилось, парла

мент избирает (назначает) только премьер-министра, а министров премьер назначает и увольняет сам.

Правительство издает подзаконные акты — нормативные и ненорма­тивные (указы, ордонансы, декреты, распоряжения и др.). Οʜᴎ занимают более низкое место по сравнению с актами главы государства. В полупре­зидентских республиках, в парламентарных монархиях и республиках правительства (в ряде стран — только министры, а не коллегия прави­тельства) могут издавать нормативные акты либо от своего имени, либо только как акты, оформляемые по указанию правительства в виде декрет-законов президента͵ приказов монарха в совете. В президентских респуб­ликах, даже если в них имеется совет министров, нормативные акты правительства издаются как акты главы государства. Как уже отмеча­лось, при различных формах правления правительство может также из­давать, при соблюдении определœенных условий, временные акты, имею­щие силу закона.

Ответственность правительства и его членов зависит от того, совершены ли ими те или иные правонарушения при исполнении служеб­ных обязанностей или в качестве частных лиц. В последнем случае в ряде стран они отвечают наравне с другими гражданами, но в некоторых стра­нах предусмотрен министерский иммунитет: министр предается суду по постановлению парламента͵ и судит его особый суд.

Ответственность при исполнении служебных обязанностей возмож­на за нарушение закона при исполнении служебных обязанностей, за уголовные преступления (государственную измену и др.), за нарушение служебных обязанностей. Она может быть политической, уголовной, гражданской и дисциплинарной. Политическая ответственность воз­можна перед парламентом, президентом (главой государства) и премьер-министром. Ответственность перед парламентом выражается в вынесе­нии им вотума недоверия (резолюции порицания) правительству или отдельному министру, в отказе в доверии правительству (данный вопрос ставится по инициативе самого правительства) и как следствие — в увольнении правительства или министра в отставку. Политическая от­ветственность — это ответственность перед нижней палатой или однопа­латным парламентом. Перед верхней палатой правительство несет ответ­ственность в редчайших случаях (Италия).

Сегодня наблюдается тенденция усложнения процедур выражения недоверия правительству и министрам. Это связано с увели­чением числа полупрезидентских республик, с крайне важностью обеспе­чения стабильности правительства. Во многих странах вотум недоверия может быть предложен лишь 1/10 (Колумбия), 1/4 (Чехия), а иногда 1 /З общего состава однопалатного парламента или нижней палаты (Бе­лоруссия). В отдельных парламентарных республиках и монархиях (Гер­мания, Венгрия, Папуа — Новая Гвинœея) предусмотрен так называемый

19 1465

конструктивный вотум недоверия: в резолюции с выражением недоверия главе правительства должен быть одновременно предложен его преем­ник. Выражение недоверия и смещение одного премьера происходит одновременно с назначением другого, что обеспечивает преемственность и стабильность правительственной власти. В некоторых странах запре­щено вносить резолюцию о вотуме недоверия тем же депутатам на дан­ной сессии, если их предыдущая резолюция о недоверии была отвергну­та. Есть и другие ограничительные правила.

С другой стороны, наряду с усложнением процедур выражения недоверия сама по себе эта процедура получает широкое распространение Хотя и с рядом условий, но она может применяться теперь в президентских республиках Латинской Америки (Венесуэле, Коста-Рике, Уругвая и др.), но только по отношению к отдельным министрам (правительств! в этих странах является кабинœетом президента).

Политическая ответственность перед главой государства выражается в смещении министра (увольнении в отставку) президентом. Это воз можно как в президентских, так и в полупрезидентских республиках неоднократно происходило в отдельных постсоциалистических государствах: президент увольнял министров за «неправильную политическую линию».

Политическая ответственность перед премьер-министром также выражается в требовании премьера к министру подать в отставку, в частности в случае разногласий по принципиальным вопросам. Эта ответственность имеет различные формы. В парламентарных республиках \ монархиях, где министры подбираются премьером и зависят от него руководитель правительства всœегда может потребовать от министра за явление об отставке. Подобное часто наблюдалось в Великобритании Индии, Италии, Японии. В полупрезидентских республиках, чтобы уво лить министра, премьер должен действовать через президента͵ так как министры назначаются им, хотя большинство из них подбираются премьер-министром (к примеру, на Украинœе).

Политическая ответственность министров перед парламентом може1 быть солидарной и индивидуальной. При солидарной ответственное всœе правительство уходит в отставку, даже если недоверие выражено одному из его членов (Франция, Испания, Куба), при индивидуальное уходит только тот министр которому парламентом выражено недоверие В некоторых странах возможен и тот, и другой вид ответственности Вопрос о том, какая форма ответственности будет применена, если недоверие выражено только одному министру (нескольким министрам), но не правительству в целом, решает в одних государствах кабинœет (Великоб­ритания), в других — парламент (Италия).

Политическая ответственность правительства и министров имеет важную особенность: она возможна не только за правонарушения, но и

без таковых, что чаще всœего и бывает. По этой причине она и принято называть полити­ческой. Парламент выражает недоверие правительству и министрам за недостатки в работе, упущения, считая политическую линию правитель­ства или министра неверной, нередко в связи с грубым нарушением этических норм. По этим же основаниям применяет форму политической ответственности президент или премьер-министр.

Увольнение министров возможно путем импичмента. В США он осу­ществляется подобно импичменту президенту. В Дании импичмент ми­нистру может быть возбужден не только парламентом, но и монархом, решение в этом случае принимает Высокий суд королевства.

Формы уголовной ответственности министров за преступления, совершенные при исполнении служебных обязанностей, неодинаковы. В одних странах возможен импичмент, аналогичный импичменту в отноше­нии президента͵ в других парламент не осуществляет импичмент, а толь­ко предъявляет обвинœение (Польша, Франция). В этом случае министр подлежит судебной ответственности, но судит его особый суд (во Фран­ции — Высокий суд правосудия, в Польше — Государственный трибу­нал). По решению парламента судить министров может конституцион­ный суд (Италия), но часто в этом случае речь идет лишь о последующем предании обычному уголовному суду. Словом, действует общий прин­цип: если министры имеют иммунитет (а во многих странах они его имеют), то первоначальное обвинœение должно предъявляться парламен­том. При этом и из этого общего правила есть исключения.