Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Государство Гражданство и режим иностранцев в зарубежных странах
просмотров - 281

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязан­ности граждан и государства основанная на признании и уважении достоинства, базовых прав и свобод человека. Гражданин находится под суверенитетом государства, и последнее может требовать от него выполнения обязанностей, даже если он пребывает за границей. Госу­дарство, со своей стороны, должно защищать граждан на своей терри­тории и оказывать им покровительство, когда они находятся за ее пре­делами.

Гражданство, будучи основой правового положения человека в государстве, одновременно является объектом одного из важнейших его прав. Именно обладание гражданством предоставляет человеку возмож­ность в полной мере реализовать свои разнообразные права и свободы, включая участие в управлении, и вместе с тем влечет выполнение в полной мере обязанностей по отношению к государству, включая его защиту.

Основные принципы гражданства, как правило, устанавливают­ся в конституциях, подробное же регулирование осуществляется обыч­ными законами. Есть конституции, которые специальных норм о граж­данстве не содержат.

Лица, находящиеся на территории данного государства, но не со­стоящие в его гражданстве, именуются иностранцами. Это бывают либо граждане иностранного государства, либо лица, никакого граж­данства не имеющие (лица без гражданства).

Подавляющее большинство людей приобретают гражданство по рождению. Но наряду с этим есть и другие способы его приобретения: принятие в гражданство, восстановление в нем, выбор гражданства.

Приобретение гражданства по рождению принято называть филиаци­ей. Гражданство приобретается на основе принципов «права крови» или «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителœей независимо от места рождения, а во втором — ребенок ста­новится гражданином того государства, на территории которого он ро­дился, независимо от гражданства родителœей. «Право почвы» нередко применяется в странах Латинской Америки и США. Чаще всœего оба прин­ципа в той или иной мере сочетаются.

Выбор или преобладание того или иного из них обусловливается главным образом политикой государства в демографической области. В случае если государство заинтересовано в быстром росте своего населœения, оно может ввести оба правила в полной мере.

Прием в гражданство иностранца по его заявлению принято называть натурализацией. Обычно натурализация может иметь место после бо­лее или менее длительного проживания иностранца на территории дан­ного государства. Нередко в качестве условий натурализации государ­ство требует определœенный стаж проживания в стране, владение ее язы­ком, наличие средств к существованию и др. Иногда круг прав натура­лизованных граждан несколько уже, чем у прирожденных.

Восстановление а гражданстве возможно для лица, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ со­стояло в гражданстве данного государства, но затем по какой-то причи­не его утратило. От натурализации восстановление в гражданстве от­личается обычно упрощенным порядком решения вопроса.

Выбор гражданства — оптация -имеет место в случае, когда ка­кая-то территория переходит от одного государства к другому. Жителям такой территории обычно предоставляется право оптировать (выбирать) гражданство того или другого государства, то есть сохранить прежнее или получить новое.

Гражданство прекращается вследствие таких причин, как отказ от гражданства (выход из гражданства), утрата гражданства, лишение граж­данства, оптация другого гражданства, а также по некоторым другим, более редким причинам.

Отказ от гражданства или выход из него может иметь место по заявлению заинтересованного гражданина и с согласия компетентных органов государства. Основания для отклонения соответствующего заявления обычно устанавливаются законом, и при отсутствии таких ос­нований в удовлетворении заявления не должно быть отказано.

Утрата гражданства обычно носит в известной мере автомати­ческий характер вследствие совершения лицом определœенных запрещен­ных деяний как, к примеру, поступление на иностранную государствен­ную службу. В странах, где предусмотрено автоматическое приобрете­ние гражданства иностранкой в случае вступления ее в брак с гражда­нином данного государства, расторжение этого брака влечет утрату граж­данства, приобретенного указанным способом. Иногда, законодатель называет утратой гражданства любой вид его прекращения.

Лишение гражданства является санкцией государства в отноше­нии лица, допускающего недозволенное поведение. Обычно такая мера применяется только к натурализованным гражданам и то в течение срав­нительно небольшого срока после натурализации.

Безгражданство(апатризм) и многогражданство(бипатризм) — эти оба состояния, как правило, порождаются несовпадением принципов приобретения и пре­кращения гражданства в различных странах. Лицами без гражданства являются те, кто не может доказать наличие у них какого-либо граждан­ства. Состояние безгражданства может возникнуть и в результате пре­кращения гражданства.

Наиболее частым случаем многогражданства является двуграждан-ство (бипатризм), то есть принадлежность лица к гражданству двух го­сударств, что удостоверяется соответствующими документами. Двойное гражданство в ряде случаев создает для его обладателя определœенные сложности, если каждое из государств требует от него выполнения граж­данских обязанностей. Государства, как правило, отрицательно отно­сятся к такому состоянию и заключают договоры о предотвращении слу­чаев двойного гражданства, обязывая лиц, имеющих гражданство обе­их сторон договора, выбрать одно гражданство и тем самым прекра­тить другое. Во всяком случае, за своими гражданами государства не признают никаких прав, вытекающих из наличия у них также другого гражданства. Более того, такие граждане подчас подвергаются некото­рым ограничениям в правах.

Договоры между государствами о двойном гражданстве обязыва­ют стороны учитывать наличие у своих граждан также гражданства дру­гой стороны, и, в частности, не требовать от них выполнения опреде­ленных гражданских обязанностей, если эти обязанности были выпол­нены по отношению к другой стороне (к примеру, военная служба). При этом пока что признание многогражданства — исключение из пра­вила, хотя и можно предполагать, что всœе более тесная взаимосвязь между государствами и снятие угрозы военных конфликтов приведут к расши­рению этой практики.

Режим иностранцев. В демократическом государстве иностран­цы по своему правовому положению в основном приравниваются к собственным гражданам (национальный режим), за отдельными ука­занными в законе изъятиями. К примеру, они не подлежат призыву на военную службу, не пользуются избирательными правами, не могут осу­ществлять некоторые занятия, занимать некоторые должности, иногда приобретать некоторые объекты собственности и т.д.

Убежище, высылка из страны, выдача иностранному государ­ству.Демократические конституции обычно предусматривают возможность предоставления убежища иностранцам, как правило, по полити­ческим основаниям (если они, к примеру, подвергаются преследовани­ям по религиозным, научным и иным подобным мотивам).

Следует отметить, что предоставление убежища не влечет за собой автоматически предоставления гражданства. И то, и другое зависят от усмотрения государства и реализуются в различном по­рядке. Вполне возможны ситуации, когда убежище лицу предоставля­ют, но в гражданстве отказывают.

Демократические конституции нередко специально предусматри­вают запрещение высылки из страны, как своих граждан (экспатриа­ции), так и законно находящихся в стране иностранцев. Точно так же обычно запрещается выдача (экстрадиция) иностранным государствам своих граждан и иностранцев, за исключением случаев, предусмотрен­ных международными договорами.